Педагогические идеи Древнего Рима
Становление философской мысли, в недрах которой развивались педагогические идеи, происходило под сильным и непрерывным влиянием эллинской традиции. От этой традиции отталкивались ее критики и сторонники.
Традиции римского и греческого воспитания отразились во взглядах мыслителя и политика Цицерона (106-43 гг. до н.э.). Полноценного образования достойны немногие, – говорил Цицерон, – большинство же нуждается прежде всего в «хлебе и зрелищах».
Под влиянием греческой философской традиции Цицерон рассматривал душевную жизнь человека как сложный поток меняющихся состояний. Человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Но есть силы, которые дают надежду и препятствуют его гибели: это – всепобеждающий разум и чувство благоразумия. Поощрить развитие таких сил, прежде всего, должна семья, полагал Цицерон.
Римская философия и педагогическая мысль достигли расцвета в I-II вв.
Римский политический деятель, философ и писатель Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.), критиковал формализм школьной системы, при которой воспитывается «ум, но не душа». Он считал, что образование должно формировать, прежде всего, самостоятельную личность («пусть говорит он (ученик) сам, а не его память»).
Проблемы нравственного воспитания изложены Сенекой в «Письмах на моральные темы» и в «Нравственных письмах к Луцилию». Исходя из своего понимания нравственности, Сенека не считал правильным каноном образования «семь свободных искусств».
Яркая фигура римской философской и педагогической мысли – Квинтилиан (42 г. -ок. 118 г. н. э.). Адвокат и оратор, Квинтилиан черпал свои идеи из греко-римского культурного наследия.
Чтобы достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание. Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок – «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно и уважительно. Здоровое семейное воспитание должно беречь детскую психику, не допускать присутствия детей в «неблагопристойных местах». Нельзя прибегать к физическим наказаниям, ибо битье подавляет стыдливость, развивает рабские качества. Необходимо тщательно выбирать няньку для младенца. Она должна обладать достойными нравственными качествами. Надо, чтобы учитель должно заменял ученику отца, приучал питомца мыслить и действовать самостоятельно.
Цель воспитания он видел в серьезной подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Он отдавал предпочтение организованному школьному обучению перед домашним («свет хорошей школы лучше одиночества семьи»). Квинтилиан ратовал за общедоступность образования, полагая, что все нормальные дети римских граждан достойны получать образование. Он верил в созидательные возможности школьного обучения, считая, например, что ученики-тупицы – на совести педагогов.
Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора («поэтами родятся, а ораторами становятся»). Достичь такого высокого результата он предлагал с помощью определенной системы обучения.
Первой ее ступенью было домашнее обучение. Следовало выбирать кормилицу с правильным произношением и оберегать малыша от домашних учителей-полузнаек. До 7 лет ребенок должен был овладеть начатками латинской грамматикой и частично греческой грамматикой (предлагалось начинать с иностранного языка, поскольку, по мнению Квинтилиана, в таком случае в дальнейшем легче усваиваются правила родного языка). В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать у ребенка интерес к знаниям «похвалой» и «забавами», чтобы «он не возненавидел ученье». Но при этом надо соблюдать определенную меру («золотую середину»).
В программу первоначального школьного обучения входил ряд предметов. На первом месте стояли грамматика и стиль, мораль, начала математики, музыка.
Обширная программа по названным и другим предметам предлагалась в грамматической и риторической школах. Как замечал в этой связи Квинтилиан, искусство оратора требует знания многих наук. Грамматическая школа предусматривала изучение нескольких учебных дисциплин одновременно, не заботясь об обязательном совершенном овладении ими. Главным предметом считалась грамматика. В риторической школе основным предметом была риторика, под которой понималось «искусство красноречия».
На занятиях по риторике преподавателю рекомендовалось, например, читать сочинения с преднамеренными стилистическими ошибками, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся.
Обучение следовало вести индуктивным путем – от простого к сложному, на основе работы памяти. Предлагался ряд приемов мнемонического характера для развития «точности» памяти. Таков, например, был «топологический прием», когда реальное или воображаемое помещение делилось на несколько десятков «мест для запоминания».
Таким образом, классическая древность в педагогическом отношении оставила нам в наследство идеи: школы как самостоятельного воспитательно-образовательного учреждения, имеющего задачей образование человека самого по себе, развитие присущих ему дарований и сил – это идея гуманитарного образования; цельного образования, основу которого обеспечивает нравственное воспитание, именно нравственность человека определяет его цельность; разработанной, законченной системы образования, включающей три главных элемента (изучение языка и литературы, реальное изучение – географии, физики, астрономии и др.), составляющие содержание современного образования; идею науки о воспитании и обучении и блестящие начала научной разработки и обследования педагогических вопросов; самодеятельного образования человека изнутри и индуктивно-вопросного метода (сократического) к этому образованию; основы и ценности нравственного воспитания в самом раннем детстве, необходимости планомерного физического развития в силу тесной связи между душой и телом и другие.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие основные этапы развития воспитания и образования вам известны в истории цивилизаций Античного Средиземноморья?
2. Расскажите о первых учебных заведениях Древней Греции.
3. Определите общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.
4. Назовите великих древнегреческих философов, занимавшихся вопросами воспитания. Проанализируйте взгляды одного из них.
5. Каковы отличительные особенности воспитания и обучения в Эллинскую эпоху?
6. В чем вы видите преемственность школы и педагогической мысли Древнего Рима по отношению к предшествующей Эллинской эпохе? Проанализируйте сходство и различия в подходах к воспитанию Цицерона и Квинтилиана.
Рекомендуемая литература
1. Аристотель. Этика; Политика; Поэтика // Собр. соч.: В 4-х т. - М.,1984.-Т. 4.
2. Быт и история античности. М., 1976
3. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М., 1988.
4. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998. - Разд. II. - Гл. 2.
5. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М., 1999.
6. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. - М., 1963.
7. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов высших учеб заведений / Под ред. З.И.Васильевой. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 432 с.
8. История педагогики. - М., 1995. - Ч. 1. - Гл. 3.
9. История педагогики: Учебное пособие для пед.университетов / Под ред. А.И.Пискунова. – М., 1997.
10. Латышина Д.И. История педагогики: Учебное пособие. – М., 2002.
11. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. - Ч. 1.- Гл. 3.
12. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981.
Тема 4.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 3864;