Предмет, система и метод наркономии.

Предметом правового регулирования наркономии являются общественные отношения, связанные с управлением психоактивными веществами.

Следует признать, что производство (изготовление) и оборот различных видов ПАВ, а также вызываемые ими социальные явления, в определенной степени урегулированы нормами различных отраслей законодательства и права Кыргызской Республики.

Глубокие изменения, происходящие в жизни нашего суверенного государства – Кыргызской Республики – требуют активизации нормотворческой деятельности и, следовательно, эластичности и подвижности системы права в целом.

Этого можно добиться, лишь изменяя структуру права, в том числе путем образования комплексных отраслей права, к которым в полной мере можно отнести и наркономию.

Понятно, что такое положение дел устраивает не всех юристов-правоведов.

Среди них находятся и те, кто не желает признавать происходящих изменений, пытаются препятствовать трансформации системы права, доставшейся нам в наследство от СССР, в подлинно национальное право, соответствующее самым высоким мировым стандартам.

Отсюда и проблематика вопроса, тянущаяся с 30-40 годов прошлого века, когда началась дискуссия о поиске критериев деления права на отрасли.

В ее основу был положен тезис о предмете и методе правового регулирования, предложенный М. А. Аржановым во время первой общесоюзной дискуссии по системе права, состоявшейся в 1938–1940 гг[156]. Тогда же известный российский цивилист С. Н. Братусь подчеркнул значение метода как классификационного признака при построении системы права.

Исходя из этого, в современной теории государства и права сформировалось мнение о том, что предмет и метод правового регулирования - это наиболее существенные основания для деления системы права на отрасли.

Юристы сходятся во мнении, что предмет правового регулирования - это то, на что воздействует право. А право, как известно, воздействует на общественные отношения. Общественные отношения являются той объективной основой, которая вызывает к жизни право и вносит в него системообразующие признаки.

В учебнике «Теория государства и права» указано, что «Право не должно, да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретном историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования.

В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить с помощью права. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно‑властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, зарегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.

В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки.

Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так интересы общесоциальные.

Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого.

В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил.

В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой[157]».

Таким образом, предмет правового регулирования - это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. При указании на отрасль права можно отметить целый ряд ее признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет» т.е. особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений - конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет свое законодательство, как правило, самостоятельные кодексы, иные кодифицированные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом (УК); гражданскому праву - гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом (ГК).

Однако существуют и комплексные отрасли права, которые современная наука определяет как совокупность правовых норм, регулирующих отношения в какой-либо определенной сфере деятельности и относящихся к разным отраслям права.

Комплексные отрасли права уже достаточно давно выделены юридической наукой, имеют свои научные дисциплины и учебные курсы.

Среди комплексных отраслей права следует выделить такие как – аграрное право, экологическое право и другие.

Комплексные отрасли права следует отличать от межотраслевых комплексов правовых норм, таких как банковское право, медицинское право и так далее.

Спор о существовании в системе права комплексных образований, в том числе комплексных правовых институтов, имеет давнюю историю. Впервые идею о наличии основных и комплексных отраслей права, рас­положенных в системе права в разных классификационных плоскостях, выдвинул В. К. Райхер[158]. Его позиция, в принципе, была поддержана Ю.К.Толстым, выступившим, однако, с утверждением, что комплекс­ные отрасли права в отличие от основных никакого места в системе права не занимают, а им отводится лишь условное место в зависимости от целей систематизации при систематике норм[159]. Идея существования комплексных отраслей права первоначально была поддержана также О.С.Иоффе и М.Д.Шаргородским, считавшими ее плодотворной с точки зрения практического применения для систематики действующе­го законодательства. Вместе с тем они возражали против утверждения В. К. Райхера, что комплексные отрасли могут входить в систему пра­ва, считая это невозможным[160].

Против существования комплексных отраслей права в свое время выступали С.С. Алексеев и О.А. Красавчиков. Последний полагал, что высказывания сторонников комплексных отраслей права основаны на смешении системы права с системой законодательства и что система права не слагает­ся и не образуется из системы законодательных актов, а является социальной реальностью, в которой юридически отражается структура регулируемых правом общественных отношений[161].

Оспаривать такое мнение сегодня, спустя полвека, когда нет в живых перечисленных авторов, неэтично.

Поэтому позволим себе отметить, что сама практика, которую К.Маркс считал основным критерием истинности[162] того или иного тезиса, показала, что деление на отрасли и комплексные отрасли права – это то направление, по которому пошла современная юридическая наука. Возможно, впоследствии кто-то и опровергнет такое положение дел на теоретическом и практическом уровнях, однако сегодня – комплексные отрасли права – это реалии современного мировосприятия.

Другое дело вопрос о том, когда так называемая «критическая масса» нормативного материала перерастает в отрасль права. Ведь речь идет не о его механическом накоплении и не о конкретных размерах, когда бы таковая отрасль права был бы признана автоматически. Это процесс превращения количества в качество.

В этом смысле хотелось бы отметить ряд моментов:

- накопилось значительное количество международных соглашений, законов и нормативных правовых актов, принятых в целях урегулирования общественных отношений, связанных с управлением психоактивных веществ;

- попытки создания отрасли права, объединяющей все нормы, касающиеся психоактивных веществ, их оборота и производимых последствий имели место неоднократно. В частности, это доказывается попытками И.П.Пятницкой и Э.Г.Гасанова введения в юридическую науку понятий «наркотизма» и «антинаркотизма»;

- сегодня настало время идти дальше, для того, чтобы предмет наркономии, как комплексной отрасли юридической науки, стал соответствовать предмету наркологии- разделу специальной области медицины о последствиях злоупотребления психоактивными веществами, вызывающими патологическую (болезненную) зависимость.

В этом смысле термин «психоактивные вещества», предложенный Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), является удачным, так как включает в себя такие понятия, как никотин, алкоголь, наркотики, и позволяет не проводить их строгой дифференциации.

Классификации ПАВ посвящена отдельная часть настоящего исследования, здесь же необходимо заострить внимание на тех явлениях, которые являются производными от их взаимодействия с человеческим обществом и об управлении ПАВ, как о системном воздействии на все указанные процессы, связанные с ПАВ.

Однако если строго следовать теории государства и права, то под предметом отрасли права обычно понимается то, что регулирует право, то есть определенные виды общественных отношений, регулируемых правом. В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

1) субъекты – индивидуальные и коллективные;

2) их поведение, поступки и действия;

3) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;

4) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений[163].

Следуя этой классификации, отмечаем, что:

1) субъектами наркономии – индивидуальными и коллективными являются – физические лица, юридические лица (организации, учреждения и предприятия), а также государство, его органы, международные организации и мировое сообщество;

2-4) поведение и поступки субъектов наркономии по поводу производства, оборота, потребления психоактивных веществ и вызываемых ими негативных последствий.

Таким образом, субъекты наркономии и их системность налицо.

Если вести речь о системе,то наркономия, как комплексная отрасль права, представляет собой довольно сложное юридическое образование, состоящее из различных элементов.

Ядром наркономии, являются принципы и нормы международных соглашений Кыргызской Республики, определяющие вопросы производства (изготовления), оборота и потребления психоактивных веществ, а также противодействия их незаконному обороту.

Они могут быть классифицированы следующим образом:

а) многосторонние соглашения всемирного характера;

б) многосторонние соглашения регионального характера;

в) двусторонние соглашения.

Исходя из этих принципов и норм, формируется национальное законодательство об управлении ПАВ, которое возможно классифицировать следующим образом:

- основополагающие законы об управлении ПАВ;

- законы и нормативные правовые акты Кыргызской Республики о системе органов, осуществляющих управление ПАВ;

- законы и нормативные правовые акты Кыргызской Республики об основных институтах управления ПАВ в сферах:

а) профилактики химических зависимостей;

б) контроля законного оборота ПАВ;

в) противодействия незаконному обороту ПАВ;

в) снижения вреда химических зависимостей.

Исходя из этого, также вырисовываются контуры подотраслейнаркономии в виде:

- международно-правовой наркономии (международно-правовые договоры и обязательства);

- государственно-правовой наркономии (структура и функции государственных органов, осуществляющих управление ПАВ);

- гражданско-правовой наркономии (права и обязанности субъектов оборота ПАВ);

- семейно-правовой наркономии (права и обязанности субъектов ПАВ в сфере семейно-правовых отношений, ответственность за несоблюдение норм);

- административно-правовой наркономии (ответственность субъектов оборота ПАВ за совершение противоправных действий);

- уголовно-правовой наркономии (ответственность субъектов оборота ПАВ за совершение преступных действий);

- оперативно-розыскной наркономии (особенности оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом ПАВ).

Более детально суть подотраслей наркономии будет рассмотрена в следующих разделах исследования.

Однако для более глубокого осмысления наркономии, следует обратить внимание на ее значение в качестве не только науки, но и учебной дисциплины.

Сложнее обстоит вопрос с методом наркономии. В общепризнанном понимании само слово метод означает способ, прием практического осуществления чего-либо. Однако такое понимание метода является слишком общим и ничего не объясняющим. Применительно к отрасли права необходимо понимать, что любой метод направлен на осуществление некоего воздействия одного субъекта права на другого. Такое воздействие осуществляется обычно путем волеизъявления одного участника по отношению к другим. Таким образом, метод приобретает роль связующего средства от одного субъекта информационных правоотношений к другим. При этом метод правового регулирования заключает в себе не только волеизъявление, но и характер такого волеизъявления.

Проблема методов правового регулирования достаточно дискуссионная. Выше уже указывалось, что специфический метод правового регулирования, как правило, лежит в основе подразделения права на отрасли. Это вполне естественно: возникновение новых видов общественных отношений само по себе еще не влечет за собой формирования новых отраслей права.

В то же время метод правового регулирования занимает подчиненное положение по отношению к предмету, так как предопределяется последним. В связи с этим в современной правовой науке обнаруживаются два принципиально разных подхода к необходимости выделения для каждой отрасли своего специфического метода правового регулирования:

1) первый подход основывается на том, что каждая отрасль права имеет свой специфический метод;

2) второй – что все отрасли права используют единые правовые методы, заложенные в самой природе права.

Специфика же каждой отрасли проявляется в преобладании одного или нескольких методов.

Развитие юридической науки последних лет привело к появлению принципиально новых отраслей права, которые не имеют преобладающего метода правового регулирования и именуются комплексными.

Аналогично дело обстоит и с наркономией. Всеобъемлющий характер процессов, вызываемых психоактивными веществами, приводит к тому, что эти общественные отношения затрагивают самые различные «классические» отрасли права: административное, гражданское, уголовное, семейное и ряд других.

Являясь комплексной отраслью права, наркономия использует методы, характерные для различных отраслей права.

Все методы, характерные для наркономии можно разделить на императивные и диспозитивные.

Императивные методыправового регулирования основаны на неравенстве участников правоотношений и установлении жесткой, однозначной модели их поведения. В наркономии используются императивные методы:

- повеления (метод заключается в возложении на участников наркономических правоотношений обязанности совершать какие-либо действия);

- запрета (метод заключается в возложении на участников наркономических правоотношений обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий).

Диспозитивные методы правового регулирования основаны на равенстве участников правоотношений и их возможности самостоятельно выбирать модель возможного поведения. В наркономии используются диспозитивные методы:

- дозволения (заключается в предоставлении участникам наркономических правоотношений права совершать какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору).

- согласования (применяется при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения какого-либо согласия между ними);

- рекомендаций (заключается в указании законодателем предпочтительной (но не обязательной) модели поведения участников наркономических правоотношений).

- поощрения (тесно примыкающий к методу рекомендаций, при разнице в том, что при использовании метода поощрений законодатель не только рекомендует какую-либо модель поведения, но и предоставляет какие-либо льготы или иные блага при ее выборе).

В наркономии могут использоваться и иные методы правового регулирования. В целом можно отметить, что она использует в равной степени как императивные методы, характерные для публичного права, так и диспозитивные, характерные для частного права. Это говорит о том, что наркономию нельзя отнести ни к публичному, ни к частному праву и лишний раз подчеркивает его комплексный характер.

Исходя из всего вышеизложенного, становится очевидным, что наркономия – это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе управления психоактивными веществами.

При этом также следует учитывать, что наркономия представляет собой не только отрасль права, но также и науку и учебную дисциплину. Вопросы наркономии в этом качестве будут рассмотрены в следующем разделе настоящей работы.








Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 652;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.