Педагогические взгляды Роберта Оуэна
Роберт Оуэн – (1771–1858), английский промышленник и крупный теоретик социализма. Родился 14 мая 1771 г. в Ньютауне (Монтгомеришир, Уэльс) в семье ремесленника. Учился в местной школе, с десяти лет приобщился к торговле мануфактурой в Стамфорде (графство Нортгемптоншир). После четырех лет работы в Стамфорде получил место в Манчестере, где к 1790 г. он был назначен управляющим хлопчатобумажной фабрикой, на которой работало пятьсот рабочих.
Экономический кризис, наступивший после 1815 г., побудил Р. Оуэна предложить план расселения безработных в «поселках общности и сотрудничества». Лишь к 1825 году он сумел создать экспериментальную общину, а вслед за ней и другие коммуны в Великобритании. За год до этого Р. Оуэн отправился в Америку и основал в Уобаше (шт. Индиана) трудовую коммуну, назвав ее «Новой гармонией», которая в 1828 г. она распалась.
Остаток жизни Р. Оуэн провел в Англии. В 1829 г. он оставил управление фабрикой и занялся популяризацией своего учения; после неудачи американского опыта Р. Оуэн создавал «внутренние колонии», крупнейшей из которых явилась просуществовавшая с 1839 по 1845 г. «Гармония-Холл».
Умер Р. Оуэн в Ньютауне 17 ноября 1858 года.
Роберт Оуэн в 1810-1813 гг. написал «Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера», в которых изложил сущность системы воспитания человека и его воззрений на общественный строй.
Первые два из его очерков посвящены изложению основных начал системы воспитания и образования.
В основании его взглядов лежало то убеждение, что человек во всех своих действиях зависит от влияния окружающей среды и обстоятельств. При рождении человек одарен от природы известными качествами, подвергающимися потом воздействию разных обстоятельств, за которые он совершенно не ответствен. От влияния окружающей среды зависят образование его характера и все его действия на пользу или во вред себе и другим. Абсолютной свободы не существует, и потому человек не может нести полной ответственности за свои убеждения и поступки. Изменение характера человека возможно только при изменении той обстановки, в которой он живет.
Коренной мотив всех человеческих действий – в стремлении к личному счастью, которого можно достигнуть, только способствуя счастью всего общества; и этот принцип должен быть принят за основание новой системы воспитания.
В основании деятельности Роберта Оуэна по воспитанию детей лежало убеждение, что воспитание молодых поколений, направленное не только на улучшение личности, но и на развитие всего было бы самою высокою деятельностью человека.
Цель воспитания – формирование самостоятельно и рационально мыслящего человека. Всечеловеческая гармония может быть положена лишь должным воспитанием людей. Для создания людей совершенных надо всех воспитывать с самого рождения с одинаковой тщательностью, без проявления каких бы то ни было пристрастий и так, чтобы никто не стремился к лучшим условиям. Главным должно быть нравственное воспитание. Умственное воспитание предполагает, что знания не должны противоречить здравому смыслу. Необходимым условием для всестороннего развития человека является трудовое воспитание, поэтому ребёнок в школе наряду с общим образованием должен получить трудовые навыки. Средствами физического воспитания могут быть военные упражнения.
Роберт Оуэн стремился к тому, чтобы вопрос об образовании подрастающих поколений сделался общим национальным делом, чтобы правительство и высшие классы стали во главе этого движения и чтобы усвоенная система была построена на самых широких и разумных началах. Им была разработана система 4 образовательных ступеней:
1. Школа – для малышей 1-5 лет, где с детьми занимаются чтением, танцами, играют на свежем воздухе.
2. Дневная школа – для детей 5-10 лет, в которой изучаются родной язык, арифметика, география, естествознание, история. Она делится на общеобразовательную и индустриальную (практическая работа в мастерских, саду и поле.
3. Вечерняя школа для подростков работающих на фабрики.
4. Вечерние лекции для взрослых.
Проникнутый этой мыслью, Оуэн принялся за дело воспитания. Его образовательные учреждения в Нью-Ланарке опирались на строго выработанные начала, лежавшие в основании целой системы нового общественного строя, подробно развитой им в "Книге нового нравственного мира" изданной в 1836 году:
1) Человек представляет собою смесь органических качеств, полученных при рождении, с изменениями их, происшедшими под влиянием внешних обстоятельств. Со дня его рождения до самой смерти прирожденные свойства его натуры и заимствованные извне находятся в постоянном взаимодействии.
2) По его первоначальной организации все развивающиеся в нем чувства и убеждения независимы от воли человека.
3) Его чувства и убеждения, взятые порознь и вместе, образуют то побуждение к действию, которое мы называем волею и под влиянием которого происходят все его поступки.
4) Не найдется двух существ, которые были бы совершенно одинаковы по своей организации при рождении, равным образом никакие искусственные средства не в состоянии сделать их такими.
5) Тем не менее, природа каждого ребенка, за исключением случаев органических недостатков, может быть настолько изменена, что из него выйдет хорошее или дурное существо, под влиянием окружающих обстоятельств, непрерывно действующих на него с самого дня его рождения.
Заслуга Роберта Оуэна в том, что он первый привел эти положения в строгую систему и настаивал, чтобы они легли в основание текущей жизни и воспитания подрастающих поколений.
В третьем очерке Оуен описывает «Новый институт для формирования характера», который объединил школу для маленьких детей, дошкольного учреждения и начальную школу. Это здание с внутренним двором. Дети начинали играть здесь, едва научившись ходить. Оуэн говорил, что многие из свойств характера ребенка развиваются при первом пробуждении сознания; вот почему дурная семейная среда оказывает такой вред на его развитие уже с раннего детства.
К внутреннему двору для игр прилегало помещение для младенческой школы, куда принимались дети до четырехлетнего возраста. В ней много внимания уделялось физическому воспитанию: соблюдался правильный режим дня, дети получали здоровую пищу, значительную часть времени проводили на свежем воздухе, регулярно занимались гимнастикой, часто под музыку. Детей начинали учить танцам с двухлетнего возраста, а пению с четырех лет; позже их обучали и игре на различных инструментах. Все эти занятия способствовали развитию у них ловкости, изящества, хорошего вкуса. Таким образом, физическое воспитание тесно сочеталось в «школе для маленьких детей» с эстетическим.
Очень важным в воспитании детей младшего возраста Оуэн считал развитие «духа общественности». Своих питомцев он стремился воспитать честными, правдивыми, приветливыми, вежливыми, привить им привычку приходить на помощь товарищам в затруднительных случаях и другие положительные нравственные качества.
Заботясь об умственном развитии детей, во время непринужденных бесед их знакомили с окружающими предметами, их свойствами и практическим назначением. Любознательность детей старались возбуждать доступными для их понимания разговорами и рассказами. Стены комнат, где они собирались, были увешаны большими, хорошо исполненными картинами, изображавшими разных животных и птиц; кроме того, была большая коллекция разных предметов окружающей природы. Летом с детьми предпринимали прогулки по окрестностям; их всячески поощряли к вопросам об окружающем мире и таким образом они получали довольно много полезных сведений. Уроки в школе, состоявшие из наглядного преподавания и разговоров, продолжались не более трех четвертей часа. Все преподавание до шестилетнего возраста имело характер игры, к этому времени дети уже знали азбуку, их любознательность была сильно возбуждена. Игры; в школе для маленьких детей сочетались с элементарными трудовыми процессами.
По сторонам помещения для воспитания малюток располагались классные комнаты для детей от четырех до шести и до восьми лет. Верхний этаж был приспособлен для детей старшего возраста, начиная с восьми лет. После «школы для маленьких детей» воспитанники переходили в начальную школу, из которой Оуэн изгнал догматизм и зубрежку. Он считал необходимым вооружать детей конкретными знаниями, доступными их возрасту и полезными в дальнейшей жизни. Учебный план начальной школы включал в себя, кроме родного языка и арифметики, элементы географии, ботаники, минералогии. Девочек, кроме того, обучали шитью, кройке, вязанию, приучали держать дом в чистоте и порядке, их посылали в общественную кухню и столовую, где они должны были научиться готовить. Мальчики овладевали простейшими видами ремесленного труда, учились садоводству.
Традиционное преподавание религии было заменено уроками морали. В начальной школе продолжались занятия танцами, пением; для мальчиков была введена военная гимнастика. Все обучение велось на основе широкого применения наглядности: в школе имелось большое количество различных коллекций и других экспонатов; стены большого зала были расписаны изображениями животных и растений.
Здесь одновременно можно было видеть за занятиями до трехсот человек детей. Их образование продолжалось до десятилетнего возраста, когда они поступали на фабрику; но желающим предоставлялись все средства для продолжения учебных занятий. Были устроены вечерние классы, а также особые чтения для взрослых работников. Детей начинали учить танцам с двухлетнего возраста, а пению с четырех лет; позже их обучали и игре на различных инструментах. По окончании работы они собирались вместе с родителями в одной из больших зал школы, где устраивались танцы и пение. Каждую неделю бывал концерт, в котором участвовало иногда до полутораста человек детей, певших народные баллады и песни.
Поясняя разработанный им метод первоначального ознакомления детей с окружающими их простыми явлениями и фактами, Роберт Оуэн отмечал, что детей, прежде всего надо научить фактам, начиная с более знакомых юному уму и постепенно переходя к самым полезным и необходимым.
Выделяя главную цель воспитания, Оуэн говорит: «Как скоро молодой ум будет достаточно подготовлен, учитель должен пользоваться каждым удобным случаем, чтобы уяснить прямую и неразрывную связь между выгодами и счастьем каждого отдельного лица и всего общества».
В последнем очерке Роберта Оуэна, посвященном обсуждению общих государственных мер, которые могут способствовать поднятию нравственного уровня и материального благосостояния населения, он отмечает, что правительство должно ввести единообразную национальную систему воспитания и обучения бедных и невежественных классов и в основание ее положить дух мира и разумности.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 15524;