Исторические этапы института наркобезопасности в Кыргызской Республике.
Необходимо отметить, что история обеспечения наркобезопасности в современной научной и околонаучной литературе в основном излагается в рамках конкретных исторических периодов, вне зависимости от того имелись ли на то время проблемы с наркотиками или нет. И такая тенденция начинает принимать общемировой характер. Так, Б.Ф.Калачев в своем исследовании о наркотиках «на Руси», расположенном на сайте «Нет наркотикам» попросту разделил их историю на такие этапы как: Древняя Русь, Великорусское государство, Всероссийская империя, Советское государство, Постсоветское время. В этом исследовании, в частности, сказано следующее:
Первый этап. Документы периода раздробленности Древнерусского государства на городовые области и удельные княжества (VIII - середина XV вв.).
Второй этап. Документы периода становления и низложения сословно-представительной монархии Великороссийского государства (вторая половина XV - XVII вв.).
Третий этап. Документы периода становления, расцвета и крушения абсолютной монархии Всероссийской империи - самодержавия (середина XVII - начало XX вв.).
Четвертый этап. Документы периода возникновения, развития и распада Советской власти (1917 год - декабрь 1991 года)
Пятый этап. Документы постсоветского периода (1992 год по настоящее время)[134]».
«Что же касается исторической периодизации распространения наркотиков (в основном незаконных его форм) в России в юридическом смысле, то в этом случае во внимание принимались уже наработанные отечественной исторической наукой принципы. Они и позволили концентрированно излагать собранный материал, разделив его на пять хронологических этапов. Аналогичным путем пошел и британский писатель Ричард Дейвенпорт-Хайнс, который в своей работе[135] ввел подобную же периодизацию: Ранняя история наркотиков, Опиум в эпоху Просвещения, Эпоха новых открытий, Нервы, иглы и викторианские врачи и т.д.
На основе понимания истории обеспечения наркобезопасности, как единого процесса, который соединяет в себе тягу индивидуума к побегу от действительности при решении своих личных проблем и противодействие общества, ощущающего вред от их злоупотребления, можно выделить следующие исторические эпохи:
- бесконтрольности (неконтролируемое производство и потребление);
- религиозного контроля (ограничение производства и потребление по религиозным причинам);
- государственного контроля (установление запретов и ограничений путем использования сил и средств государственного регулирования, в том числе правового);
- международного контроля (установление запретов и ограничений с использованием норм международного права).
Причём использование такой систематизации предполагает, что она не может применяться механически ко всем видам психоактивных веществ, обществам, цивилизациям и эпохам. Для определенных видов ПАВ разные эпохи наступали не одна за другой, а зачастую существовали параллельно.
Следует отметить, что на общемировом историческом фоне развивались события, связанные с обеспечением наркобезопасности на территории современной Кыргызской Республики. Их было бы справедливым разделить на четыре этапа:
- ознакомление с ПАВ;
- вхождение ПАВ в широкое употребление;
- ПАВ, как атрибут культуры;
- осознание вреда и противодействие злоупотреблению ПАВ.
Они протекали на фоне таких исторических периодов, как древний мир, средневековые ханства, российский имперский этап, «советский» этап и этап суверенитета. Ознакомление с ПАВ произошло на весьма ранних периодах жизни кыргызского народа. Однако, исторически достоверных сведений о проблемах древнекыргызского общества с ПАВ, не имеется.
Опосредованно с учетом формы и содержания права, можно было говорить более или менее уверенно о содержании и методах управления ПАВ в стране с «мусульманизированной» системой государственного управления, которая имело место на территории Кыргызстана начиная с эпохи Караханидов[136]. Согласно шариату, требовалось абсолютное неприятие алкоголя, при сравнительно индифферентном отношении к потреблению других видов ПАВ.
Основные проблемы с такими видами ПАВ как табак и алкоголь начался на территории Кыргызстана в период его вхождения в Российскую империю. Российские авторы указывают, что «Интенсивное, масштабное распространение наркотиков начало ощущаться с развитием восточной колониальной политики царской России, когда огромный поток крестьянства и казачества двинулся для освоения новых земель в Среднюю Азию, на Дальний Восток. Контакт между двумя расами людей привел среди прочих последствий к тому, что по выводам современников, «коренное население прививало пришлому гашишизм, последнее прививало коренному – алкоголь[137]».
Царское правительство в ответ на вызовы, связанные с производством опиатов ввело соответствующий запрет, который в 1916 году в связи с началом Первой мировой войны и прекращением поставок - морфия из Германии и опиума из Турции - был отменен. Опиум стал выращиваться для нужд военной медицины и скупаться государством. После Октябрьской революции 1917 года, опиум, хранившийся в банковских подвалах г. Верный стал условием, которым советская власть гарантировала ценность и покупательную способность своих денег[138].
После Октябрьской революции 1917 года была выстроена жесткая вертикаль власти. Особенно это касалось правоохранительных органов. Центральные и территориальные подразделения имели сходную структуру в целях эффективного управления. Так, в составе Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК) в 1918 году создается отдел по борьбе со спекуляцией кокаином (наркотиками). В условиях того времени это был необходимый шаг – наркотики в условиях разрухи становились острой общественной проблемой. На территории Кыргызстана советская власть объявила монополию на опиум. Несмотря на определенное сопротивление населения, сломленное репрессиями, в 1926 году удалось собрать 90% всего выращенного опиума – 105 тонн 852 килограмма[139].
В 1930 году половина опиеробческих хозяйств, а к началу 50-х годов – все подобные хозяйства были объединены в колхозы и совхозы. Это позволило установить более строгий контроль над возделыванием мака и сократить утечки в незаконный оборот опиума. Однако его хищения все же имели место, причем, в значительных размерах[140]. В период с 1916 года по 1974 год в Кыргызской Республике 98 колхозами и совхозами легально культивировался опийный мак и производился опиум. В основном для нужд медицины. Общая площадь маковых полей составляла 64 тысячи гектаров. Значительная часть произведенного опиума похищалась и уходила в незаконный оборот. Цена одного килограмма опиума на нелегальном рынке в пятидесятых годах XX века составляла 1500 рублей, тогда как государство закупало его по 13 рублей 50 копеек[141].
В связи с тем, что власти СССР не справлялись с возрастающей волной наркомании и незаконного оборота наркотиков, в 1974 году было принято решение о прекращении легальной культивации опиумного мака. Однако и даже после этого объемы незаконного оборота наркотиков (в основном каннабисной группы и в форме лекарственных средств) все же росли.
В период с 1974 по 1993 год в Кыргызстане изымались в основном наркотики группы каннабиса. Начиная с 1993 года, начался так называемый период афганской «наркоэкспансии». Если в 1992 году на всей территории Кыргызстана было изъято 5 килограмм опиума-сырца, то в 1993 году – уже 154 килограмма, причем афганского происхождения. С этого момента объемы изымаемого из незаконного оборота опиума росли. Параллельно на нелегальном рынке стал появляться героин.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 889;