Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Киевской Руси (Х-ХIII вв.)
Важный исторический этап развития педагогики связан с образованием феодального государства на Руси в IХ-Х вв. Раннефеодальное государство Киевская Русь создало благоприятные предпосылки для развития культуры и просвещения.
С принятием христианства (988 г.) Киевская Русь наследовала зрелую культуру Византии, опережавшую по уровню развития школьного дела Западную Европу. Особенно сильным стимулом для развития просвещения в этот период было введение усовершенствованной азбуки (кириллицы), созданной с учетом фонетической системы древнеславянского языка. Если на Западе освоение грамоты шло через изучение латыни – языка, чуждого европейским народам по своей лексике, грамматическому и фонетическому строю, то на Руси, чтобы научиться читать, достаточно было знать азбуку. Народный и государственный языки совпадали, и это способствовало распространению грамотности. Многочисленные археологические находки, относящиеся к Х-ХI вв. (деловые и бытовые записи кириллическими буквами на дереве, берестяные грамоты), позволяют судить о том, что в Киевской Руси грамотность проникла почти во все слои населения.
В этот период существуют два типа школ: училища элементарной грамоты,возникавшие обычно в среде дружинно-посадского населения зарождающихся городов, и дворцовые школы «учения книжного».Первая такая школа была основана при дворе князя Владимира Святославича уже в 988 году. В древнерусских летописях постоянно встречаются два разных термина: «грамоте научен» и «исполнен книжного учения», обозначавших два последовательных этапа в обучении. В начале XI века князь Ярослав Мудрый открывает школы «учения книжного» в Киеве, Новгороде, Смоленске, Галиче и других городах.
В Киевской Руси был значительный книжный фонд. Предположительно он составлял 130-140 тысяч томов.
Одним из древнейших литературно-педагогическим памятником является «Изборник Святослава»1073 г.Главная его задача – познакомить новопредставленных христиан с христианскими идеями и представлениями, а также в достаточно краткой и легкой форме помочь овладеть некоторым уровнем просвещения. В «Изборнике» помещен серьезный математический трактат Аристотеля и оригинальное сочинение киевлянина по методике чтения. Книга была роскошно издана и богато иллюстрирована.
Оригинальным педагогическим памятником XII века является «Поучение детям» князя Владимира Мономаха.Основной мотив этого произведения – призыв к труду и упрочнению нравственных норм. И по сей день современно звучат отрывки из этого великого произведения: «Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Напоите и накормите нищего. Не пропусти человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...» [3. C.36].
В плане содержания образования Владимир Мономах интересовался вопросами естествознания и философии: «Како небо устроено, как ли солнце, како луна, и тьма, и свет, и земля на водах положена» [3. C.35].
Особой популярностью с X века пользовались идеи византийского проповедника Иоанна Златоуста. Его творения дошли до нас в составе учительских сборников, называвшихся «Златоусты» и «Златоструи». Мысли о воспитании и обучении, исходившие от Златоуста, в условиях древнерусского государства были развиты Кириллом Туровским. Его идеи оказали прямое влияние на обучение в монастырских и церковные школах. Кирилл Туровский отстаивал дедуктивный способ обучения, ведущий от книжного знания к практической деятельности.
Школа и педагогическая мысль, получившая высокое развитие в Х-ХП вв., с установившимся в XIII веке золотоордынским игом попали в такие условия, когда речь должна была идти не о развитии, а о сохранении книжной культуры.
На Руси на долгое время исчезают государственные школы. В Новгороде, Твери, Владимире и некоторых городах, менее пострадавших от золотоордынского ига, получили развитие училища мастеров грамоты. Элементарной грамоте мастера этого дела обучали у себя на дому, опираясь на народную традицию домашнего образования. Странствующие мастера грамоты приглашались родителями в свои дома и становились домашними учителями. Лучшие мастера грамоты вели обучение на высоком методическом уровне, опираясь на народно-педагогические методы обучения.
При обучении грамоте, например, широко использовалась наглядность, прием повтора; в качестве учебного текста часто использовался детский фольклор. Обучение счету велось устно и на абаке (древнейший прообраз современных счетов), изучались цифровые алфавиты.
В качестве писчего материала использовалась береста. Археологами найдено значительное количество ученических берестяных грамот с записью упражнений в написании букв, слогов, предложений, цифровых алфавитов; с изображением детских рисунков. К числу находок относятся и первоначальные пособия по изучению грамоты, например, пятиугольная цера – специально обработанная дощечка с вырезанной на ней азбукой. Как утверждают археологи, такие азбуки изготовлялись на продажу. Обучение в народе считалось делом важным, и первоначальные учебные пособия пользовались широким спросом.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 3566;