3 страница. Во-вторых, в русле основной идеи русского космизма, идеи взаимосвязи человека и мира находится проблема сохранения природы и выживания человечества

Во-вторых, в русле основной идеи русского космизма, идеи взаимосвязи человека и мира находится проблема сохранения природы и выживания человечества. Решение этой проблемы в общих чертах наметилось в системе взглядов русских мыслителей на рубеже XIX-XX веков. К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и другие указывали на необходимость восстановления нарушенной человеком гармонии природы, повышения роли духовного начала в жизни людей, обеспечения ценности жизни и разума, превращения стихийной эволюции в управляемый разумом творческий процесс.

В-третьих, в лоне русского космизма сформировались общие контуры научной картины мира, которая станет доминирующей в третьем тысячелетии. Установки космизма на преодоление барьера между субъектом и объектом, попытка взглянуть на мир с позиций его изначального тождества с человеком становится общепризнанной при изучении особо сложных исторически развивающихся систем.

В-четвертых, абстрактный принцип русского космизма - принцип взаимосвязи Космоса и человека усилиями ноокосмологии превращается в конкретную по смыслу и содержанию концепцию. Важным ее аспектом выступает проблема духовного человеческого потенциала Разума Вселенной. Без решения этой проблемы невозможно осмыслить структуру Мироздания, осознать цели его развития, понять истинные роль и место земной цивилизации в поступательном движении нашей Вселенной.

Исходя из выделенных аспектов, русский космизм предполагает признание духовного не только в качестве условия выживания, но и в смысле доминирующего начала в движении цивилизации по пути развития, самосовершенствования людей. Верно определяя основной вектор развития жизни и разума на Земле, русский космизм убедительно демонстрирует способность человека, используя духовность, преодолеть нынешний разрыв человека с природой и на новой основе возвратиться к изначальному их тождеству. Конечно, в русском космизме, как и в других богатых по содержанию учениях, нет готовых ответов на все драматические вопросы текущего века, но в нем есть плодотворные подходы поиска ответов на них. Экстраординарные открытия, новые теории и факты являются убедительным подтверждения истинности взглядов русских космистов на фундаментальные процессы, связанные с жизнью и разумом, с появлением и функционированием в нашем мире. Сегодня все больше ученых убеждается в том, что человек не есть случайное событие, его возникновение запрограммировано в самих основаниях Вселенной. Развитие науки когда-нибудь приведет к признанию Высшего Разума, осознанного мыслителями России в начале XX века.

Аргументом в пользу данного предположения выступает то, что сегодня многие ученые самоорганизацию материи связывают с наличием в ней духовного качества, характерного для человека. Последовательное продвижение в понимании природы физического вакуума, сингулярного состояния материи, самоорганизации различных систем, глобального эволюционного процесса позволяет лучше познать самого человека, выявить глубинные основания его духовности, соотнести его психику с фундаментальными свойствами материи - отражением, информацией и психической энергией. Обращаясь к духовному наследию русских космистов и тех исследователей, которые внесли своими трудами значительный вклад в его развитие, следует признать наличие у них убежденности в существовании смысла вселенского целого (См.: Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм//Вопросы философии.- 1991.- № 3; Урсул А.Д. Перспективы выживания цивилизации: космоэкологический аспект//Философские науки.- 1989; Казначеев В.П. Психоэтика - путь выживания человечества//Наука и религия, 1994.- № 7; Семенова С.Г. Русский космизм//Русский космизм. - М.: Педагогика - Пресс, 1993.-С. 3-34; Гаврюшин Н.К. Космический путь к вечному блаженству//Вопросы философии.- 1992.- № 6 и другие). Глобальный эволюционный процесс и его итог - человек не есть аномалия. Наличие человека в мире не случайно, оно обусловлено смыслом Вселенной, который может иметь место только в том случае, когда в самом мировом целом есть место Разуму, предшествующему и обуславливающему интеллект человека.

Это положение является отправной точкой развития ноокосмологии - междисциплинарного комплексного направления исследования проблем законов духовного мира, перехода от биосферы к ноосфере и самосовершенствование личности. Коренные изменения в системе жизнедеятельности людей, беспрецедентное быстрое развитие науки предполагают формирование предельно широкого взгляда на мир и человека, создание специфической духовной Среды для реализации сущностных сил людей. Ноокосмология не есть побочный продукт глобальной научной революции, а есть непосредственный ее итог, стремление ученых ответить на вопрос кто мы есть и где находимся, что такое жизнь и разум.

Ответы на смысложизненные вопросы в готовом виде не содержатся в наличном знании, накопленном человечеством. Поиск истины предполагает живую, напряженную, драматическую работу не только интеллекта, но и души, итогом которой является сакральное ощущение взаимосвязи с Высшей реальностью. В своем развитии человеческий дух дошел до понимания того, что внешнее не может быть исчерпывающим образом познано без проникновения во внутреннее, то есть самое себя. Сегодня, как никогда ранее, человек сосредоточенно вглядывается в свое духовное измерение и не без изумления обнаруживает в нем то, что было описано в умозрительных философских учениях гениальных мыслителей прошлого Пифагора, Платона, Аристотеля, Гегеля и других и что в наиболее концентрированном виде отражено в русском космизме.

В различных подходах выдающихся мыслителей России начала XX века осознаются глубокие, сокровенные истоки человеческого бытия, направленность и характер его развития, создаются предпосылки решения таких проблем, как творческая эволюция, космическая этика, жизнь, смерть, бессмертие и т.п. Выдающийся русский космист В.С. Соловьев считал, что умственному взору человека в процессе творчества во всей внутренней сущности открывается сущая идея (См.: Соловьев В.С Учение о богочеловече- стве. Т.Ш. СПб, 1913.- С. 65-68).

Видимо космизм формирует такое состояние души, при котором она становится “трансформатором” слабых и сверхслабых информационных токов незримых каналов духовного мира. Неосознанно они выходят на поверхность сознания, образуя слой представлений философско-религиозного характера. Чем мощнее духовно-интеллектуальное усилие, тем сильнее душа притягивает к себе сущие идеи бытия, тем ярче ощущает себя человек элементом Разумного Космоса, генератором и проводником информации о сокровенных свойствах жизни и мышления. Космизм выступает своего рода катализатором творческого вдохновения.

Сегодня есть все основания серьезно и с доверием относиться к центральному положению космизма, отдающему предпочтение духовному началу, утверждающему приоритет мира информации над миром энерговещественных сфер. По мнению ряда ученых, человечество стоит на пороге открытия нового мира, на пороге открытия новой научной картины мира, где объективным началом и основание становится не вещество или энергия, а информация. Признание реальности информации есть шаг к признанию того, что “планы”, “проекты”, “замыслы” структур мироздания выступает производным Разума Вселенной.

Именно личностные формы разума творят мир по законам добра, красоты, истины и гармонии, определяют характер и направленность усложнения, усовершенствования материи. Русский космизм ориентирует человека на развитие, на соответствие его души душе мира, нравственным началам, установленным Творцом. Но Разум Вселенной не снимает с человека ответственность за результаты его мыслительной и практической деятельности.

Русский космизм формирует активную жизненную установку, делает акцент на ответственности человека не только перед себе подобными существами, но и перед сформировавшим его миром и Творцом. Космизм, следовательно, выходит за рамки науки, так как представляет собой интуитивное постижение мира и Творца с помощью души. Видимо, именно в душе человека есть выход на недосягаемые для логического мышления высоты. Они становятся доступными при духовно-нравственном напряжении, отражаются в трансперсональном опыте людей.

Анализ творчества русских космистов убеждает в том, что они в той или иной мере обладали трансперсональным опытом, с помощью своих духовных усилий дали тот срез космического бытия, который сегодня позволяет исследовать духовный потенциал человечества с точки зрения его принадлежности к Высшему Разуму. Это, прежде всего, относится к четкой ориентации космизма на внутренний мир человека, в котором заключена вся тайна бытия. В сознании человека в идеальном виде отображается бесконечность космических явлений. Все многообразие процессов заключается в едином, целостном духе так, как он и есть, то есть представляет собой сущность вселенского бытия, смысл Мироздания

Естественнонаучное осознание космогонического значения разумной деятельности человека на Земле весьма четко намечено в трудах В.И. Вернадского (См.: Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки.- М.- 1981; его же: Научная мысль как планетное явление.- М.- 1991). Значительный вклад в понимание того, что природа, породившая жизнь на Земле, сделала решающий шаг в направлении к человеку, что эволюция неорганической, а вслед за тем и в органической природе обнаруживает своеобразный закон рекуррентности: мир движется в сторону усложнения, которое сопровождается появлением и все большей значимостью психического, социального, сделал выдающийся французский мыслитель Тейяр де Шарден (См.: Тейяр де Шарден П. Феномен человека.- М., 1987).

Нынешний уровень развития науки в значительной мере подтверждает справедливость этих предположений. Нерасторжимое генетическое единство человека и Вселенной уже сегодня получает достаточно сильное подтверждение в новейших достижениях физики, космологии, биологии, синергетики и информатики. Расчеты ученых говорят о том, что антропогенез состоялся потому, что в основаниях материи имеется для этого необходимое.

Русские мыслители обратили внимание на важный для исследования духовного потенциала человечества аспект - тотальную взаимосвязь планетарной человеческой мысли не только в пространственном, но и во временном отношении. На тотальную “включенность” сознания отдельных индивидов в информационное поле человечества указывал и наш замечательный современник М. Мамардашвили. Внутренняя пульсация этого поля при достаточном напряжении индивидуального мышления захватывает и включает его в смысловые связи исторического сознания человечества. Речь идет “о каком-то отношении или соотнесенности в сознании всего мира, о какой-то связности его до любого содержания, до любой предметной кристаллизации и, следовательно, до предметных утверждений об объектах. Или, скажем так, эта связность первична по отношению к любым предметам в поле мысли, ее возможным кристаллизациям. Последние оказываются предметными просто в силу, если угодно, определенного сгущения названного поля” (Мамарда- швили М. Идея преемственности и философская традиция//Как я понимаю философию.- М., 1992.- С. 93). В данном положении весьма четко сказано о том, что представление, мысли о вещах не есть пассивное, простое их воспроизведение. Они имеют самостоятельное значение, отличное от причинноследственных зависимостей предметного мира.

В своей основе сознание человека опирается на изначальное тождество с бытием мира и на этой базе выстраивает все более емкий образ Вселенной и самого себя. При этом “мысль и ее выражение не пропадает, даже если никто не узнает о происходившем духовном творении» (Вернадский

В.И. Из дневников//Жизнеописание. Избранные труды.- М., 1993.- С. 202). Видимо, мысль, независимо от того, стала она достоянием других людей или нет, после своего рождения обретает свою собственную жизнь в информационном поле человечества. Рано или поздно она будет востребована и реализована в интересах мира и прогресса. В полной мере это относится и к мысли о Высшем Разуме. Возникнув с незапамятных времен, эта мысль всегда оказывала огромное воздействие на процесс самосовершенствования человека. В русском космизме она начинает обретать новое звучание.

Всецело обращенный к Логосу, к горным основам бытия русский космизм смог ощутить взаимосвязь веры, мудрости, знания и образа. В трудах П.А. Флоренского “целокупный корень твари” представлен в виде живой взаимосвязи Космоса и человека, тайная сила слова имени и образа знаменует единство человека с Творцом.

Целеустремленность, целенаправленность мира, его творческое активное начало, превращающее возможность в действительность, раскрывается и С.Н. Булгаковым в понятиях “душа мира”, его энтелехия, связывающими и организующими мировую множественность. Душа мира, по мнению С.Н. Булгакова, является его тайной. Она “закрыта многими покрывалами, причем эти покрывала сами собой истончаются по мере духовного восхождения человека» (Булгаков С. Свет невечерний.- М., 1917.- С. 235).

Очень интересные мысли С.Н. Булгаков высказал и относительно взаимосвязи человеческого организма с космической средой. В труде “Философский смысл троичности” он пишет: “Тело есть наше космическое “Я”, совокупность органов, через которые мы находимся в связи со всей вселенной; последняя есть в то же время наше периферическое и потенциальное тело” (Вопросы философии.- 1989.- № 12.- С.93). Данное положение является весьма важным для следующего шага, а именно, для признания взаимосвязи духа человека с высшей и более обширной по сравнению с ним системой.

Достоинство человека русский космизм видит в доказательстве существования высшего, чем человек, начала. Человек есть существо, преодолевающее свою ограниченность, трансцендирующее к высшему. Если нет Бога, как Истины и Смысла, нет высшей Правды. Все делается плоским, не к чему и не к кому подниматься (См.: Бердяев Н. Судьба России.- М., 1990.- С.242). Но поскольку человек постоянно устремлен к высшему, постольку оно существует реально в его душе и в душе мира.

1.3. НООКОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЧЕЛОВЕКУ КАК К КОСМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ, ВАЖНЕЙШЕМУ АСПЕКТУ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ МАТЕРИИ.

В философии существует целый набор методологических подходов и парадигм исследования человека и сфер его жизнедеятельности, в том числе и духовной. Каждый из них позволяет по-своему решать проблему человека, формировать представление о происхождении сущности, содержании жизни и разума на Земле. В основе отечественной философии и светского официального образования до сих пор лежит идея первичности, отождествляемой с косным веществом материи. Но вывести из неорганической материи жизнь и разум, и тем более космическое сверхсознание не представляется возможным.

В рамках диалектико-материалистического подхода вместе с тем определенные мировоззренческие затруднения вызывает и признание наличия во Вселенной наряду с косным веществом и вещества живого. “Если мы примем за гипотезу то,- отмечает академик Н.Н. Моисеев,- что живое вещество не может возникнуть из неживого, то есть абсолютную справедливость эмпирического принципа Пастера-Редди для всех уровней организации вещества, то мы должны признать либо самостоятельность происхождения живого (так же, как и остальной Вселенной), либо вечность его существования” (Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера.- М., 1990.- С.30-31).

Допущение вечности существования живого вещества во Вселенной имеет далеко идущие мировоззренческие последствия. Их смысл состоит в соответствующем допущении вечности Разума. То, что для науки является здесь необычным и невероятным, во вненаучных представлениях, прежде всего, в вероучениях и философии, воспринято давно. Общие законы физики, химии, биологии, генетики, космологии, математики воспроизводят существенные связи того, что окружает человека. Духовное измерение человека остается при этом для науки недосягаемым. Но именно через него человек воспринимает идеи, не имеющие аналога в природе. Идеи Высшего Разума, духа, души, благодати, святости, духовности и т.п. содержат в себе полученное из фундаментальных оснований мира живое знание о свойствах и характеристиках разумной энергетики, ее проявления в ходе духовного самосовершенствования человека.

Духовное, вненаучное постижение бытия значительно древнее интеллектуального, научного познания мира. Благодаря этому человечество давно знало об основных свойствах Разума и механизмах его проявления не только в земных условиях, но и в масштабах всей Вселенной. Согласно религиознофилософских воззрений буддизма мысль создает объемное пространство - дхарму, которая представляет собой дом разума, своей структурой и функциями запечатленного в Священных текстах. Объемное пространство в Библии именуется Предвечным Логосом - основной формой существования Разума во Вселенной. Разумная энергия мироздания возникает при появлении противоположных информационных потенциалов, именуемых небом и землей.

Противоположные информационные потоки четко запечатлены также в “Дао дэ цзин” в виде инь и ян. Особое значение при этом уделяется характеристике живого вещества Вселенной - дао. Оно бестелесно, неопределенно, туманно, но в нем содержатся образы, скрыты тончайшие частицы и вещи. Дао повсюду, из него все исходит и к нему все возвращается. Оно проявляется во всех формах энергий, в том числе и в разумной, которая отождествляется с тончайшими частицами. Направленное воздействие Высшего Разума на мир происходит путем концентрации разумной энергии.

Тексты Священных Писаний особую актуальность приобрели в связи с новыми открытиями в области физики высоких энергий, астрофизики и космологии. Ряд ученых в так называемом физическом вакууме видят духовное основание, из которого рождается многоэтажное здание материи: элементарные частицы, атомы, молекулы, тела, космические объекты. Сборка всех частей мироздания осуществляется не произвольно, а с помощью Слова, точнее - информации, не связанной с вещественным носителем. Фундаментальный уровень мира представляет собой, таким образом, первичный бесконечный океан сознания, из которого возникает все.

Мозг человека является клеткой мирового разума, соединяющего в себе поля разумов всех существ Вселенной. Природа гениальных озарений, чудес, экстрасенсорных способностей кроется в соединении личности со сверхразумом. Мысль Чижевского о прямом влиянии космических процессов на человечество сегодня дополняется мыслью о тонких, глубоких воздействиях Мирового Разума на психосоциальное историческое пространство нашей цивилизации.

Опираясь на уже сложившиеся общеметодологические основы рассмотрения человека, попытаемся сформулировать ноокосмологическую концепцию анализа его как космической сущности, важнейшего аспекта развивающейся материи.

Специфика объекта и предмета данного исследования предполагает рассмотрение человека не только в системе природных и социальных связей, но и в отношении к Разуму Вселенной. Если изучение человека как биосоциального существа происходит в рамках уже сложившейся методологической парадигмы, то исследование личности как космической сущности в методологическом отношении еще не совсем определено. Однако это не означает, что не было попыток осмысления тех событий человеческой жизни, которые не поддаются раскрытию с помощью общепризнанных подходов.

Трактовка человека как всеобщей характеристики мира имеет длительную историю. В конце XIX - начале XX веков русские космисты попытались взглянуть на человека как бы с обратной стороны, то есть высказали мысль о том, что не только без природы и общества не было бы человека, но и без человека не было бы ничего того, что есть сейчас, то есть ни общества, ни природы. И дело не в том, что человек своей деятельностью меняет лик природы и формирует искусственный мир, а в самом присутствии человека в мире, обусловленности мира человеком. Мир без человека не имел бы смысла, не был бы целостным.

Развивая русский космизм, ноокосмология исходит из того, что одной логикой и разумом невозможно охватить человека. Нужен иной, многомерный, а не только рационалистический взгляд на его бытие. Человек это не только рациональное существо, но и духовная величина, поведение которой задается тонким миром. В XX веке со всей отчетливостью обнаружилась невозможность в рамках классической модели преодолеть трудности рационалистического познания человека, что привело к росту иррационалистических тенденций в философии в целом. Стало ясной методологическая несостоятельность претензий на строгую научную объективность в изучении не только внутреннего мира человека, но и тех результатов, которые связаны с изучением природы и общества. Внутренние переживания, смыслы, интуиции, волевые процессы во многом обусловлены взаимодействием человека с Тем, Кого принято называть Богом.

Иррациональная философия ориентируется на те события в повседневной жизни отдельных людей и народов, которые невозможно объяснить системой связей человека с природой и обществом, для понимания которых необходимо выделить духовные процессы в особую реальность. Это позволяет, как и в далеком прошлом, воспринимать мир не как бездушную среду обитания, а как воодушевленное, одухотворенное начало, нерасторжимо связанное с человеком. Во второй половине прошлого столетия оно стало как бы противиться воздействию на него людей. Их попыткам переделать его по якобы “разумному” усмотрению оно активно противодействует.

Иррациональная философия, в отличие от рациональной философии, стремится свести необычные проявления природы, человеческой истории и жизни отдельных людей к непознаваемой духовной первооснове, с которой человек может взаимодействовать лишь на низшем бессознательном уровне.

При такой постановке вопроса иррациональная философия не может выступать предпосылкой ноокосмологии. Рациональное и иррациональное, материальное и духовное, физическое и психическое и т.д. в ней не противостоит друг другу, а находится в отношении взаимодополнения.

Ноокосмологический подход отрицает всякую абсолютизацию той или иной стороны человеческого бытия в ущерб другой, делает акцент на многообразии и вариантности жизни, на возможности проявления в ней духовных феноменов, свидетельствующих о тонких формах материи. История развития культуры представляет в этом отношении богатейший материал, запечатленный в так называемых вненаучных формах постижения бытия: мифологии, религии, искусстве, обыденном опыте. Между тем многие события, процессы иррационального характера сегодня представляют большой интерес и для рационального познания.

Можно констатировать, что в познании человека наметились две основные тенденции.

Первая тенденция выражается в стремлении объяснить все с рационалистических позиций, а то, что недоступно для разума на его нынешнем этапе развития объявляется несуществующим или мистификацией. При таком подходе за пределами оказываются многие события человеческой истории, в том числе и те, которые оказали определяющее воздействие на возникновение, становление и развитие нынешней цивилизации.

Вторая тенденция связана, прежде всего, с осмыслением мистического опыта, с недооценкой в нем рационального начала. Абсолютизация тотального бессознательного, окружающего якобы со всех сторон сознание человека, не позволяет понять каким образом он связан с тем, кто находится выше его по уровню развития. Поэтому часто все сводится к взаимосвязи человека с низшей бессознательной формой духовности, в том время как высшая форма - сверхсознание не берется во внимание.

Возникает вопрос, какая же из этих тенденций в познании человека верна? Видимо, можно утверждать относительную истинность каждой из них. Если первая акцент делает на рационально объясняемые причинно-следственные связи, выражающие направленность человеческого духа вовне, то вторая характеризует внешнюю сторону самого человеческого духа, не затрагивая его глубинных основ.

Подводя некоторый итог в рассмотрении ноокосмологического подхода, следует сказать, что он не есть нечто произвольное, оторванное от исторической традиции изучения человека. Его следует понимать как определенное дополнение к уже апробированным подходам, например, деятельностному и психоанализу. Это обстоятельство следует учитывать в виду того, что характеристика ноокосмологического подхода в данном исследовании основана не на его противопоставлении уже известным видам анализа, а на их развитии и дополнении. Ноокосмология, делая акцент на взаимосвязи человека с разумной энергетикой Мироздания, дает возможность тем самым преодолеть ограниченность в изучении внутреннего мира человека тем знанием, которое воспроизводит природу, общество и внешние слои души.

Такая парадигма исследования, не исключая иных подходов, создает основу для сближения природного с надприродным, созданным не только человеком, но и Разумом Вселенной. Тем самым, во-первых, преодолевается радикальный разрыв между устоявшимся взглядом на человека как биосоциальное существо и мистической моделью человека, как образа и подобия Бога, во-вторых, более глубоко осваивается духовное измерение человека, его внутренний мир.

В ноокосмологическом подходе душа, духовность выступают как основная базисная категория и рассматриваются как детерминанта глобального эволюционного развития не только в обществе, но и в природе. При этом духовность не противопоставляется материальности, а рассматривается тонкая составляющая Вселенной, которую можно постигать не только посредством религиозно-философских способов, но и научных методов. Следовательно, ноокосмология подход позволяет формировать некое мировоззренческое поле, расширяющее представление о взаимосвязи мира и человека.

В связи с тем, что мировоззренческая идеологическая система вполне осязаемо реализуется в поведении, деятельности, образе жизни людей ноо- космологический подход может сыграть определенную роль в выходе нашей культуры, нашей цивилизации на новый виток развития. Чтобы сделать предположение о нем следует обратиться к изысканиям П.Сорокина, который выделил три варианта существования и функционирования культур и цивилизаций.

Первый вариант базируется на мировоззренческом принципе, в соответствии с которым истинная или конечная ценность чувственна. Других реальностей кроме чувственной не существует, мир внечувственных ценностей не отражает объективной реальности. На чувственном восприятии мира человеком возникла огромная суперсистема знаний, отражающих внешнюю сторону бытия. Эту суперсистему или цивилизацию можно считать чувственной (или сенситивной).

Второй вариант в своей основе имеет идею о том, что конечной ис - тинной целью является сверхчувственный и сверхразумный Бог, Бог вездесущий, всемогущий, всеведущий абсолютно справедливый, прекрасный, создатель мира и человека.

Третий вариант исходным имеет положение о том, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна; она охватывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты плюс рациональный и, наконец, сенсорный аспекты, образуя собой единство этого бесконечного многообразия. Культурная система, воплощающая эту посылку, может быть названа идеалистической.

Как видим, третий вариант представлен как интегральный тип культуры, ядром в котором являются интуитивные формы познания. Человек посредством их создает такую модель мира, где есть, наряду с чувственным, рациональным и сверхчувственный аспекты.

В соответствии с развитием способностей осваивать мир, формировать мировоззрение четко просматриваются три основные формы культурных суперсистем или цивилизаций: сенситивная, идеациональная и идеалистическая, которые последовательно на протяжении всей человеческой истории сменяли друг друга. Доминирующие на определенном этапе истории мировоззрение, идеология и обусловленные ими основные принципы восприятия действительности постепенно исчерпывают свои возможности и заменяются одним из двух других мировоззрений, идеологий. Смена типа культурных суперсистем, переход цивилизации от одного доминирующего мировоззрения к другому сопровождается кардинальным преобразованием всех сфер жизнедеятельности людей.

Методология ноокосмологического подхода ближе всего к третьему варианту существования и функционирования культур и цивилизаций. В ней четко просматривается акцент на духовные ценности, стремление познать те духовные измерения, которые придают всему целостность и гармонию. Ноо- космологический подход позволяет оценить место и роль идей в современном мире, сформулировать и определить перспективы и тенденции духовной эволюции человечества, понять специфику нынешнего периода развития нашей страны и мира в целом.

Характеризуя ноокосмологический подход с точки зрения решения проблемы духовного человеческого потенциала Разума Вселенной, важно определить и основные принципы (положения). К ним, в частности, можно отнести: единство человека с обществом и Вселенной; взаимодействие человека с разумной энергетикой Вселенной; соприкасаемость мира физического и мира психического; понимание человека как элемента части Разума Вселенной; восприятие человека как космической сущности, несущей ответственность не только за положение дел на своей планете, но и за состояние всего мироздания; учет того, что главным системообразующим фактором развития выступает эволюция души; осознание, что человечество в своем развитии достигло уровня необходимости перехода на духовные параметры самосовершенствования; ощущение потребности освоения психической энергии, освоения тонкого уровня материи и т.п.

Основные принципы (положения ноокосмологии) ноокосмологиче- ского подхода вписываются в различные современные концепции развития общества. Возьмем, к примеру, взгляды американского социолога и философа А. Тофлера, который в своей книге “Третья волна” (1980 г.) и последующих трудах выдвинул и обосновал концепцию трех типов социологических революций с соответствующими им цивилизациями. Несмотря на технократический критерий, принятие за основу развития общества, уровня развития техники и технологий человечество от аграрно-земледельческой (доинду- стриальной) через промышленную (индустриальную) пришло к информационной (постиндустриальной) цивилизации. В ее основе лежит информационная революция.








Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 492; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2022 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.018 сек.