Теория воспитания джентльмена Джона Локка
Дж. Локк (1632-1704) родился в Англии, в семье ученого свободомыслящего правоведа. Сначала учился в Вестминстерской (средней) школе, а потом в Оксфордском университете. Он с увлечением отдавался естественнонаучным занятиям и изучению медицины. По выходе из университета он продолжал самостоятельные занятия медициной. Излечение им лорда Эшли сблизило его с семьей графа. Ему было поручено воспитание сына графа, выполненное им весьма успешно 1) В связи с политическими преследованиями Шефтсбери, Локку пришлось дважды жить вне Англии: во Франции (1675-1679 г) и Голландии (1683-1689 г.).
По возвращении в Англию в 1690 г выпустил в свет «Опыт о человеческом разуме». Вскоре появляются «Мысли о воспитании», «Об управлении разумом» и «О разумности христианства».
Джон Локк является первым ученым педагогом нового времени. В своем философском труде «Опыт о человеческом разуме» он доказывал, что в сознании человека нет «врожденных идей» и представлений, душа ребенка подобна «чистой доске». Из этого вытекала высокая оценка роли воспитания в развитии человека. Локк считал, что знания и идеи происходят, прежде всего, из чувственного опыта. Представления входят в сознание человека через ощущения, органы чувств. Это, по мнению Локка, важнейшее средство познания мира. Но, по его мнению, кроме, внешнего опыта существует внутренний, являющийся собственной деятельностью рассудка. Исходя из этих положений, он указывает на особое значение разума, который оценивает и определяет то, что доставляет человеку счастье и пользу. Отсюда вытекает важность воспитания разума.
Свои педагогические взгляды Джон Локк изложил в книге «Мысли о воспитании», задачей которого он считал воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно.
Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, где, по мнению Локка, собрана «пестрая толпа дурно воспитанных, порочных мальчиков всякого состояния».
Особое внимание он придавал физическому воспитанию. «Здоровье необходимо нам, – писал Дж. Локк, – для наших дел и нашего благополучия. Поэтому, с раннего детства необходимо закаливать тело ребенка, добиваться выносливости, умения преодолевать усталость, невзгоды, перемены». Для этого с первых лет следует его закалять и приучать к лишениям. «Постель ребёнка должна быть жёсткой и стёганое одеяло лучше перины». Локк советует начинать закаливание с самого раннего детства не слишком тепло одевать детей, легко обувать детей, ежедневно мыть ноги их в холодной воде, чтобы ребенок был застрахован от простуды, больше держать их на свежем воздухе; возможно раньше учить их плавать; заниматься с ними физическими упражнениями, которые способствуют выработке мужества и настойчивости. Необходимо приучать воспитанника к простой, умеренной пище: полезно давать детям молоко, молочный суп, кашу на воде, овсянку и т.п. Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом. Таким образом, достигается дальнейшая цель физического воспитания, сближающая его с воспитанием духовным. Тело приучается сдерживать свои желания и потребности, уступая место требованиям духа: тело делается „способным повиноваться приказаниям духа.
Настоящий джентльмен – человек, умеющий достичь собственного счастья, но в то же время не препятствующий в этом другим джентльменам.
Люди должны быть мудрыми и, добиваясь своей цели, учитывать реальные возможности. Поэтому человеку необходимо умение руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Выработка характера, воли, нравственной дисциплины – важнейшие задачи воспитания.
Духовное воспитание, по Локку, в целом состоит из четырех моментов: развития добродетели, мудрости, благовоспитанности и сообщения познаний. Наиболее существенным из них Локк считает первый, – развитие добродетели: «Без нее человек не будет счастлив ни в этом, ни в другом мире». К ее развитию и должно быть, главным образом, направлено воспитание духа.
Суть воспитания духа к добродетели состоит в том же, в чем и суть воспитания физического. «Как сила тела заключается, главным образом, в его способности переносить невзгоды и лишения, так и сила духа состоит в том же: всякое начало и основание всей добродетели и всего человеческого достоинства (т.е. достоинства человека, как разумного существа) покоятся на том, чтобы человек был способен отрекаться от собственных желаний, противостоять своим собственным наклонностям и только следовать тому, что указывает, как наилучшее, рассудок, хотя бы вожделение влекло его на какой-нибудь другой путь».
Если суть воспитания духа к добродетели состоит в способности сдерживаться и отрекаться от своих желаний, следуя только указаниям разума, то ясно, что главными средствами воспитания являются дисциплина и приучение (привычка), примеры и рассуждения. Первые служат выработке способности сдерживать и отказываться; вторые – дают руководство пробуждающемуся разуму.
Нельзя потворствовать капризам ребенка, но нельзя и не удовлетворять его законных желаний. По Локку, крупная ошибка в том, что детей не приучают с ранних лет «повиноваться дисциплине и уступать разуму». С ранних лет потакают их всяческих желаниям, капризам, а потом удивляются, откуда дети становятся строптивыми, испорченными и своевольными. Достигается это в раннем детстве через страх и уважение к воспитателю, в более зрелые годы власть воспитателя поддерживается любовью и дружбой.
Главные воспитательные средства – пример, среда, окружение ребенка, а не рассуждения. Особенно важно с раннего детства сформировать у ребенка устойчивые положительные привычки. Нельзя добиться положительных результатов грубостью и насилием. Только ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания, могут принести результат. При этом не следует одновременно формировать несколько привычек. Формальное заучивание правил поведения бессмысленно. Применяя идею наглядности обучения и к практике нравственного воспитания, Локк рекомендовал показывать детям на наглядных примерах, как им следует поступать и чего следует избегать. Практика, повторные действия, закрепление положительного опыта поведения, привычек и черт характера рассматривались Локком в качестве важнейших средств воспитания. Он считал также целесообразным использовать для закрепления положительного опыта поведения повторные нравственные действия. Искусство воспитания, по Локку, состоит в использовании каждого благоприятного случая для создания специальных ситуаций, побуждающих ребёнка к желаемым повторным действиям, укрепляющим положительную привычку.
Эффективность воспитательному процессу придаст изучение индивидуальных особенностей ребенка, которое ведется посредством наблюдения различных его качеств и поведения.
«Рабская дисциплина создает и рабский характер» – писал Локк, выступая противником телесных наказаний. Но, в то же время, считал возможным их применение в случаях упорства и открытого неповиновения.
Так же своеобразно он относился и к религиозному воспитанию, считая, что главное – не приучение детей к обрядам, а воспитание любви и почтения к богу, как к высшему существу.
Обучение, по Локку, должно иметь в виду нужды будущей практической деятельности воспитанника. Поэтому он выступал резко против традиционного классического образования, защищая реальное образование, вооружающее полезными знаниями: джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому и латинскому языкам, географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, истории, законоведению, бухгалтерии, верховой езде и танцам. Воспитанник должен овладеть каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством. Возможно обучение парфюмерному делу, гравированию и навыкам лакирования.
Необходимость трудового воспитания объяснялась тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знания ремесел может принести пользу в предпринимательской деятельности.
Воспитатель должен разбудить в ребенке интерес к учению, развивать его любознательность. Недопустимо, считал Локк, превращать учение в занятия, которые неприятны ребенку. Учитель, используя стремление детей к новому, в то же время должен приучать их заниматься и неинтересным делом. Следует помнить, что из детского любопытства вырастает стремление к знаниям и надо относится к этому со всем вниманием и уважением, не давая лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей понимание и способность к самостоятельному мышлению. При обучении не должны применяться наказания.
Но воспитанник должен был быть не только подготовлен к успешному ведению практических дел, но и сознавать свою гражданскую ответственность, быть приспособлен к «добродетельной жизни», проявлять интерес к изучению того, в чём он может быть полезен своей стране. Образование выступает, таким образом, и в качестве средства развития важнейших гражданских, нравственных качеств личности.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 7059;