15 страница. Мудрость есть естественный результат и продолжение философской жизни

Мудрость есть естественный результат и продолжение философской жизни. Как физическое существование утверждает важность видимых вещей и процессов, так и метафизический способ жизни вводит сознание мыслителя в мир духовных процессов. Великий древнегреческий философ Платон писал: "В род богов не позволено перейти никому, кто не был философом и не очистился до конца, - никому, кто не стремился к познанию. Истинные философы гонят от себя желания тела, крепятся и на за что им не уступают. Кто заботится о своей душе, а не холит тело, тот расстается со всеми желаниями. Нельзя недооценивать философию, которая рассматривает очищение тела как средство постижения и освобождения души" (Платон. Федон//Сочинения. М., 1970. Т.2. С.48-51).

Не только Платон, но и все посвященные прошлого зовут нас из мира физических устремлений в жизнь души. На этом пути многие века стояли Мистерии, приобщавшие с помощью определенного философского стиля жизни к тайнам Мироздания. Исходной точкой философской жизни выступает понимание того, что человек не является ничтожным созданием, каким он кажется невежественным людям. Его физическое тело не есть истинная мера действительного Я. Для философа физическое тело есть лишь видимая часть невидимой природы человека, которая совпадает с пульсирующей жизнью всего Космоса. Философия помогает осознать включенность человека в ритмы Вселенной, развить интуицию и те скрытые силы и способности, посредством которых можно управлять различными процессами.

Философия открывает человеку его родство с первожизнью, с объективным духовным миром. Она показывает ему, что его разум есть проявление Высшего Разума Вселенной. Она поднимает его от статуса разумного животного, каким он представлен в современной системе знаний, до статуса космической сущности, созданной для внесения определенного вклада в физическое и духовное развитие мира. Она свидетельствует о том, что человек обладает духовной силой, божественным Я, через которое он становится звеном бесконечного целого, необходимой ступенькой в лестнице разумных Иерархий.

Ни один человек не может преуспеть в раскрытии своих природных способностей, в укреплении своего духовно-интеллектуального потенциала, пока не овладеет определенной философской системой. Утверждение философской жизни требует трансформации сознания. Философия воздействует на сознание в том смысле, что не противопоставляет его бытию, как субъект объекту, а погружает в само бытие, в первожизнь. Пифагор, Платон, Аристотель, Плотин, Августин, Паскаль, Беме, Гегель, Бергсон осваивали Космос не одним лишь разумом, а всем духом, который не отделим от духовной субстанции Мироздания и поэтому не может быть противопоставлен ей.

Надо иметь в виду, что философское познание отличается от познания научного. Научное познание, противопоставляя человека миру как субъект объекту, открывает не смысл бытия, а связь и отношения вещей. Научное познание и человека представляет как вещь в системе мировых связей и отношений. Смысл бытия при таком подходе исчезает как из субъекта, так и из объекта.

Иное дело философия. Через нее духовная реальность постигается духовной жизнью. За нагромождением физических взаимодействий обнаруживается смысл бытия, открывается его человекоподобность. Научный антропный принцип, согласно которому наш мир устроен таким образом, что он в принципе допускает возможность появление человека как закономерного итога эволюции материи, есть лишь слабое подобие философского представления органического единства человека и Вселенной.

Наука раскрывает связи и отношения видимой Вселенной, философия обнаруживает их смысл, коренящийся в невидимом духовном мире. Наука идет от вещей к человеку. Философия через человека к смыслу бытия. При всем различии подходов философия и наука в исследовании главного атрибута человека-сознания сближаются. Особенно отчетливо это просматривается в ноокосмологии. Расширение онтологии психофизических взаимодействий человека с объектами живой и неживой природы и вовлечение многих наук в их изучение вызывает повышенный интерес к философии в ее первоначальном смысле. Важнейшей задачей является выяснение философских приемов, путей, способов воздействия на сознание, в том числе, разумеется, и методов достижения измененных состояний сознания.

Проводимые исследования форм, состояний, структур, свойств и механизмов сознания раскрывают его как реальность, характерную не только для человека, но и для других разумных существ Вселенной. Более того, сознание рассматривается как разумная субстанция мира, выполняющая творческую миссию. Сегодня перед исследователями стоит вопрос: где эта реальность находится и каким должен быть язык ее описания? Сложившаяся к настоящему времени система разносторонних непротиворечивых взглядов в области ноокосмологии относит его к предрасположенным к упорядочению и самоорганизации невещественным формам материи.

Чем более тонкой (подвижной и легкой) является структура материи, тем гармоничней и сложнее она может быть организована. Сложность самоорганизации и творческий характер невещественных форм материи может быть неограниченной, что указывает на возможность ее духовного (в пределе) Богоподобного бытия. Информационные процессы, возможности "индивидуализации" и трансформации материи на Вершинах ее совершенства в настоящее время научному анализу недоступны.

Такой взгляд соответствует основной философской традиции, рассматривающей сознание как фундаментальную творческую основу Мироздания. Взгляд на сознание как на бытие, а не как на отражение бытия весьма конструктивен в исследовании многих необычных феноменов психики. Подход к сознанию как особого рода реальности влечет за собой необходимость расширения языка описания актов сознания. Основная трудность состоит в наблюдении невидимого и в эксперименте с недосягаемым.

Складывается ситуация, подобная той, что возникла в квантовой хромодинамике при описании кварков и глюонов. Сознание индивида, так же как и образ представляемой или воспринимаемой им реальности, не дано постороннему наблюдателю. Не дано оно и в выраженных с помощью рациональных понятий самонаблюдения. Не только философы, но и многие выдающиеся физиологи и нейрофизиологи (от Ч. Шеррингтона до А.Р. Лурия) утверждают, что в мозгу есть многое, но непосредственно в нем нет ни грамма сознания.

Выяснению природы сознания сегодня мешает недооценка, а порой и пренебрежение к выбранному в философии взгляду на духовный мир.

Иллюстрацией может служить то, что, несмотря на огромные усилия, направленные на понимание причин и характера измененных состояний сознания, на исследование пси-феноменов представления о них остаются весьма расплывчатыми. Сказанное справедливо не только по отношению к необычным феноменам психики, но и по отношению к обычному повседневному сознанию.

Несмотря на заявления ряда выдающихся нейрофизиологов ХХ века о том, что феноменов сознания и его специфических признаков нельзя обнаружить в мозгу, в сложных механизмах нервной ткани, изучение органов нервной системы продолжается. При всей важности этого направления исследований природа сознания на этом пути не может быть выяснена. Бесперспективность непосредственного поиска сознания в органах физического тела человека понимали многие философы.

Гегель, например, указывал, что есть особый класс органов действо- вания не по отношению к внешней реальности, а лишь по отношению к своему телу, органов, которые представляют собой бытие для себя, а не бытие для другого (Гегель Г.В.Ф. Соч., Т.ТУ. М., 1959. С.174).

Уже Пифагор знал, что видимая человеческая форма является носителем невидимого духовного организма, который и есть в реальности сознающий индивид.

Духовная реальность по своему содержанию является более сложной, чем реальность физиологическая. Она выступает как система функциональных невидимых органов, представляющих в своей целостности погруженный в тонкий мир духовный организм. На определенных этапах развития или в определенных обстоятельствах сознание может автономизироваться, отслаиваться от физического тела, становиться фантомом.

Развиваемая в ноокосмологии концепция состояний и функций сознания открывает новые возможности и перспективы в изучении психической реальности, способствует преодолению примитивного отождествления души и тела. Такой подход утверждается и в психологической науке. Академик Е.П. Велихов, член-корреспондент В.П. Зинченко, доктор философских наук

В. А. Лекторский, раскрывая смысл междисциплинарного подхода к сознанию, делают очень важное и интересное обобщение: "сознание - это не вещество, не вещь, хотя, несомненно, имеются вещественные или овеществленные, опредмеченные символы сознания. Сознание - это не физиологический процесс, хотя оно обеспечивается соответствующими физиологическими функциональными системами и механизмами. Сознание нельзя полностью идентифицировать с психическим процессом, хотя оно может выступать условием, регулятором и результатом его протекания. Более того, несомненно, имеются процессы роста и развития сознания, и оно самое может восприниматься как поток. Сознание - это не деятельность, хотя последняя может быть в большей или меньшей степени сознательной, осознаваемой, а задним числом - осознанной. Сознание - это не бытие, хотя оно вырастает из бытия, несет на себе его черты, становится участным в бытии, существенным в жизни. Сознание отражает (в том числе и искажает) бытие и творит его..." (Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода//Вопросы философии . 1988. N 11, С.28).

Попытаемся выразить эту мысль иначе или точнее. Сознание, конечно, и психический процесс, и деятельность, и бытие, и обобщенный символ, но оно, кроме всего этого, - еще и сознание. Сознание, которое упорно сопротивляется перечисленным и не перечисленным вариантам полной его редукции к тому, что сознанием не является, а служит условием его существования или входит в него лишь частично. Сознание также нельзя свести ни к одному из четырех условно выделенных и презентированных ему миров: к миру идей, знаний, научных значений, понятий; к миру человеческих ценностей, эмоций и символов; к миру производительной, предметно-практической деятельности; к миру образов, представлений, воображения культурных символов и знаков. Сознание не только рождается и присутствует во всех этих мирах. Оно может меняться между ними; погружаться в какой-либо из них, инкапсулироваться в нем; подниматься или витать над всеми ними, сравнивать, оценивать, судить их. Поэтому так важно, чтобы все они были открыты ему. Если же этого нет, то мы называем сознание узким, ограниченным, неразвитым, несовершенным и т.п. Именно в этом смысле сознание бытийно, рефлексивно и в то же время надмирно. Настойчиво повторяя тезис об аналогии сознания, мы хотим вывести исследования сознания за пределы классической прадигмы "сознание в мире сознания" или более новой - "сознание в мире мозга", оно должно стать вселенским.

Конечно от этого подхода до ноокосмологического признания Высшего Разума Мироздания дистанция огромного размера. Но все же здесь в неявном виде поставлена проблема информационного Космоса. Эта проблема не нова. В истории философии многие выдающиеся мыслители рассматривали сознание как особую субстанцию. Однако только сегодня она стала предметом изучения науки. Несмотря на загадочность и неуловимость наука вносит свой вклад в выяснение его природы.

В решении этой глобальной проблемы человечества сегодня участвуют представители психологии, социологии, антропологии, физики, физиологии, информатики, синергетики и других наук. Опыт квантовой физики, генетики и некоторых других сфер знания указывает более плодотворный, чем наблюдение метод познания сознания. Это путь формирования, конструирования, генетического моделирования явлений сознания и психики. Речь идет о том, что природа сознания адекватно раскрывается в процессе развития сознания. Отсюда можно представить роль ноокосмологии, которая призваны раскрепостить дремлющие в человеке психические силы. История философии показывает, что при соблюдении определенного образа жизни и знании законов духовного мира человек может взаимодействовать с ним.

Разрабатывая неокосмологию, следует учитывать, что философия обладает огромными возможностями в познании и раскрытии природы сознания. Она является средством развития личности, она освобождает психическую энергию, избавляет сознание от предрассудков, комплексов, чувства собственной неполноценности. Философия - это путь к достижению уверенности в себе, моральной и физической жизнеспособности, гарантия успеха и счастья в жизни.

В лоне философии сложился уникальный метод воздействия на сознание, проникновения в различные планы бытия. Суть его в особом переживании, в специфическом духовном опыте. Исходной точкой проникновения в глубинные сферы сознания, достижения определенных состояний является реальная жизнь, а не философские абстракции. Жизнь многих выдающихся философов говорит о том, что это не иллюзия. В ходе духовной практики человек становится тем, кого он прозревает в себе. Философский метод воздействия на сознание приближает новую эру в эволюции Земли. Он показывает, что человек есть переходное существо, становление которого не завершено, что то состояние, в котором находится сегодня человечество, является рождением сверхчеловечества.

Философский метод является тем рычагом сознания, который дает человеку возможность свободно двигаться в духовном мире. Религиозный опыт тоже нередко способствует этому, но он ограничивает нас жесткой зависимостью от определенных духовных догм, в то время как философский опыт переживания дает возможность преобразовывать себя в более широком диапазоне жизни.

Величайшим событием в истории человечества стало открытие сокровенной тайны, а именно того, что сознание есть особая духовная реальность, величайшая сила Мироздания. Практически ее использовали с древних времен, теоретически не понимая сути. Только сегодня наука начинает постепенно осознавать Истину сокрытой в самом человеке тайны Вселенной.

Важную роль в этом процессе играет философия. Она учит, что открыть сознание можно лишь путем самосовершенствования. Есть много путей, чтобы начать эту работу. Но каждый человек уникален и поэтому должен найти свой собственный путь открытия внутри себя окна в духовный мир, найти свою маленькую речку духовной энергии, впадающую в бесконечность.

Философия позволяет поверить в собственные возможности и раскрыть их в себе. Овладение искусством сознательного самораскрытия требует высокой философской культуры. Речь идет не о знаниях философских положений, которые необходимо сдать на экзаменах, а о искусстве философской жизни, способности радикального изменения сознания, открытия мира, не нанесенного на карту науки, общения с Космическими сущностями, подключения к энергоинформационным каналам Вселенной. Каждое человеческое существо имеет глубинную внутреннюю потребность духовного развития, но не каждый может преодолеть все сложности и препятствия на пути к Высшему Сознанию.

Философия вырабатывает потребности в развитии человеческой природы, направляет усилия к тому, что превосходит обычные представления. В течение последних двух столетий наука всю изобретательность, точность и логичность прикладывала к изучению физических явлений. И в этом деле до- стигла значительных успехов. Наука находится в непрерывном движении, ее концепции и теории часто меняются и стареют, она делает все новые и новые открытия. В физике, биологии и астрономии после второй Мировой войны, произошла революция, кардинально изменившая основы всего естествознания.

Философия на протяжении тысяч лет все усилия концентрирует на изучении внутреннего мира человека, духовной реальности Вселенной. Но можно ли сказать, что учение Платона о мире идей или учение Лейбница о монадах устарело в связи с успехами науки ХХ и ХХІ веков?

Напротив. Развитие кибернетики, синергетики, информатики делает философское учение о духовном мире чрезвычайно актуальным, а возникновение ноокосмологии не только поднимает его на невиданный ранее уровень, но и напрямую связывает его с опытом и с экспериментальным методом.

Ввод людей в энергоинформационные потоки Космоса свидетельствует о том, что они глубоко погружаются в тонкие миры. И начинают переживать, постигать реальную власть души над материей (тонких субстанций над плотными). Осваивая духовный мир, наши испытуемые начинают демонстрировать исключительные способности, доказывая, что они есть ни что иное, как нереализованные потенциальные возможности. С позиций ноокосмологии многие сверхъестественные явления рассматриваются как то, природы чего мы еще не постигли или пока еще не знаем способа вхождения в него своим внутренним миром. В конечном счете, все зависит от правильной концентрации того слоя психики, которая находится за разумом.

Опыт убеждает, что важнейшим этапом на пути к духовной реальности является установление безмолвия в разуме. После чего приходит понимание, что мое внешнее "Я" есть ни что иное, как система физических и физиологических ощущений, интеллектуальных идей, духовных ассоциаций и т.д., через призму которых воспринимается мир. Причем система моего внешнего "Я" сформирована таким образом, что пропускает лишь узко ограниченный спектр вибраций. Если нам удается его расширить, то обнаруживается внутреннее "Я" и мир предстает в его истинном мире. Самое важное заключается в том, что внутреннее "Я" непосредственно связано с бесконечной Душой. Осознание этого факта пробуждает целый ряд скрытых способностей и невидимых сил, которые во всех отношениях превосходят то, чем мы до сих пор располагали. Происходит полное преображение жизни. Она становится увлекательной и приобретает глубинный смысл.

2.2. ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ФИЛОСОФИИ, НАУКЕ, ЕСТЕСТВОЗНАНИИ, ВОЗНИКШИЕ В ХХ ВЕКЕ В СООТВЕТСТВИИ С НАКОПЛЕННЫМИ ЭМПИРИЧЕСКИМИ ДАННЫМИ

В ХХ веке корпус накопленных эмпирических данных, связанных с такими таинственными явлениями человеческой психики как ясновидение, телепатия, телекинез, целительство и др. пришел в явное противоречие с традиционной научной картиной мира. Наука не впервые имеет дело с фактами, которые не выводятся логическим путем из существующих представлений, не могут быть описаны и объяснены с их помощью, а являются по отношению к существующим теориям принципиально новым знанием. Обнаружение такого рода фактов Ф. Бекон охарактеризовал следующим образом: "... эти открытия ... настолько отличны и удалены от всего познанного ранее, что никакое предшествующее знание не могло к ним привести" (Бэкон Ф. Соч. в 2-х т., т.2. - М., 1972. С.).

К такого рода экстраординарным открытиям часто относят установление в 1820г. Г.Х. Эрстедом взаимодействия электричества и магнетизма, нахождение Дж. Кардано мнимых чисел, определение А. Эйнштейном квантов света и т.д.

При всей нестандартности, оригинальности, радикальном выходе за пределы достигнутого рассмотренные выше экстраординарные факты в конечном итоге уточняют, расширяют, углубляют наши знания об окружающем физическом мире. Что касается эмпирических данных, связанных с необычными явлениями человеческой психики, то они свидетельствуют о том, что мир, по всей видимости, не сводим к физической реальности, что доминирующую роль в нем играют невещественные формы материи. По мере их изучения обнаруживаются структуры, обладающие чрезвычайно большой информационной емкостью, способностью к самоорганизации и упорядочению.

Феномены тонких, включая духовные, форм материи стали предметом исследования ноокосмологии. В этом междисциплинарном комплексном направлении исследования широкое распространение получили представления о физическом вакууме - энергоинформационном поле, фазовыми состояниями которого являются различные физические взаимодействия. Объективная оценка таинственных явлений, как в природе, так и в человеческой психике убеждает в том, что проблема "информационной Вселенной" имеет под собой надежное обоснование, а в ряде случаев уже получила практическое подтверждение.

В связи с развитием ноокосмологии происходят революционные изменения в научной картине мира, методологических основаниях науки и в самом стиле научного мышления. Ноокосмология разрушает многие наши привычные представления о способах познания. До сих пор господствующим был взгляд, согласно которого все наши знания являются результатом активности субъекта, противостоящего объекту. Ноокосмология, поворачивая магический кристалл знания иной гранью, позволяет увидеть исток информации, идущий от Высшего Разума.

В соответствии с выдвинутой концепцией материи разнообразные ее невещественные формы координируют, регулируют, организуют вещественно-энергетические процессы. Высший Разум, находясь на вершине структурной организации материи, вносит в нее управляющие воздействия, которые определяют магистральное направление эволюции.

На этом направлении находится и такая сложнейшая, состоящая из вещественных и невещественных форм материи, система как человек. В силу своей принадлежности к невещественному духовному миру человек своим внутренним психическим усилием способен войти в контакт с невещественными сущностями Мироздания.

Рисуемая классическим разумом картина мира упускает сверхслабые взаимодействия человека и Вселенной, игнорирует, не признает наличие нефизических духовных форм материи. Человек соответственно рассматривается исключительно с точки зрения его вещественной организации. А мир, в котором он живет, представляется как лишенная смысла и разума механическая система взаимодействующих между собой космических тел.

В такой модели мира единичное человеческое усилие не имеет никакого влияния на ход эволюции. Деятельность каждого отдельного человека в космических масштабах лишена смысла так же, как лишена смысла сама Вселенная. Разумная энергетика Космоса и необычные феномены человеческой психики с позиций классического разума воспринимаются как досадные неприятности, которые надо устранить. Конечно, в разные периоды человеческой истории были люди, которые считали необычные эмпирические факты чем-то разрушительным, негативным, уводящим науку в сторону от прогресса.

Разум понимался как исключительное достояние случайно возникшего человека. Если и есть какие-то признаки психической деятельности в высших эшелонах животного мира, то они начисто лишены разумности. Что касается разума более высокого порядка, чем человеческий, то он, в принципе, возможен для цивилизаций, обитающих в таких же вещественно-энергетических координатах, что и человечество. Все психические процессы, в конечном счете, сводятся к свойствам, атрибутам одного единственного вещественного вида материи. Причем психическое рассматривается как исключительно субъективное явление, не существующее вне своего носителя - физического тела. Конечно, с таких позиций невозможно не только объяснить, но даже допустить воздействия мысли на расстоянии. Но, тем не менее, существующие эмпирические факты гипноза, телепатии, телекинеза и т.д. вещь упрямая.

Методы традиционной логики, эффективные в разрешении парадоксов и противоречий, возникающих при изучении физической реальности, оказались бессильными перед таинственными явлениями человеческой психики. Для того, чтобы их понять, необходимы иные, а именно космические, измерения духовного мира человека.

Такое измерение предлагает ноокосмология для разрешения противоречия между существующей научной парадигмой и многочисленными эмпирическими фактами, отражающими необычные феномены. При этом она опирается на тот многовековой слой альтернативных видов знания и духовной практики, который лежит за космическим мировосприятием.

Ввиду огромной его значимости для становления и развития ноокос- мологии кратко рассмотрим его генезис и наиболее важные этапы развития.

На протяжении тысячелетий во всех высокоразвитых цивилизациях древности космическое мироощущение было универсальным, общечеловеческим феноменом. Оно было господствующим вплоть до западноевропейской научной революции XVI-XVII веков, которая положила начало некосмической парадигме мышления. Характерной чертой космического мироощущения является чувство органического единства человека и Вселенной. В античной культуре Космос неизменно представляется как некий пронизанный жизнью организм, в иерархических структурах которого гармонично расположены все элементы бытия.

В наиболее разработанном произведении античной космологической мысли "Тимей" древнегреческий философ Платон трактует Вселенную как единое живое существо, которое "восприняв в себя смертные и бессмертные живые существа и пополнившись ими стало видимым живым существом, объединяющим все видимое, чувственным богом, образом бога умопостигаемого, величайшим и наилучшим, прекраснейшим и совершеннейшим, единым и однородным небом" (Платон. Тимей. Соч. в 3-х т. Т.3. Ч.І. М., 1971,

С.541).

Античный образ самодостаточного, замкнутого Космоса претерпел существенную трансформацию в средние века. Христианское вероучение представило Вселенную видимым воплощением Божественного промысла. Природно-космические стихии рассматривались в виде материальных оболочек духовных сил. Без этих невещественных первообразов Вселенная не могла бы функционировать и развиваться как стройная гармоничная система.

В Священном Писании (Библии) мы впервые находим понятие о мире как об истории, становлении и процессе. Библейским пророкам первым открылась внутренняя устремленность Космоса к совершенству. В этом плане особое значение имеет подтвержденная современной наукой идея начала Мира.

Согласно Библии, Бог как единое надмировое начало создает Вселенную и человека. Здесь античная идея соответствия макро- и микрокосма, человека и мира получает дальнейшее развитие. Видимая Вселенная есть оболочка того же невидимого Божественного логоса, который составляет и суть человека. Бог, таким образом, есть внутренняя основа, сущность, первопричина и мира, и человека. Так как человек сотворен "по образу и подобию Бо- жию", то по своей разумной душе он причастен к Божественному Разуму, а по состоящему из всех природных стихий телу к Космосу.

Формула "Космос-человек" античного понимания мира, таким образом, заменяется формулой "Бог-Космос-человек" теоцентрического умопостроения. В соответствии с ним познание видимого вещественного мира есть лишь ступень к постижению скрытых за ним сверхчувственных первообразов невидимого невещественного мира. Духовный мир познается опосредованно через видимый мир, который несет на себе его отпечаток, а также непосредственно путем божественного откровения.

В духовной атмосфере средневековья мощный импульс получает практика психического воздействия на природу, человека и опыт взаимодействия с сущностями невидимого духовного мира. В многообразных формах мистицизма и магической практики находят отражение противоречащие ортодоксальному христианскому вероучению тенденции, связанные с алхимией, астрологией, каббалой, натуральной магией. Широкое распространение получают искусство прорицания, знахарство, колдовство и т.д. Определенное представление о сути средневекового мистицизма и техники магического воздействия на природу и людей дает знакомство со взглядами таких знаменитых мистиков и "натуральных магов" как Я. Беме, Г. Парацельс, Р. Флудд, Т. Кампанелла, Дж.Ди Агриппа и др. Космос и человек, например, очень популярному на протяжении столетий Агриппе представлялся в виде ритмов и пульсаций стихийных сил, симпатий и антипатий противоположных начал (Агриппа Г. Оккультная философия. Изд-во Ассоциации Духовного Единения "Золотой Век". - М., 1993).

Здесь уже четко просматривается попытка взглянуть на тонкий мир не только с позиций религии, но и с точки зрения науки.

Так, в теокосмоцентрической духовной атмосфере зарождается научная мысль, которая в XVI-XVII веках производит мировоззренческий общекультурный переворот. Смысл этого переворота известный историк науки А. Катре выразил как "Разрушение Космоса и, как следствие, исчезновение из науки всех основанных на этом понятии рассуждений" (Катре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985. С.130).

В новой научной картине мира Космос как живой разумный организм, населенный всемогущими духовными сущностями, был заменен бесконечной, однородной, управляемой универсальными механическими законами Вселенной.

Магистральное, доминирующее на протяжении тысячелетий "космическое" миропонимание было вытеснено рационалистически-механическим мировоззрением, в основе которого лежало представление о мироздании как о неком жестко детерминированном, однажды заведенном механизме, и человеке в нем - не более, чем постороннем наблюдателе, субъекте, противостоящем совершенно отличному от него объекту. Но даже в этом "некосмическом" мировоззрении объект-Вселенная не лишался Разума и смысла.

Г ениальные ученые Коперник - Г алилей - Ньютон, стоявшие у колыбели современной науки, считали, что механизм мироздания был однажды запущен некой Высшей Силой или Высшим Разумом. Особенно явные следы "космизма" просматриваются в учении выдающегося немецкого поэта, естествоиспытателя и мыслителя И.В. Гете. В еще большей мере элементы космизма характерны для натурфилософии Шеллинга, Гегеля, Окена и др. По мере развития естествознания рационалистическое видение окружающего мира все больше приходило в противоречие с иррациональностью духовного мира человека.

Складывающаяся некосмическая картина мира противоречила не только прошлым верованиям, чувствованиям, убеждениям и традициям, но и новым фактам развивающегося естествознания. Академик Н.Н. Моисеев верно подметил, что кризис классического рационализма начался с его внутреннего неприятия самим естествознанием. Хотя дарвинизм, генетика и другие великие научные построения XIX в., казалось, вполне согласовались с общим духом рационализма, тем не менее, представление о постороннем наблюдателе часто переставало казаться абсолютно бесспорным, так же как и абсолютный детерминизм.








Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 619;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.02 сек.