Причины возникновения школьной фобии
Тяжесть школьной фобии определяется многими аспектами семейной жизни. Следует принимать во внимание всю полноту различных отягощающих факторов, в частности:
• плохие материальные условия жизни, недостаточная интеграция семьи в обществе или ближайшем окружении;
• физическое или психическое нездоровье родителей;
• возможные супружеские и семейные конфликты;
• отклонения в подходах к воспитанию ребенка.
Наряду с выяснением общей семейной отягощенности необходимо специально ответить на вопрос, каким образом и насколько сильно симптоматика связана с семейной жизнью. Проблемы школьной фобии, как правило, касаются не только пациента — они отражают также характер взаимодействий, в которые включаются родители. В некоторых случаях трудности отделения в первую очередь возникают у родителей. Но если этого и нет, симптоматика усиливается в результате гиперпротективного или тревожного поведения обоих родителей или одного из них. К утяжелению симптоматики часто приводят и трудности противостояния родителей своему ребенку. Трудности родителей в предъявлении четких требований к детям и в реализации этих требований отчасти связаны с чувством вины и амбивалентными установками в отношении ребенка.
Для школьной фобии характерна чрезмерно тесная связь между объектом привязанности (чаще всего матерью) и ребенком или подростком. Такого рода тесные отношения формируются, как правило, уже в раннем детстве. Большей частью речь идет о пугливых, тормозимых при контактах детях или подростках, матери которых тоже отличаются боязливостью и не позволяют детям быть самостоятельными. Эти симбиотические отношения иногда усиливаются в результате трагических событий в семье (например, несчастных случаев). Чрезмерная связь между матерью и ребенком не позволяет ему свободно развиваться и отделиться от матери. Чрезмерная опека, запрет на критику ребенка даже для самой себя, часто испытываемое чувство вины — характерные черты таких матерей (Mattejat, 1981). Отец ребенка со школьной фобией, как правило, играет второстепенную роль; он скорее пассивен и мало занимается вопросами воспитания. Поэтому он тоже не в состоянии противостоять воспитательным подходам матери. Результатом бывает отсутствие в семье достаточного порядка, ограничений и руководства. Нет также четкого распределения ролей между поколениями. В результате дети уже с раннего возраста чрезмерно пугливы и испытывают из-за этого трудности при посещении детского сада или школы.
Особое место в динамике этих состояний занимают соматические жалобы, так как они вызывают и у пациента, и у семьи мысли об органическом заболевании. Чем дольше продолжается отказ от посещения школы, тем серьезнее становятся вторичные проблемы. У ребенка или подростка, часто и без того склонного к депрессии, нарастает социальная изоляция, возникают отставание в учебе и вторичные опасения при возвращении в школу. Многие дети боятся, что товарищи по классу будут считать их либо больными, либо прогульщиками и лентяями. Таким образом, возникает порочный круг, который не могут разорвать ни пациенты, ни семья.
Для семейных отношений характерно, что матери испытывают такие же трудности при разлуке с ребенком, как и дети. Мать не позволяет ребенку отдалиться от себя и реагирует на требования ребенка с раздражением. Семейная ситуация отличается также тем, что ребенок для матери значительно важнее, чем отец.
С точки зрения поведенческой терапии симптоматика ребенка или подростка со школьной фобией соответствует реакции избегания. Эта реакция проявляется в ситуациях, вызывающих страх, и подкрепляется поведением матери или родителей (оперантное обусловливание).
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 569;