Педагогическая теория Яна Амоса Коменского
Я. А. Коменский (1592-1670 гг.) родился в семье члена общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете.
В 1614 г. Коменский – учитель братской школы в Пршерове. В 1627 г. Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с религиозными гонениями Коменский эмигрировал в Польшу в г. Лешно, где преподавал в гимназии и закончил спустя 5 лет свою «Дидактику» на чешском языке. Переведенная на латинский язык она стала известна как «Великая дидактика». В это же время он создал несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631 г.), «Астрономия» (1632 г.), «Физика» (1633 г.), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632 г.). В 40-х гг. Коменский по предложению шведского правительства занялся в Эльблонге подготовкой реформы школ для Швеции и разработкой методики преподавания латинского языка.
В 1650 Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично осуществить устройство пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в1651 г. в книге «Пансофическая школа». В Венгрии спустя семь лет Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках», в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.
Я.А. Коменский жил в переходный период от средневековья к новому времени, что определило некоторую двойственность его мировоззрения, в котором тесно переплетались с одной стороны материалистический сенсуализм, с другой – глубокая вера в бога. Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми все явления, связанные с педагогическим процессом и возможным управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по его мнению, он должен подчиняться общим ее законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Требование строить воспитание природосообразно заключается в том, что человек является частью природы и подчиняется ее универсальным законам. «Природа все собирает вместе, – говорил Я.А. Коменский, – рыбы собраны в водах, деревья – в лесах, травы – в полях, следовательно, и дети для обучения должны быть собраны в школах».
Вместе с этим принцип природосообразности воспитания предполагает изучение законов духовной жизни. Целью воспитания, великий чешский педагог считал, исходя из религиозных воззрений того времени подготовку человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей – богу. Поэтому противоречивость мировоззрения нашла отражение в задачах воспитания:
– познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), которое строится на чувственном опыте, реалистически;
– управление собой (нравственное воспитание);
– стремление к богу (религиозное воспитание).
Оценивая роль воспитания, Я. Коменский говорил, что человек делается человеком только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте – в детстве.
Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому – как языку науки, культуры того времени.
Давая возрастную периодизацию и намечая соответствующую каждому возрасту школьную ступень, Я. Коменский устанавливает четыре последовательных возраста: детство, отрочество, юность и возмужалость по аналогии с четырьмя временами года и таким же количеством стадий в развитии растений.
Для каждого из возрастов чешский педагог определил особую ступень образования:
– для детства (до 6 лет) – «материнскую школу» в каждой семье, т.е. дошкольное семейное воспитание;
– для отрочества (6-12 лет) – школу родного языка в каждой общине, селении, области;
– для юности (12-18 лет) – школу латинскую или гимназию в каждом городе;
– для возмужалости (18-24 года) – академию в каждом государстве.
Великий чешский педагог разработал единую школьную систему, подробно разработал содержание образования для каждого периода:
– «материнская школа» – воспитание в семье под руководством матери до 6 лет. В материнской школе ребенок должен получить образные представления об окружающем мире. Основные науки, зачатки которых развиваются в ребенке – это естествознание, астрономия, география. Эти знания не должны носить характер зубрежки, они вырабатываются в ходе каждодневного общения ребенка с окружающим миром. Ребенок в детстве получает элементарные навыки труда и хозяйства, знакомится с предметами домашнего обихода, их употреблением, учиться самостоятельно ухаживать за собой. «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям».
– школа родного языка – чтение и письмо на родном языке, изучение арифметики, элементов геометрии, географии, естествознания, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами, с элементами геометрии, элементы естествознания и географии, закон божий, ручной труд, пение. Она предназначена для детей без различия пола, сословий, вероисповеданий и национальности.
– латинская школа – латинский, греческий, иностранные языки, грамматика, риторика, диалектика, математика, астрономия, музыка, физика, история, естествознание, география, этика и богословие.
Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук – естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики. Шесть последовательных классов гимназии в школе Коменского носятназвания: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.
– академия – высшая школа для молодёжи, которая предусматривает наряду с подготовительным обычные факультеты университетов того времени (богословский, юридический, медицинский).
Анализируя школьную систему Я.А. Коменского, следует отметить то новое, что разработал великий педагог в этой области:
1. Идею всеобщего начального обучения.
2. Теорию дошкольного воспитания.
3. Теорию начального обучения.
4. Идею начальной школы на родном языке.
5. Содержание обучения в гимназии.
В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда вытекали основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения.
Я. Коменский подробно разработал организацию школьной работы, а именно: установил понятие школьного года с его делением на четверти, организацию учебного дня, классно-урочную систему и т.д.
Педагог требовал, чтобы прием учащихся в школу происходил один раз в год – осенью. В конце года, по его мнению, должны проводиться переводные экзамены из класса в класс.
Учебный день должен начинаться утром и продолжаться в школе родного языка 4 часа, а в гимназии – 6.
Я.А. Коменский рекомендовал в классах собирать детей примерно одного возраста и уровня развития и проводить занятия уроками (определенное время для изучения отдельной темы). Он давал ряд методических указаний, как вести урок: часть урока уделять опросу учащихся, часть – изложению нового материала и упражнениям. Учитель на уроках должен проверять знания учащихся, добиваясь прочного, основательного усвоения знаний всеми учениками.
Разрабатывая дидактику, великий педагог поставил своей целью дать на новых началах теорию обучения, или «всеобщее искусство учить всех всему скоро, легко и основательно». Будучи сенсуалистом и рационалистом по своим философским воззрениям Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Начало познания всегда вытекает из ощущений; он говорил: «ведь нет ничего в уме, чего ранее не было в ощущениях». Поэтому следует начинать обучение не со словесного толкования о вещах, а с реального наблюдения за ними. Я. Коменский требует, чтобы обучение начиналось с вещей, явлений, так как «вещь – тело, слово – одеяние». Надо учиться так, «чтобы исследовались вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о вещах, чтобы при изучении слух соединялся со зрением и слово - с деятельностью руки». Этим он положил начало важнейшему дидактическому правилу, которое гласит: восприятие становится сильнее, если в нем одновременно участвуют несколько органов чувств.
Коменский требует, чтобы учитель, сообщая что-либо ученикам, не только рассказывал, но и показывал: «чтобы все, что обыкновенно изучается в каждом классе, будь то теоремы или правила, или образы и эмблемы из преподаваемого предмета, изображались наглядно на стенах аудитории».
Ученики должны заучивать только то, что они поняли. Выступая против догматического обучения, он писал: « Не следует ни чему учить на основании одного только авторитета, но всему учить на основании доказательства, посредством внешних чувств и разума». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений и до понимания связи между ними. После обозрения объекта или явления в общих чертах нужно обратиться к подробному изучению частей. Надо приучать учеников «оттенять различия вещей, чтобы знание всех вещей было точное».
Следующим главным принципом работы школы по Коменскому является систематичность обучения. Необходимо доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. «В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факторы и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению его отдельных сторон».
Понимание изученного будет достигнуто правильно лишь в том случае, если учебный материал будет излагаться учителем систематически и последовательно, чтобы предыдущее пролагало путь последующему и «ничто не было пропущено, ни извращено». Говоря о последовательности обучения, он советует сначала развивать чувства учащихся (так как без правильного умения наблюдать не может быть правильного обучения), затем – память, дальше – мышление, наконец – язык и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить его на деле. Материал следует располагать так, чтобы каждый новый материал органично следовал из предыдущего. По мере взросления развивают сначала чувства учащихся, затем память, мышление и, наконец, речь и руку. Таким образом, Коменский применяет метод последовательности.
В тесной связи со своими дидактическими правилами Ян Коменский рассматривал требование прочности знаний. «Необходимо, – писал он, – закладывать прочные основания, идти вперед не спеша, останавливаться, постоянно повторять, изучая что-либо до тех пор, пока учащиеся не усвоят материал вполне прочно». Поэтому, он придает большое значение повторению и упражнению. Обучение вне всякого сомнения должно быть и посильным, а усвоение материала прочным. Постоянные упражнение и повторение в школе Коменского были основными методами обучения языку и многим другим предметам. Но и в самих упражнения Коменский соблюдал диалектический принцип. Вначале ученики осваивали инструмент, с которым предстояло работать, затем выполняли отдельные элементы, и лишь как завершение брались за целую работу.
В книге «Законы хорошо организованной школы» великий педагог дал много правил, касающихся школьного режима, управления школой, обязанностей учителей, порядка обучения, поведения учеников.
Важным условием хорошо организованной школы является школьная дисциплина. «Школа без дисциплины, что мельница без воды». Но в то же время Ян Амос Коменский требует, чтобы из школы были изгнаны телесные наказания. Следует поддерживать дисциплину преимущественно «хорошими примерами, ласковыми словами и всегда искренним и откровенным благорасположением». Необходимо предрасполагать детей к занятиям, делая для них обучение привлекательным и легким.
В этой книге Коменский подчеркивает, что поддержание дисциплины пусть происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве юношеском должна иметь место кротокость без легкомыслия, при взысканиях – порицание без язвительности, при наказаниях - строгость без свирепости.
Коменский ставил задачу нравственного воспитания, как самого важного в человеческой жизни. Управление человеком собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания и достигается нравственным воспитанием. Он советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие. Необходимо внедрят путем упражнений способность переносить труды, больше того, стремление к ним; ибо достигнув этого, они будут иметь великое сокровище для жизни.
В качестве нравственных ориентиров для Яна Амоса Коменского выступает Христос. Средствами нравственного воспитания Коменский считал пример родителей, учителей, товарищей, наставления, беседы с детьми, упражнения детей в нравственном поведении (в частности, в воспитании мужества), борьбу с распущенностью, ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.
Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения. Он советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие. «Из числа нравственных добродетелей особенно настойчиво должен педагог рекомендовать и внедрять путем упражнений способность переносить труды, больше того, стремление к ним; ибо, достигнув этого, воспитанники будут иметь великое сокровище для жизни».
Одно из самых значительных мест в нравственном воспитании детей Коменский отводил семье, роли матери и отца. Школа, воспитатели, проповедники, считал он, могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло, но основное умонастроение личности рождается все-таки в семье.
Большое значение великий педагог придавал учителю, считая его должность очень почетной, «настолько превосходной, как ни какая другая под солнцем». С точки зрения, Коменского учительство является не столько профессией, сколько призванием. Человек должен прийти к мысли о том, что он будет давать образование подрастающему поколению в ходе жизненных переживаний. Он должен иметь солидную теоретическую подготовку, прежде чем приниматься за этот труд.
Ближайшая забота учителя состоит в том, чтобы увлекать учеников благим примером, в совершенстве владеть искусством обучения, быть настоящим мастером своего дела. Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности примером бодрости и трудолюбия, в поведении скромности и благонравия, в речах искусства разговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни. Учителю следует быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетели, человеком образованным и трудолюбивым. Он а так же постоянно работать над собой. Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-нибудь полезному.
Учитель должен заботиться о развитии и воспитании детей ,безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по отечески, учитывать и будить интерес к учению. «Ты не можешь,-писал он,-действовать как учитель, если не станешь поступать как отец».
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 5145;