ЗАКОНСЕРВИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТИ
«На самом деле, Америкой управляют фильмы с самого их изобретения. Они показывают вам, что и как нужно делать, когда это нужно делать, как к этому относиться, и как воспринимать это своё отношение».
Энди Уорхол
По мере погружения общества в процесс механического самоумножения, всё больше растворяется аутентичное я. Разумеется, всегда были артисты и поэты, призывающие возвратиться к изначальным корням, но эти люди оказывались вне закона механизированного общества. Поиском способов к возвращению глубинного, или аутентичного я занимались такие поэты, как Артур Римбауд в 1870 годах, символисты 1880-х и сюрреалисты XX века, а также многие другие писатели и мыслители, например, битники. Однако в общем потоке жизни такие артисты и художники составляли меньшинство. Когда люди следуют за машиной и погружают в неё своё существо, ещё не ведая этого, то они начинают становиться углеродными копиями, неким самоумно- жающимся видом углеродных копий, чтобы «симулировать или придумывать то, чего они не имеют» (Джин Бодриллард*).
Люди, вырастающие в индустриальном социуме, посещают общественные образовательные учреждения, где фокус внимания направлен, в первую очередь, на подготовку их к вакантным работам. В этих «образовательных» учреждениях эволюции сознания и культивации личности внимания уделяется крайне мало, или не уделяется вообще. Скорее молодые люди приобретают умение подражать и принимать облик собственных неаутентичных** копий, сделанных под копирку. Они повторяют образы, которые видят в средствах массовой информации (СМИ). У большинства людей имеется всего несколько первичных образов, причём большую их часть составляют поп-иконы, на которых они выстраивают свою личность и поведение. Давление жизни заставляет обычного человека захлопнуться в усреднённой версии того, кем он видит своих родителей, и само упоминание об аутентичном (реальном) я становится ещё более далёким. Но что без аутентичного самоосознания является реальным?
В XX веке, с распространением телевидения, тема личности обострилась. В начале 1950-х годов телевидение превратилось в главный механически воспроизводимый электронный инструмент домашней обстановки, скармливая людям образы того, кем они должны или не должны быть, образы «доброго» и «злого» поведения, образы «правильного» и «ложного», не говоря уже о бесконечных «массовочных» образах и торговых рекламных призывах.
Телевидение, в отличие от любого другого средства, мгновенно давало людям образы и штампы, которые они могли видеть в своих собственных домах. Первая телепередача вышла ещё до Второй мировой войны, но когда разразилась война, все трансляционные системы были разрушены, а передачи приостановлены. Телевещание возобновилось вскоре после войны, но уже к пятидесятым годам стало доминирующим инструментом массовой информации.
В 1935 году германский марксист Вольтер Бенджамин писал:
Джин Бодриллард - теоретик постмодернизма. - прим. ред. Неаутентичный - не оригинальный, не реальный. - прим. ред.
«Даже технические средства непреклонно стремятся к однообразию. Телевидение стремится стать синтезом радио и кино и сдерживается только потому, что заинтересованные партии пока не достигли согласия, но последствия его будут крайне ненормальными и обещающими настолько решительно ускорить обнищание аутентичности, что завтра еле скрываемая сушность всех индустриальных культурных продуктов сможет с триумфом выйти на всеобщее обозрение, насмешливо исполняя мечту Вагнера о гезамткунстверке - сплаве всех искусств в одной работе».
Это весьма пророческое утверждение, если учесть, что в 1935 году телевидение ещё не стало средством массовой информации. В этой статье Бенджамин также упоминает кино, радио и граммофонные записи как механическое воспроизводство звука. В действительности первым инструментом киберсферы стали радио.
Радио создавалось в течение XIX и XX веков с использованием вакуумных трубок, приёмников и антенн, передающих различные виды электронных сигналов, которые волшебным образом переносили отображения реальных голосов и музыкальных звуков.
Когда впервые началось радиовещание, это стало ужасающе-вдохновляющим феноменом - вдруг появилось электронное средство, которое проецирует живые голоса, звуки и другие реальности прямо в ваше пространство!
Граммофонные записи совершенно отличались от радио. Радио было бесплатным, а за граммофонные пластинки - озокеритовые диски, хранящие записанные звуки
- нужно было платить деньги. Кино было больше похоже на граммофонную запись, поскольку его производили в студии, а затем продавали в общественных местах под названием кинотеатры. В то время кинотеатры были большими и богато украшенными и напоминали французские замки или арабские дворцы. В 1920-30-е годы поход в кино считался большим культурным событием - люди перед приобщением к этому новому художественному феномену готовились и специально выбирали одежду. Ничего подобного прежде не было.
Тем не менее, некоторые критики доказывали, что кино оказывает пагубное воздействие на традиционные искусства - музыку и живопись. Другие критики чувствовали, что кино лишает человека возможности мыслить, делая зрителей пассивными наблюдателями, сидящими в затемнённом пространстве, когда на экране быстро мелькают вымышленные проекции.
По сравнению с кино, театр является формой живого искусства, которое разворачивается на сцене со скоростью разворачивания самой жизни. В театре можно видеть и слышать живых людей в реальном времени.
С другой стороны, велики возможности кино, как формы искусства и инструмента передачи. Например, в кино различные сцены могут быть либо ускорены, либо замедлены, что подчёркивает некоторые детали и фокусирует
внимание на определённых темах. В театре этого добиться невозможно. При создании фильма камера может использоваться для различной манипуляции над образами, чтобы донести особую идею или тему. Сила кино, как формы искусства, неоценима, что зависит от сознания и умения режиссёров и продюсеров. Старое чёрно-белоь кино часто кажется художественно более действенным, чем современные коммерческие фильмы. Такие качественные фильмы, как «Гражданин Кейн», «Третий человек» и «Метрополия», делались чёрно-белыми, чтобы создать живописный эффект и сильнее подчеркнуть философское намерение и послание фильма.
В кино актёр становится «звездой». Совершенно разные ситуации: быть актёром театра и играть вживую перед аудиторией и быть «звездой» кино и играть перед механической камерой. Актёры кино становятся богатыми и продаются на рынке, как «звёзды», а люди ходят в кино, чтобы просто увидеть «звезду», а не сам фильм. Например, многие люди спешат в кинотеатр, чтобы посмотреть фильмы с Мерилин Монро, их не волнует сюжет, они идут посмотреть «звезду». Звёздную систему развил Голливуд, расплодив множество популярных журналов и таблоидов, которые поддерживают все выходки «звёзд», стараясь всегда представить наиболее сенсационные подробности их жизни.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 725;