13 страница. 2.1.2. Основной вопрос философии

2.1.2. Основной вопрос философии

Основной вопрос философии представляет собой ту единую идею, к которой сходятся и от которой расходятся все действительно мировоззренческие проблемы. Говоря другими словами, основной вопрос философии не только интегрирует всю философскую проблематику, но и дифференцирует ее в зависимости от того, насколько емко она выражает основной смысл философских исследований. Следовательно, в основном вопросе философии наиболее ярко отражена специфика философского знания, а именно его направленность на фундаментальные проблемы человеческого бытия. К таким проблемам, в частности, относятся: вопросы о смысле и цели жизни, о свободе и необходимости, о единстве мира, об отношении человека к Творцу, об Иерархиях духовного мира и т.д.

Их решение всегда приводило к космическому взгляду на мир, на себя, на свое место и роль во Вселенной. Анализ основного вопроса философии с точки зрения смысла, содержания и основных этапов становления показывает его близость к ноокосмологической проблематике. Можно сказать, что ноокосмология представляет собой авангардное направление научных исследований мировоззренческих проблем, лежащих в русле основного вопроса философии. Главной, основной проблемой философии всегда был человек. Приоритетным направлением научного поиска в ноокосмологии является человек в его контакте с Космическими сущностями. Ноокосмология в своих исследованиях опирается на широкий спектр результатов, достигнутых человечеством в основных сферах духовной деятельности (мифологии, религии, философии, искусстве и науке).

Особое значение в формировании современного образа человека принадлежит информации, полученной по космическим каналам. Тщательное изучение сведений, передаваемых нам Космическими сущностями, показывает, что они являются развитием представления о невидимом духовном мире, возникших на заре человечества.

Возникшее в глубокой древности чувство сопричастности к некой разумной силе мироздания не покидает человека и сегодня. Современный американский астроном Харлоу Шепли, рассматривая субстанции мироздания - материю, пространство, время и энергию, указывает, что существует еще некая сила. "Едва ли можно сомневаться, - пишет он, - что она существует... Мы могли бы назвать ее Направлением, Формой, Силой, Всемогущей волей или Сознанием. Но в любом случае это должно быть понятие, соответствующее космическим масштабам (Шепли Х. Звезды и люди. М., 1962. С.14).

Ноокосмология обосновывает это понятие как Высший Разум Мироздания.

2.1.2.1. Возникновение и развитие основного вопроса философии

Ключевые понятия ноокосмологии "Мир в целом", "человек - духовная сущность Космоса", "смысл и разумная цель эволюции Вселенной", "Космические Иерархии", "Высший Разум", "общение человека с разумным Космосом" и т.д. непосредственно связаны с основным вопросом философии. В определенном смысле ноокосмология пытается с научных позиций решить проблемы, которые с глубокой древности до сегодняшнего дня были и остаются центральными в философии.

Чтобы аргументировать это утверждение, обратимся к истории философии. Исследуемые ноокосмологией тонкие взаимодействия, существующие между человеком и окружающей природой, в какой-то мере людям были известны очень давно. По крайней мере, уже в эпоху первобытного, доисторического человечества люди рассматривали свои мысли и чувства как отличную от тела нефизическую субстанцию. В обобщенном виде это представление было отражено в понятии "души", отличной от тела и покидающей его в момент смерти. В многотысячелетнюю эпоху первобытного общества господствующими были представления о существовании особого, тесно связанного с человеком, духовного мира.

Интуитивное, образно-метафорическое мироощущение, основанное на сильно развитых эмоциях и чувствах, было надежным ориентиром в полном опасности мире. Человек настолько тесно был "включен" в систему тонких энергоинформационных связей природы, что почти без остатка "тонул" в ней, был как бы "растворен" в системе информационных связей. Чистой, незамутненной последующими темными чувствами ненависти, жадности, злобы душе человека были доступны управляющие силы Большого Космоса в виде Иерархий (сознательных образов, принадлежащих к невидимому миру Вселенной). Они были олицетворены в сознании человека с социальными и природными явлениями.

С ростом количества недостойных человека качеств доступ в информационное пространство Космоса уменьшился. А по мере усложнения и ожесточения социальной жизни сущности невидимого мира удалялись из близких и доступных существ в далеких потусторонних богов, присутствие которых ощущали только избранные. Соответственно менялось и мироощущение. Из образнометафорического оно все больше превращалось в рассудочно-разумное. В таком мировоззрении на первый план все больше выступали рационализированные многочисленные и многовариантные боги.

Основанная на эмоционально-чувственной интуиции, мифология дог- матировалась, утрачивала целостность бытия и обрастала все усложняющимися культами религии. Несмотря на определенные искажения и упрощения, основные представления образно-метафорического мироощущения сохранялись. Одним из наиболее устойчивых является представление о душе как таком начале, которое не разлагается вместе с телом.

Идея отличной от тела души, покидающей его в момент смерти, играла весьма значительную роль во многих религиях. Причем, если судить по гомеровской "Илиаде", бытовало почти ноокосмологическое представление о ее природе. Душа человека рассматривалась как вполне материальное начало, хотя и более утонченное по сравнению с физическим телом.

Многочисленные эксперименты, проведенные современными учеными, подтверждают это представление.

Однако как сегодня, так и в прошлом были сверхчувствительные люди, которые воспринимали содержание невидимого мира.

По-видимому, именно с помощью интуиции, сверхчувственного восприятия и контакта с иерархическими сущностями формулируется чрезвычайно емкое и широкораспространенное представление о тождестве человека как малого мира с окружающей его природой и огромным Космосом. Идея тождества микрокосма и макрокосма стала определяющей мировоззренческой установкой на многие тысячелетия.

Укорененное в самих началах нашей цивилизации убеждение в единстве мира и человека, четко сформулированное великим древнегреческим мыслителем Демокритом положение о равенстве микро и макрокосма, может быть, как никая другая идея соединяет мифологические и философские взгляды с ноокосмологией.

Именно в этой идее истоки основного вопроса философии и связанной с ним мировоззренческой проблематики. Именно отсюда начинается центральное ноокосмологическое утверждение о том, что человек является космической сущностью, созданной для внесения определенного вклада в духовное и физическое развитие Вселенной.

Человек является исходным пунктом и завершающим этапом исследования всех проблем как философии, так и ноокосмологии. И в философии, и в ноокосмологии сложился свой особый взгляд на человека. В очень емкой и глубокой форме древнегреческий философ Эмпедокл выразил его первый вариант следующим образом: в силу тождества микро- и макрокосма возможно познание природы, ибо подобное познается подобным.

Важно, что человек здесь сопоставляется не с какой-то частью мира, а со всем миром, как равное с равным. При всей важности данного понимания природы человека оно является недостаточным и поэтому выступает лишь ступенькой на пути более глубокого и всестороннего представления. Формирование этого представления непосредственно связано с раскрытием содержания невидимого духовного мира, составляющего суть человека и Вселенной.

Как в первобытном обществе, так и в Древних Греции и Риме существование особого духовного мира не ставилось под сомнение. Несмотря на ослабление эмоционально-чувственного начала и возрастания рассудочно-разумного происходит усиление веры в существование души, заключенной в темницу тела. В религиозных мистериях разрабатывается специальная система правил, с помощью которых происходит физическое и духовное очищение и самосовершенствование. В религиозных мистериях создаются предпосылки для достойной посмертной жизни души и, что особенно важно, для восприятия, хранения и передачи из уст в уста полученной в ходе контактов информации.

Эзотерические знания древних мистерий о включенности человека в систему связей макрокосмоса, о душе как особом, бестелесном и бессмертном начале, об одушевленности природы ее жизненности разумности и т.д. стали основой космоцентрических взглядов древнегреческих мыслителей. Уже Демокрит в своем учении об атомах проводил четкое различие между духовными и телесными функциями человека. Правда, он не признавал бессмертие души, ее независимости от тела.

Представление о бессмертии индивидуальных человеческих душ и об их посмертных судьбах развил в своих трудах Платон. Опираясь на орфико- пифагорейские взгляды, он в контексте широко распространенных в древности представлений о метемпсихозе - переселении души из одного природного тела в другое - построил оригинальное учение о духовном мире. Согласно Платону, духовный мир человека есть органическая составная духовного мира Вселенной. В отличие от физического преходящего мира, духовный мир существует всегда. Поэтому человеческая душа после смерти не исчезает, а переходит в другое тело. Но есть высокоразвитые души, которые возвращаются в родственный им мир самосущих идей.

Платон считал идеи "бестелесными образцами" всех конкретных и реальных вещей. Идеи - первичный, вечный, неизменный, существующий вне времени и пространства компонент бытия, определяющий по отношению к миру плотных постоянно изменчивых предметов и явлений. Мир идей содержит в себе самые глубокие и сокровенные знания о тайнах Мироздания. Путем духовного самосовершенствования и нравственного очищения человек может настроить свою душу так, чтобы черпать знания из бездонного мира идей.

Взгляды Платона все глубже проникают в современные естественно-научные представления, являются необходимым элементом становления и развития новой научной картины мира. Речь идет о том, что объективным началом и основанием мира является не вещество и энергия, а информация. Таким образом, мир идей Платона в виде информационной реальности прочно входит в сознание наших ученых. Им остается всего лишь полшага до того, чтобы за безликим миром информации признать наличие управляющих сил Большого Космоса в виде Духовных Иерархий.

Для рассмотрения этой важнейшей проблемы ноокосомлогии и выявлении ее места в основном вопросе философии необходимо коснуться понятия "Бога". Именно в виде представления о Боге возникла и развивалась центральная идея ноокосмологии - идея Высшего Разума.

Эта идея возникла не сразу. Как известно, вначале преобладало представление о многообразии Богов. В древней Греции существовал целый пантеон олимпийских Богов. Но, вместе с тем, возникает понимание одного, единого и всесильного Бога. Так, основатель Эгейской школы древнегреческий философ Ксенофан считал, что существует единый Бог, совпадающий с целостностью Космоса. Главным его признаком является Ум. Что касается многочисленных Богов, то их придумали по своему образу и подобию люди.

С существованием единого Бога связывался процесс творения мира. Так, в шумеро-вавилонской мифологической поэме "Энума Элиш" ("Когда вверху") развита грандиозная идея творения всего мироздания Богом Мар- док.

Идея творения мира не была чужда и Платону. В диалоге "Тимей" он развивает грандиозное представление о создании мира внеприродным божественным мастером (Демиургом), использующим в креационистском (созидающем) акте сферу идей и совпадающую с пространством материю.

Творческий акт, согласно древнегреческой философии, включает в себя не только природу, но и человека. Божественное творчество есть проявление ума Демиурга. Поскольку человек обладает умом, постольку результаты творческой деятельности Бога доступны человеку. Более того, он сам все в большей степени выступает как творец.

Эта мысль четко выражена Аристотелем. Согласно его модели мира, существует предельно пассивная первая материя. Она представляет собой некий космический субстрат, который под воздействием активных форм (идей) преобразуется во все более сложные тонкие организации, из которых состоят такие совершенные формы как человеческая душа. Наиболее тонкой и совершенной формой является бестелесный Бог - наивысший источник космической активности. Бог не творит природно-человеческий мир, а завершает его в качестве высшей формы. Бог есть чистое мышление, осознающее само себя, абсолют, в котором субъект тождественен объекту. Бог есть последняя, окончательная цель мироздания, его перводвигатель.

Рассматривая античную стадию развития основного вопроса философии, нельзя не заметить, что человек здесь сопоставляется уже не с природой, а с Богом, который олицетворяет начало и единство многообразного мира. Бестелесный Бог - Высший Ум выступает носителем абсолютной, исчерпывающей истины. Благодаря озаренности светом Абсолюта, ум человека шествует навстречу Высшему Разуму через тьму материи.

Пантеистическое миропонимание античных мыслителей содержало в себе весьма важное представление об абсолютной одухотворенности мира. В ноокосмологии эта идея обосновывается с точки зрения информационного пространства. Во многих случаях она уже получила убедительное практическое подтверждение. Прежде всего, это относится к обоснованию информационного единства мира.

Категория "информационное единство мира" включает в свое содержание тонкие взаимодействия в неживой, живой природе и в человеческом обществе. Важнейшими ее слагаемыми являются целенаправленные взаимоотношения людей между собой, растительным и животным миром, неживыми структурами от элементарных частиц до макротел.

Данный аспект информационного единства мира хорошо исследован современной наукой и ни у кого не вызывает сомнения. Сложнее обстоит дело с прослеживанием информационных связей человека с более развитыми в интеллектуально-духовном отношении существами, чем он. Ортодоксальная наука пока признает информационную линию от человека вниз, в менее информационно емкие системы. Поэтому существующая сегодня информационная картина мира носит упрощенный характер.

Причиной данного недостатка является абсолютизация человека, рассмотрение его в качестве вершины эволюционирующей материи.

Наряду с этим складывается более емкая и всесторонняя информационная картина мира. Ее специфика заключается в том, что она не ограничивается изучением информационных связей, идущих вниз от человека к менее емким в информационном отношении структурам материи. Главное внимание в ноокосмологии обращается на информационные связи человека с верхними, более тонкими этажами Мироздания, на которых обитают существа гораздо более совершенные, чем человек.

В исследовании вертикальных русел информации ноокосмология использует не только экспериментальные данные, прежде всего, результаты общения человека с разумной средой Космоса, но и то устойчивое, доминирующее в истории человечества убеждение в наличии высших разумных сил, которое, возникнув однажды, не ослабевает до сих пор. Если бы у этого убеждения не было объективной основы, то мудрое прагматическое человечество уже давно бы отвергло его. Поскольку представление о взаимосвязи человека с высшим духовным миром выступает существенным аспектом основного вопроса философии, постольку есть необходимость рассмотреть его на следующей, средневековой стадии становления. Здесь оно наиболее четко выражено в христианском вероучении. Философствовавшие представители христианства, комментируя и углубляя доставшуюся им в наследство от античности модель мироздания, выработали понятие сверхприродного, нематериального Бога, создавшего космический, природный и человеческий мир из ничего. Интуитивное прозрение основоположников мировых вероучений открыло им новый пласт духовного мира, а именно за определенной информационной средой -Абсолютом -они увидели сверхъестественную личность.

Многочисленные мистики средневековья оставили нам свидетельства общения с Духовным миром. Знаменитый французский врач и астролог Мишель Нострадамус в письме к своему сыну Цезарю отмечает: "С помощью собственных познаний и природных данных мы не в состоянии познать скрытые таинства Бога, поскольку нам не дано знать ни времени, ни мгновения будущего. Однако есть несколько лиц, которым создатель захотел открыть тайны грядущего посредством интуиции и раскрыть значение прошлого. Благодаря им (ангелам) к нам приходит определенная сила и желанный мир, освещающие все подобно пламени. Вдохновение позволяет различить Божественное наитие и человеческую интуицию" (Звездный путь астрологии. Сборник оригинальных текстов с комментариями. - М., фирма "НТ-Центр", 1993. С.66).

Как видим, своим даром предвидения Нострадамус апеллировал к Богу. И сегодня силу его прозрения многие объясняют контактом с Разумом Вселенной. Его пророческое произведение вошло в историю мировой культуры как документ, содержащий сведения о грядущих событиях. Еще при жизни М. Нострадамуса многие из его предсказаний свершились. Вызывают интерес его пророчества и сегодня.

Интенсивный рост научного, прежде всего, естественнонаучного знания в эпоху нового времени не поколебал веру в Высшее Начало. С позиций естествознания происходит уточнение взглядов на человека и его взаимосвязь с природой и Космосом. Такие выдающиеся философы как Бэкон, Декарт, Гоббс, Спиноза, Локк и др. строили широкие картины мира и человека в его взаимосвязи с Высшим Разумом. В своих трудах они прямо указывали на проявление в природе высших логических функций, свойственных человеку. Поэтому философы Нового Времени на первый план выдвигали интеллектуальные функции Бога. Для них еще не утрачивает значения средневековое понимание человека как образа и подобия Бога.

Величественная модель человека начинает упрощаться в XYIII веке. Неверие в Высший Разум привело французских философов (особенно Ламет- ри) к механическому истолкованию природы и человека. Духовный мир человека стал рассматриваться как функция механически организованного тела. Естественно, бессмертие души признавалось абсурдом. Следует отметить, что механическое миропонимание, трансформируясь к достижениям физики, биологии, астрономии, утвердилось после 1917 года в России и нанесло весьма заметный урон ее духовности. Что касается Европы, то механическое миропонимание никогда в ней не было доминирующим. Здесь сильны были представления о космической сущности человека, его связи с духовной реальностью Вселенной.

Огромный вклад в разработку этих аспектов основного вопроса философии внесли великие немецкие мыслители - Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель. И. Кант впервые показал подлинный смысл и роль прошедших через всю историю философии глубоких мировоззренческих идей - идеи Бога как всеобъемлющей реальности, идеи мира как целого, бессмертия человеческой души, свободы выбора и воли. Он в своих размышлениях пришел к выводу, что эти идеи даны человеку до опыта и доказать их опытной, экспериментальной наукой невозможно. Истины духовной реальности существуют за пределами рационализма и логики. Но в своем существовании они имеют более прочное основание, чем опытные знания. В практической философии (теории морали) И. Кант с колоссальной силой показывает, что для подлинно морального человека жить без веры в Бога, в бессмертие души и в свободу воли как гаранта ответственности за свои поступки невозможно.

История человечества убедительно свидетельствует в пользу этого вывода. Философия Канта дает ответ на вопрос тех скептиков, которые сегодня нам говорят: если у Вас есть контакт с Космическими Сущностями, то почему они Вам не дают абсолютно новой научно-технической информации; почему вы располагаете в основном гуманитарным, духовно-нравственным знанием? И. Кант верно говорит, что без этого знания нельзя быть подлинно моральным человеком.

Мы же можем сказать, что XX век доказал, что без этого знания человек превращается в чудовище, способное уничтожить не только род людской, но все живое на Земле. Если бы сегодня без соответствующего духовно-нравственного совершенствования нам была бы дана космических масштабов информация научно-технического характера, то трагедия человечества не заставила бы себя долго ждать. Сегодня, в преддверии нового витка развития человечества, особо важное значение приобретает познание человеком самого себя. Что он собой представляет, на что способен, куда идет? Поэтому основной вопрос философии - человек является также главным вопросом ноокос- мологии.

Интересную трактовку этого вопроса предложил немецкий философ Фихте. Он считал, что в глубинах человеческой души за эмпирическим, повседневным "Я" скрывается абсолютное "Я", которое свидетельствует о причастии нашего духа к Богу.

Взгляды И. Канта и Г. Фихте нашли детальное развитие в ноофизике. В ее основных положениях отмечено, что мораль Высших Сил, как и мораль Христа, сводится к евангельскому изречению: "Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой".

Основой человека является нравственное существо, энергатическая субстанция - душа, которая, развиваясь, меняет свои физические воплощения (тела). Высшие Силы Космоса оказывают непрерывное воздействие на нравственный и физический миры. Эволюция души человека осуществляется под их контролем. Ни одно действие, ни одна мысль человека не остаются без внимания, анализа и оценки.

Решение о первом воплощении и начале роста души принимает Высший Разум. Душа не рождается. Она существует в большом объеме в виде сгустка энергомыслей, обитающих в Космосе вне человеческих тел.

Формула развития мыслящих сущностей заключается в следующем: есть Великодуховный Высший Разум, есть его производные. Если они достигли определенного уровня, то с физического плана переходят в план невидимый. Одновременно начинается зарождение новой биомассы с зачатками мысли, разума, духовности.

Эти представления находятся в русле основного вопроса философии. Они существенно конкретизируют и углубляют проблему человека в его взаимосвязи с тонким духовным миром. Складывающаяся модель человека дает возможность объяснить те необычные проявления человеческих способностей, которые в последние годы все в большей степени привлекают внимание ученых.

В рамках господствовавшего в нашей стране представления человека как биосоциального существа, продукта всех общественных отношений сложно объяснить даже обычные познавательные способности, не говоря уже о таких как ясновидение, пророчество, телепатия и т.д. В нашей традиционной модели мира человек предстает как дробная часть мира и дробная часть общества. С этих позиций сложно понять, как часть может постигнуть целое. Ведь целое не сводится только к сумме составляющих его элементов.

Однако человек не есть дробная часть мира и общества. Он есть целостность не только равная им, но в чем-то даже превосходящая их. Это что- то есть его принадлежность к Иерархии Разумных Сил Космоса, находящихся в прямом взаимодействии с Высшим Разумом. На этот аспект основного вопроса философии обратил внимание выдающийся представитель русского космизма А.Н. Бердяев. Он писал: " У человека, как дробной и малой части мира, не могла бы зародиться дерзновенная задача познания всеобъемлющей, целостной Вселенной" (Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. С.55).

Ноокосмология пошла намного дальше общих представлений о месте человека в общей системе целостного Космоса. Она дает ответ на основной вопрос смысла Всего, который заключается в создании в нашей Вселенной такого духовного миропорядка, который позволит Ей перейти на новый, более высокий уровень Мегамира, куда входит наше мироздание. Так и человек

- развиваясь от воплощения к воплощению, а затем уже, находясь в эфирном состоянии, движется до самых высоких иерархических ступеней Высших Сил Космоса. Таким образом, он с первого воплощения наделен возможностью беспредельного роста как в духовном плане, так и в плане развития его влияния на общекосмические процессы.

2.1.2.2. Основной вопрос философии в современных условиях

Основным вопросом философии всегда был человек. Это связано с тем, что человек находится на главном направлении мировоззренческих поисков. Какую проблему философии мы ни возьмем - будь то проблема мира, общества, познания, политики, или войны, творчества и т.д. - всегда и везде речь идет о каких-то аспектах человеческого бытия.

В каждую историческую эпоху предлагалась своя специфическая модель человека, его места и роли в мире. И через призму этой модели рассматривались самые актуальные проблемы. Не является исключением в этом отношении и наше время. Все происходящие в России коллизии необходимо рассматривать не через призму безликой экономики, политики, идеологии или даже нравственности, а с точки зрения вполне конкретного типа личности. Каковы духовно-интеллектуальные параметры личности, таковы экономика, политика и право, т.е. таково общество в целом.

Еще греки поняли, что философствовать человек может только с познания самого себя. Не случайно на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах была высечена надпись: "Познай самого себя". В этом требовании заключен глубокий философский смысл. Постичь Вселенную в ее целостности человек может только познавая свое собственное бытие: сформированные в процессе эволюции и закодированные в генотипе естественные свойства и возможности, сложившиеся под влиянием культуры способы самовыражения и самореализации.

В акте познания бытие познает не кто-то противостоящий ему, а само бытие в лице человека постигает себя и таким образом совершенствуется. Человек в ходе познания не только развивается сам, но и очеловечивает природу, вносит в нее принципиально новое начало. Иначе и быть не может. Ведь человек не отделим не только от сферы обитания и сферы своего мышления, но и является неотделимым элементом всего космического плана и сознания". Поэтому проблема человека не находится в одном ряду с многочисленными философскими вопросами, а составляет некий стержень любого философского размышления. Может быть, это не столько самостоятельный вопрос, сколько генеральная ориентированность философской мысли, смысловая ее направленность.

Философское познание в своей глубокой сущности есть самопознание человека. Все выдающиеся философы - Платон, Плотин, Августин, Беме, Паскаль, Шеллер и др. раскрывали человека через себя, через свой духовный мир. В самопознании человек раскрывается иначе, чем в познании других людей, а пути самопознания иные. Познавая других, философ имеет дело с внешним проявлением духовного мира, он не открывается ему как целое, а следовательно, не постигается его смысл. Самопознание есть окно в иной, нефизический мир Высших Духовных Сил. Высшие Иерархии Космоса раскрываются только в человеке и через человека, в его духовной жизни и духовном опыте. Познавая себя, человек уясняет, откуда он появился, куда идет, каково его предназначение в этом мире, каков смысл жизни. Проблемы путей достижения истинного знания, природы нравственного долга, счастья, свободы всегда стояли в различных философских учениях на первом месте.

Философия, в отличие от науки, ищет конечную цель человеческого бытия, конечный смысл, который охватывал бы собой все другие выдвигаемые жизнью вопросы. Поскольку вопрос о смысле жизни неразрывно связан с целой серией вопросов, имеющих отношение к высшим мирам, постольку признающая лишь видимый физический мир наука не может объяснить явления, требующие иных методов познания. Выяснение исходных и самых общих предпосылок человеческого существования - дело философии. В свое время И. Кант сформулировал три вопроса, имеющих, по его мнению, принципиальное значение для философии в самом высоком ее значении: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? (Кант И. Соч. в 6- ти т. М., 1964. т.3. С.661).

Первый вопрос, с которого начинается философское познание и который заявляет о себе особенно настойчиво сегодня: что собой представляю? По сути, он равнозначен вопросу: что мы знаем о человеке? Хотя на вооружении науки находятся сложнейшие методы и средства познания, тайна человека для нее остается закрытой. Но наука - не единственная область культуры, формирующая наше миропонимание.

Философия как универсальное теоретическое познание, по мнению И. Канта, овладевает обширным запасом рациональных знаний и соединяет их в идее целого.

Значит, философской мысли присуще рассмотрение человека не только в ближнем радиусе его телесной, физической организации, но и в более широком диапазоне с выходом в неведомые, недосягаемые для науки области духовного опыта.

Наука познает Вселенную отрешенно от человека, как бы вне его, философия постигает мир через человека и из человека, в нем же видит разгадку бытия. Для науки бытие есть внешняя природа, для философии бытие есть дух. Наука исследует человека с точки зрения его принадлежности к природе, философия рассматривает его в качестве духовной субстанции. В основании философии лежит предположение, что человек не сводится к видимой части мира, что он есть то загадочное, необъяснимое из мира, существо, через которое только и возможен прорыв к смыслу бытия. Наращивая знания, вширь и вглубь, философия умозрительно постигает человека в таких его срезах, которые даются лишь в духовно-нравственном опыте.

Поэтому интуитивные прозрения присущи только тем мыслителям, которые познают не с помощью ограниченного разума, а целостным духом. Изучение трудов таких выдающихся философов, как Аристотель, Августин, Спиноза, Соловьев, Шеллер и др. говорит о том, что они не только признавали объективную реальность Духовного Начала, но и сами имели творческий опыт взаимодействия с ним. Итогом были интуитивные прозрения, которые нередко опережали развитие науки на много веков.








Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 637;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.018 сек.