Развитие школьного дела в странах Западной Европы в эпоху развитого Средневековья

 

Организация и содержание образования сохраняются в основных чертах и в период развитого Средневековья (XI–XIV вв.). Вместе с тем, монархические режимы ряда стран Европы стремятся сосредоточить власть в своих руках, на известную самостоятельность претендуют города, усиливается роль городской культуры. И, как следствие, подвергаются сомнению незыблемые ранее религиозные догматы.

В этих условиях служители церкви изыскивают новые способы утверждения веры не только путем расправы с инакомыслящими силами инквизиции, но и путем доказательств истинности самих божественных догм. Возникает новый вид средневековой учености – схоластика, цель которой и заключалась в том, чтобы представить вероучение в форме научного знания.

Главным представителем и создателем этого направления в утверждении религиозных догм былФома Аквинский (1225-1274). Уроженец Италии, он объездил всю Европу, выступал и преподавал в Париже, Кельне, Риме. В качестве основы для своих логических построений доказательства бытия Божия, бессмертности души он использует логику Аристотеля, строя на ее основе утверждение о незыблемости религиозных догм, о Боге как конечной цели всякого знания. Учение Фомы Аквинского, его постулаты были приняты церковью. Оно представляло собой как бы философию религии, способствовало связям религии и науки, хотя и довольно искусственным.

Укрепление в период развитого Средневековья городов приводит к усилению роли в обществе такого социального слоя, как ремесленники и купцы. Для их детей и были созданы цеховые и гильдейские школы. Обучение в них проходило на родном языке; наряду с чтением и письмом преподавалась арифметика, а религия входила как обязательный предмет. Однако развитию этих школ мешало отсутствие квалифицированных учителей. Чаще всего в этой роли выступали недоучившиеся студенты, беглые монахи и т.д.

Поэтому особое значение для детей ремесленников, купцов, а также крестьянства имела семья. Она передавала опыт, знания особенностей профессии, а также воспитывала нравственные качества, используя традиции, обычаи, обряды.

Общие черты воспитания в семье заключались в том, что огромное влияние оказывала религиозная вера, непререкаем был авторитет родителей, старшего, господина в конце концов. Слово старших было основным источником знания, пример старших – образцом поведения. Воспитание строилось на непререкаемости требований, суровости, физических наказаниях.








Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 793;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.