Тема 2. Принципы уголовного процесса
Законность при производстве по уголовному делу (ст. 7 УПК РФ). Содержание данного принципа вытекает из положения ч. 2 ст. 15 Конституции РФ о том, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ (ч. 1 ст. 7). Следовательно, УПК РФ имеет большую юридическую силу, чем остальные законы. Все органы и должностные лица вправе принимать те решения и действия, правомерность которых подтверждена законом. Лица, вовлеченные в уголовно-процессуальные правоотношения, обязаны неукоснительно соблюдать требования закона и правомерные требования лиц уголовного судопроизводства. В остальном же, эти участники вправе использовать любые, не запрещенные законом средства и способы отстаивания своей позиции. Нарушение норм УПК судом, прокурором, следователем, органом дознания и дознавателем влечет за собой признание доказательств, полученных таким путем, недопустимыми (ч. 3 ст. 7, 75).
Принцип осуществления правосудия только судом (ст.8 УПК РФ)имеет конституционную природу и закреплен в РФ ст. 10, ч. 1 ст. 118 Конституции.
Суд – это единый орган, который правомочен отправлять правосудие по уголовным делам. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном УПК РФ. Судебные решения действуют непосредственно, это означает, что для их вступления в законную силу не требуется никаких дополнительных решений. Подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, ч. 3 ст. 8 УПК РФ). Вышестоящий суд не вправе принимать к своему рассмотрению дело подсудное нижестоящему суду, руководствуясь соображениями целесообразности, большой общественной значимостью дела и т.п.
Уважение чести и достоинства личности (ст.9 УПК РФ).При производстве по делу запрещены действия и решения, которые унижают честь и достоинство или создают опасность для жизни и здоровья лиц, участвующих в процессе. Честь – это доброе имя, незапятнанная репутация, под достоинством понимается совокупность моральных качеств личности, и уважение этих качеств в себе. Принцип уважения чести и достоинства конкретизируется в ряде иных конкретных норм УПК РФ:
Часть 4 ст. 179 УПК РФ - при освидетельствовании не допускается лицо противоположного пола, запрещена фото-видео запись.
Часть 3 ст. 184 УПК РФ - запрет проведения личного обыска лицом противоположного пола.
Пункт 3 ч. 2 ст.241 УПК РФ – в судебном процессе нельзя без согласия лиц оглашать интимные стороны жизни.
Часть 4 ст. 241 – не могут быть оглашены в уголовном процессе переписка, телефонные переговоры без согласия участников уголовного судопроизводства.
Часть 3 ст. 170 УПК РФ – разрешает проводить следственные действия без участия понятых, в случае наличия угрозы их жизни и здоровью (например, осмотр заминированного поля).
Статья 181 УПК РФ – запрет на проведение следственного эксперимента, при наличии угрозы жизни или здоровью его участников.
Неприкосновенность личности (ст. 10 УПК РФ).Право на неприкосновенность личности определено в ст. 3, 9 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., ст. 5 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., ч. 2 ст. 22 Конституции РФ. В Конституции закреплено положение, согласно которому заключение под стражу принимается только судом. До такого решения лицо может быть задержано на срок не более 48 часов. Каждый, кто стал жертвой незаконного ареста или задержания, имеет право на компенсацию имущественного и морального вреда.
Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 11 УПК РФ).Конституция РФ закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и на государство возложена обязанность по их призванию, соблюдению и защите. Сущность данного уголовно-процессуального принципа заключается в обязанности органов предварительного расследования и суда:
– разъяснить каждому субъекту уголовно-процессуальных отношений содержание его прав и обязанностей,
– разъяснить смысл ст. 51 Конституции, гарантирующей свидетельский иммунитет, под которым понимается право лица не давать показания против себя и своих близких родственников,
– возместить ущерб, причиненный кому-либо из участников производства по уголовному делу, незаконными действиями и решениями должностных лиц и органов, ответственных за расследование и разрешение уголовного дела,
– обеспечить безопасность участников уголовного процесса и их близких родственников при наличии угрозы их жизни, здоровью либо имуществу в связи с участием в производстве по уголовному делу.
К мерам защиты относятся:
– допрос личности под псевдонимом (ч. 4 ст. 166),
– контроль и запись телефонных переговоров лица, жизни, здоровью, имуществу которого угрожают, по его письменному заявлению без разрешения суда (ч. 2 ст.186),
– предъявление для опознания в условиях, где опознаваемый не видит опознающего (ч.8 ст.193 УПК РФ),
– производство закрытого судебного процесса в целях безопасности его участников (ст.ст. 442 и 441 УПК РФ),
– суд имеет право допрашивать некоторых участников вне зала судебного заседания, например по системе конференц-связи (ч.5 ст.278 УПК РФ).
Неприкосновенность жилища (ст.12 УПК РФ). Данный принцип вытекает из положения ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ст. 25 Конституции РФ. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц без судебного решения. Исключение составляют случаи, не терпящие отлагательства, при наличии которых осмотр, обыск и выемка в жилище может проводиться без судебной санкции, на основании постановления следователя (дознавателя). В этом случае органы предварительного расследования обязаны в течение 24 часов уведомить суд и прокурора о факте производства следственного действия и о полученных результатах.
Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений (ст. 13 УПК РФ). Закрытость переписки, на прикосновенность частной жизни обеспечена ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 23 Конституции РФ. Ограничение таких прав допускается только в рамках расследования преступлений средней степени тяжести, тяжких или особо тяжких. Задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документации корреспонденции, прослушивание телефонных переговоров, получение информации о соединениях между абонентами (абонентскими утройствами) допускаются на основании судебного решения, причем в случае производства указанных следственных действий, органы предварительного следствия и дознания не могут оперировать случаями, не терпящими отлагательства.
Презумпция невиновности (ст.14 УПК РФ).Данный принцип закреплен в ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ч. 2 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 2 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 49 Конституции РФ. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Подозреваемый и обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность или меньшую виновность. Такая обязанность возлагается только на сторону обвинения. Отказ подозреваемого, обвиняемого от дачи показаний не свидетельствует о его виновности. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу. Обвинительный приговор, основанный на предположениях, не имеет юридической силы; под предположением понимаются такие выводы суда, которые не подтверждены или не в полном объеме подтверждены собранными доказательствами.
Состязательность сторон (ст.15 УПК РФ).Содержание данного принципа закреплено в ч. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Состязательность обеспечивает равные возможности сторон обвинения и защиты в реализации их прав. При этом функции обвинения и защиты отделены друг от друга. Суд при этом не связан мнением сторон.
Сторону обвинения согласно п. 47 ст. 5 УПК РФ представляет прокурор, а также следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель.
Сторона защиты включает в себя обвиняемого, а также его законного представителя, представителя, защитника, гражданского ответчика, его законного представителя и представителя (п.46 ст.5 УПК РФ). Стороны защиты и обвинения равны в правах и процессуальных возможностях их реализации. Суд является органом судебной власти, который осуществляя правосудие по уголовным делам, отделен от сторон обвинения и защиты. Суд не вправе самостоятельно возбуждать уголовное дело, в том числе в отношении нового лица.
Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 16 УПК РФ).Право на защиту закреплено в ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ч. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 48 Конституции РФ.
В контексте данного принципа обвиняемый понимается широко: не только как обвиняемый, но и подозреваемый, подсудимый и осужденный.
Право обвиняемого (подозреваемого) на защиту – это совокупность процессуальных прав, которые закон предоставляет обвиняемому для защиты от предъявленного ему обвинения, а подозреваемому – для опровержения обстоятельств, послуживших основанием для задержания или заключения под стражу, и которые они используют для оспаривания обвинения (подозрения), предоставления доводов и доказательств в оправдание для смягчения ответственности и защиты юридически охраняемых (законных) интересов.Под защитой понимается возможность лица самостоятельно, а также с помощью защитника, законного представителя опровергать имеющиеся в отношении него подозрение либо предъявленное обвинение.
Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны обеспечить подозреваемому (обвиняемому) возможность защищаться не запрещенными законом средствами и способами, а также охранять их личные и имущественные права.
Содержание права на защиту включает в себя процессуальные права подозреваемого (обвиняемого) и защитника, в предмет защиты входят субъективные интересы и нарушенные права защищаемого лица.
Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту включает в себя:
– обязанности государственных органов, направленные на защиту прав и законных интересов обвиняемого, а также на разъяснение и обеспечение осуществления обвиняемым всех своих прав;
–средства для осуществления обвиняемым возможности добиваться восстановления своих прав и законных интересов, ставить вопрос об ответственности соответствующих должностных лиц, нарушивших его права (ходатайства, жалобы);
– процессуальные средства защитника для установления обстоятельств в пользу обвиняемого.
Подозреваемый и обвиняемый имеет право на свидание со своим защитником наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности, кроме случаев, прямо предусмотренных УПК РФ. Участие в деле защитника и законного представителя не ограничивает собственные права лица по защите от подозрения и обвинения.
Свобода оценки доказательств (ст. 17 УПК РФ).Оценка доказательств – это мысленная деятельность должностных лиц уголовного судопроизводства, в результате которой принимается процессуальное решение. Под внутренним убеждением понимается такое состояние должностного лица, при котором оно приходит к однозначному выводу о доброкачественности доказательств и об их достаточности для формирования процессуального решения. Внутреннее убеждение появляется в результате правильного применения норм процессуального права по отношению к конкретной ситуации. Оценка доказательств представляет собой непрерывный процесс. Все доказательства между собой юридически равны, то есть имеют равную юридическую силу. Доказательство не может быть положено в основу решения, если оно противоречит другим имеющимся в деле сведениям.
Язык уголовного судопроизводства (ст. 18 УПК РФ). Часть 2 ст. 26 Конституции РФ закрепляет право каждого на пользование родным языком, а также на свободу его выбора. Уголовное судопроизводство в Российской Федерации ведется на русском языке, а также на государственном языке входящих в нее республик. В Верховном Суде РФ и военном судах производство ведется на русском языке.
В соответствии с п. «а» и «f» ч.3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 2 ст. 5 п. «е» ч. 3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждое лицо должно быть в срочном порядке и подробно уведомлено на языке, который оно понимает, о характере и основаниях предъявленного обвинения, а также пользоваться бесплатной помощью переводчика, если оно не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке.
Участникам уголовного судопроизводства, которые недостаточно владеют русским языком разъясняются и обеспечиваются право делать объяснения, давать показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами дела выступать на суде, на родном языке или другом, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика (ч. 2 ст. 18 УПК РФ).
Все те следственные и судебные документы, которые подлежат обязательному вручению подозреваемому, обвиняемому и другим участникам уголовного судопроизводства, должны быть переведены на родной язык участника или на язык, которым он владеет.
Следует отметить, что одной из гарантий прав обвиняемого, не владеющего языком, на котором ведётся уголовное судопроизводства, является предусмотренное п. 4 ч.1 ст. 51 УПК обязательное участие защитника.
Нарушение закона об обеспечении лица, не владеющего языком, на котором ведётся уголовное судопроизводство, переводчиком является нарушением закона и влечёт отмену приговора (ст. 381 УПК РФ).
Право на обжалование процессуальных действий и решений (ст. 19 УПК РФ).Обжалование процессуальных действий и решений – это важнейшее средство защиты прав и свобод граждан при производстве по уголовным делам. Порядок обжалования в уголовном судопроизводстве установлен в гл. 16 УПК РФ. Должностные лица обязаны разъяснять участникам процесса их право на обжалование любых действий и решений и юридические последствия подачи такой жалобы. Если указанные в жалобе сведения подтвердились, то должностное лицо обязано немедленно принять меры по удовлетворению законных требований заявителя. В случае отказа в удовлетворении заявителю должен быть дан мотивированный ответ с указанием оснований такого решения.
Если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, лицо вправе обратиться, в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 534;