ЛЕКЦИЯ 2. История учений о кооперации
Возникновение кооперативного движения
Кооперация не новое явление в экономической структуре общества. Ее исторические корни начинаются с древних времен. Научные основы кооперативного движения создавались и развивались несколькими поколениями ученых и практиков.
Колыбелью и родиной кооперации является Западная Европа. Отсюда она пошла на все континенты мира.
Роберт Оуэн
Выдающийся английский социалист-утопист. С 1800 Оуэн управлял в качестве совладельца крупным текстильным предприятием. Оуэн ввел на фабрике сравнительно короткий для того времени рабочий день, в 10,5 часов, создал ясли, детский сад и образцовую школу для детей и рабочих, провел ряд мер для улучшения условий труда и быта рабочих.
Будущее “рациональное” общество Оуэн представлял себе в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, включающих не более 3 тысяч человек. Главный вид занятий в общине - земледелие; но Оуэн был против отделения промышленного труда от сельскохозяйственного (община организует у себя также и промышленное производство). При общности владения и общем труде не может быть не эксплуатации, ни классов.
Работа распределяется между гражданами в соответствии с потребностями. Оуэн был убежден, что достаточно основать одну общину, и ее преимущества неизбежно вызовут стремление к организации других. Он попытался осуществить на практике свои гуманные идеи. Накопил денег, приобрел землю в штате Индиана (США) и организовал общину, получившую название «Новая гармония».
Жизнь общины строилась на таких принципах:
· добровольный труд по способностям и влечению;
· все продукты (физические и умственные) изготовляются совместно;
· земля и все средства производства находятся в общей собственности;
· предметы потребления становятся собственностью потребителя во время потребления;
· права и обязанности всех равны;
· полная свобода и никакого принуждения;
· богатые уравниваются с бедными;
· разногласия улаживаются путем соглашения, самое строгое наказание — удаление из общины;
· дети воспитываются общиной вместе после того, как они перестают нуждаться в заботе матери.
«Новая гармония» Оуэна просуществовала всего лишь три года. За это время Оуэн семь раз менял конституцию общины, дойдя до предоставления себе диктаторских полномочий. Создавшиеся новые общины также быстро распадались. Оуэн пришел к выводу, что для функционирования подобных структур необходимы такие качества, как честность, трезвость, прилежание, опрятность, забота об общем благе, стремление к знанию. Всего этого не хватало.
Шарль Фурье
В истории человечества Фурье выделил периоды дикости, варварства и цивилизации. Последняя совпадает у него с существующим буржуазным строем и полна противоречий: кризисы происходят от избытка продукции, бедность тоже рождается из изобилия и т.д. На смену цивилизации должен прийти "строй гармонии".
Первичной ячейкой будущего общества Фурье объявляет фалангу, т.е. производственно-потребительскую ассоциацию, на первый взгляд похожую на оуэновскую общину. Фаланга занимается распределением необходимых людям предметов и их производством, причем в ней механизированное сельское хозяйство соединено с промышленным производством.
Фаланга обладает чертами и коммуны, и акционерного общества. Во-первых, она создается на средства предпринимателей, которые вкладывают свой капитал путем приобретения акций и становятся членами фаланги. Неимущие в первое время делают взнос своим трудом. Во-вторых, доход фаланги должен распределяться соответственно капиталу (4/12), труду (5/12) и таланту (3/12) Предполагалось со временем увеличить долю труда в общем доходе. Таким образом, в системе Фурье сохранялись частная собственность, классы, нетрудовой доход.
Основоположником теории кооперации является Уильям Кинг.
Ученик и последователь Оуэна, врач по специальности Уильям Кинг явился одним из первых теоретиков и практиков кооперативного движения.
Кинг считал, что в основе всего лежит труд. Кто трудится, у того должно быть все. Труд же надо объединить и разделить на основе кооперации. Но у людей труда нет капитала, и никто его не даст. Капитал можно собрать путем объединения и сбережения. Кинг не питал тех утопических иллюзий, которыми страдали Оуэн и другие утописты. Он видел выход в сознательном труде, объединении усилий и средств самих рабочих. Кооперативное движение должно исходить из возможностей сам их трудящихся.
По мнению Кинга, для освобождения труда от капитала необходимо проделать путь от простого к сложному, а именно:
1) создать общество для кооперативной пропаганды и сбора средств путем взносов;
2) на собранные деньги организовать потребительские кооперативы для снабжения их членов нужными предметами и накопления капитала;
3) открывать производственные предприятия этих кооперативов для увеличения капитала и обеспечения заработками членов кооперативов;
4) наконец, накопив кооперативные капиталы, приобрести в собственность или в аренду земельные участки, создать производственные кооперативы, промышленно-земледельческие общины.
В итоге трудящиеся перестают работать на хозяев; труд как сущность жизни освобождается от гнета капитала.
Франц Герман Шульце-Делич - отец германской кооперации, прежде всего кредитной. Он считал, что все формы кооперации должны начинаться с кредита и потребительских обществ. Затем следуют закупки, и сбыт, приобретение сырья. Влияние этого деятеля распространялось далеко за пределами Германии, охватило оно в известной мере и Россию.
Кредитные кооперативы объединяют преимущественно крестьян, ремесленников, рыбаков, а в определенной мере - рабочих и служащих. Фонд денежных средств кредитного кооператива формируется за счет вступительных и паевых взносов и вкладов членов и собственных доходов, нередко - также за счет ссуд, предоставляемых союзом (федерацией) кредитных кооперативов, а иногда - еще и за счет субсидий, выделяемых государственными финансово-кредитными учреждениями.
Кредитный кооператив предоставляет своим членам мелкий, но дешевый кредит на хозяйственные и потребительские нужды. За пользование кредитом кооператив взимает в свою пользу процент, который несколько выше процента, выплачиваемого им по вкладам своих клиентов, но который ниже процента, взимаемого ростовщиками.
Основоположником сельской кредитной кооперации общепризнанно считается Фридрих Райфайзен, организовавший в середине XIX века сельские кредитные товарищества, которые получили название "райффайзеновские" и положили начало развитию многих других видов крестьянской кооперации.
Во времена Райффайзена в Германии функционировала хорошо отлаженная банковская система с достаточно большим количеством банков, в которых могли получить кредиты все желающие. Но на самом деле для крестьянина этот банковский кредит был недоступен по двум основным причинам.
Во-первых, мелкие крестьянские хозяйства нуждались в небольших суммах кредитных средств, следовательно, каждому крестьянину по отдельности невыгодно было ехать в город для их получения.
Во-вторых, банк не хотел сотрудничать с таким "мелким" клиентом, живущим в большом отдалении от крупного города, да к тому же еще и не обладающим залогом, достаточным для гарантированного возврата полученного кредита.
Поэтому основная идея райффайзеновких кооперативов заключалась в том, чтобы взять в банке один большой кредит на все товарищество, которое обычно создавалось на базе одного села, а затем уже выдавать кредиты мелкими суммами среди членов этого товарищества. Чтобы заинтересовать банки в работе с кредитными товариществами и гарантировать им возвратность их денег, Райффайзен в основу своих кооперативов положил пять принципов:
· Круговая ответственность всех членов товарищества всем своим имуществом по долгам товарищества.
· Выдача ссуд только членам товарищества.
· Производственное направление ссуды.
· Малый район деятельности товарищества.
· Работа правления признается почетной и, поэтому, она бесплатная.
Дело Райффайзена было продолжено, превратившись в группу мировых кооперативных банков «Райффайзен групп». Например, в Беларуси эта группа является главным учредителем «Приорбанка»
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 1180;