Вопрос 3. История борьбы с коррупцией в России
Вопрос 2. Коррупция в древнем мире
Если рассматривать истоки появления коррупции в обществе, то, по-видимому, их следует искать ещё в первобытном обществе. Вероятно, они связаны с языческими верованиями - наши предки полностью зависимые от сил природы старались задобрить богов, олицетворявших эти силы. Им люди приносили жертвы, являвшиеся по сути своеобразными дарами. По мере развития общества и появления первых служителей культа - шаманов, колдунов, знахарей и т.д., «близких к богам», им тоже стали делать подарки и подношения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.
Особую озабоченность в древние времена вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей. В частности, в Библии сказано: "Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых"(Исх. 23:8, см. также Втор. 16:19);. В Коране говорится: "Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей"(Коран2:188).
По мере усложнения государства, появления аппарата управления появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.
Первым борцом с коррупцией принято считать шумерского царя Урукагина (Уруинимгина), который пресекал злоупотребления судей и чиновников, вымогавших незаконные вознаграждения за свои прямые обязанности. Об этом стало известно из расшифрованных клинописей древнего Вавилона, относящихся к середине III тыс. до н.э.
Но, если о методах Урукагина не известно ровным счетом ничего, то в своде законов вавилонского царя Хаммурапи, датируемых 1760 г. до нашей эры, сказано прямо: «…Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде…». Авторы учебника всеобщей истории государства и права под редакцией В. А. Томсинова предполагают, что имеются в виду действия судьи, взявшего взятку.
Древнюю Индию многие исследователи по праву называют одной из колыбелей человечества. В ведический период развития Древней Индии (середина II тыс. до н.э. – первая половина I тыс. до н.э.) формируется ранняя государственность. В долине Ганга зарождаются первые крупные государства, что приводит к возникновению должностных лиц. Все это создает предпосылки для разработки теории государственной власти и принципов управления. Одним из самых значительных политических трактатов того времени является сочинение - «Артхашастра» - опубликованное под псевдонимом Каутилья (или Вишнагупта) главным советником индийского императора Чандрагупты Маурьи в IV веке до н. э. В нем говорится о том, что борьба с казнокрадством – первейшая задача любого царя. Далее приводится 40 способов этого самого казнокрадства и подводится итог: «…Легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников. Так же, как нельзя распознать, пьют ли воду плавающие в ней рыбы, нельзя определить, присваивают ли имущество чиновники, приставленные к делам…». Основным средством борьбы с коррупцией в Древней Индии была банальная слежка. Доносчик при этом имел свою выгоду – он получал процент от исходной суммы раскрытого преступления. В трактате автор он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».
Была известна коррупция и в Древнем Китае. В одном из исторических памятников «Хань Фэй-цзы» изложены взгляды Хань Фэя (ум. в 233 г. до н.э.) – сторонника создания централизованного государства и укрепления власти правителя. Этот мыслитель считал, что в расстроенных государствах люди, чтобы уклониться от тяжких трудов употребляют все свое добро на взятки для самовластных чиновников. Таких взяточников он относил к одной из пяти категорий людей, которые разрушают государство.
В Древнем Египте жречество всегда занимало особое положение. Жреческая должность приносила значительные выгоды. Жрец имел право на часть храмового имущества, к которому относились не только подношения населения, но и земельный надел. За жреческие должности велась серьезная борьба. Известно, что в VII-VI вв. до н.э. эти должности иногда продавались за серебро, а в отдельных случаях предоставлялись вельможам в виде взятки.
За деньги в древнем мире не только получали должности, но и занимали троны. Так, в 58 году до н.э. из Александрии был изгнан местной толпой фараон Птолемей XII Авлет, правивший в Египте с 80 года до н.э. Птолемей Авлет сбежал в Рим и стал искать поддержки для возврата утраченного трона. Для этого он дал огромные взятки (более 6000 талантов) римским сенаторам, а также полководцам Помпею и Цезарю. Несколько позже он с этой же целью обещал 10000 талантов народному трибуну и проконсулу Сирии Авлу Габинию. Его «старания» привели к желаемому для него результату. В 57 году до н.э. Сенат принял решение организовать военную экспедицию в Египет для восстановления на троне Птолемея Авлета, а в 55 году до н.э. с помощью римских войск Птолемей XII Авлет был восстановлен в качестве фараона.
Древний иудейский историк и военачальник Иосиф Флавий (37-100 гг. н.э.) в своей знаменитой книге «Иудейские древности» также упоминает о коррупции в Древней Иудее. Автор описывает случай назначения царем Иосафатом судей во всех городах государства. При этом он «…увещевал их судить народ, не побуждаясь ничем иным, кроме начала справедливости, не склоняясь в пользу тех, кто мог бы, по их мнению, подарками или личным своим влиянием, благодаря богатству или знатности рода, подкупить их, но творить суд, равный для всех…». Такая просьба царя основывается на знании им фактов коррупции в судах и желании воспрепятствовать им. Иосиф Флавий описывает случай, когда царь Иудеи Ирод смог оправдаться в возводимых на него обвинениях перед древнеримским политиком и военачальником Марком Антонием, подкупив последнего. Решался с помощью взяток и исход военных столкновений.
Следует отметить, что в Римском государстве в то время коррупция уже давно рассматривалась как преступление. Так, по Закону ХІІ таблиц (законодательном своде Римской Республики 451-450 гг. до н. э.) судья, которого поймали на подкупе, подлежал смертной каре. В законе употребляется слово «Corrumpere», которое обозначает подмену показаний в суде за деньги. Далее по тексту: «…Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертною казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении [для разбирательства дела] и были уличены в том, что приняли денежную мзду по [этому] делу?)…» (Авл. Геллий, Аттические ночи, XX. 17-3).
Взяточничество в римских судах было обычным явлением. С ним активно боролись. Так, уже во ІІ в. до н.э. была создана судебная коллегия по делам о вымогательстве и взятках, состоявшая из сенаторов. Эта инстанция называлась Постоянная комиссия. Из самого названия этой комиссии следует, что коррупция на тот момент была столь массовым явлением, что для противодействия ей нужно было создавать специальный постоянно действующий орган.
О глубокой коррумпированности римских судов свидетельствует следующий случай. В 110 г. в период вооруженного конфликта между Древним Римом (Гай Марий) и нумидийским царем Югуртой, в Риме состоялся суд над последним, который неоднократно подкупал видных римских политических и военных деятелей Рима в интересах своего государства. Однако Югурта снова подкупил судей, что позволило ему избежать осуждения. Уезжая из Рима, Югурта якобы воскликнул: «Продажный город! Тебя весь можно было бы купить, если бы нашёлся покупатель».
Коррупции процветала не только в судах. Она была даже одним из условий формирования государственных структур. Так, после смерти Юлия Цезаря сенат состоял из более тысячи лиц, принятых за взятку или по знакомству. Политика римских императоров IV-V веков была нацелена на увеличение числа чиновников, которые наделялись огромной властью. Контролировать эту армию чиновников было невозможно. Создание разветвленной сети шпионажа и внедрение взаимного контроля чиновников не привели к должному результату. Многочисленные тайные полицейские только пополняли ряды коррупционеров. Подкуп и незаконное обогащение постепенно становились обычным делом. Именно бесконтрольность и коррупция цезарских чиновников стали одними из причин упадка Римской империи.
Не лучше в области борьбы с взяточничеством обстояли дела и в Древней Греции. Немецкий историк К. Ю. Белох, исследуя греческую историю, пришел к выводу, что одной из худших национальных черт древних греков были недостаток честности и уважения к данному слову. Это создавало психологические предпосылки для подкупности судей и других государственных чиновников. Подкупы в греческих судах были обычным делом. Аристотель так писал о лицах, занимающих должности геронтов в спартанских учреждениях: «Люди, занимающие эту должность, оказывается, бывают доступны подкупу и часто приносят в жертву государственные дела ради угождения». Афинский политический деятель Солон отмечал бесчестность государственных людей в Афинах. В Древней Греции немного можно было найти людей, которых нельзя было склонить путем подкупа к чему угодно. Интересно, что когда возникала необходимость устранить политического конкурента, то его в большинстве случаев обвиняли в подкупности или в присвоении общественного имущества. Это очень часто помогало, так как почти все в этом были замешаны. Так, в получении взятки был обвинен один из первых людей Афин – Кимон, когда он вернулся после неудачного военного похода. Ему вменили в вину то, что он дал себя подкупить македонскому царю Александру I.
Можно сказать, что коррупция получила стремительное распространение в эпоху упадка античности, когда сформировался государственный аппарат, и значительно возросло число государственных чиновников.
Но наиболее значительные масштабы коррупция приобрела в Европе времен Ренессанса, что связано с развитием товарно-денежных отношений. По словам Фомы Аквинского коррупция тогда рассматривалась, как неотъемлемая часть общества, хоть и называлась «дьявольским обольщением». И, тем не менее, тогда все проблемы решали очень быстро – сожжением на костре.
Самый знаменитый случай средневековой коррупции связан с уничтожением Ордена Тамплиеров. Король Франции Филипп Красивый изрядно задолжал храмовникам, а потому сговорился с Папой Климентом V, который, само собой, тоже был «при деле», об истреблении Ордена и присваивании всех его богатств (весьма немалых, надо сказать!) «народу Европы». В 1307—1314 годах члены ордена подверглись арестам, пыткам и казням со стороны французского короля Филиппа IV, крупных феодалов и Римско-католической церкви, в результате чего орден был упразднён папой Климентом V в 1312 году. По факту тамплиеры были не виновны, они как раз и были самыми серьезными на то время борцами с коррупцией. У них даже в уставе было прописано, что если при погибшем рыцаре обнаружат сумму, превышающую допустимый максимум (который высчитывался по минимум – только затраты на похороны), то такого рыцаря немедля отлучали от церкви и отказывали ему в каноническом погребении.
В Нидерландах до 1698 года зарегистрировано огромное количество взяток и неконтролируемых сделок, пока один ушлый юрист по имени Николаас Майс Ван Хоули не добился того, чтобы все сделки регистрировались официально. С Голландией тоже было не все чисто. Например, губернатор Явы (тогда остров бы колонией Голландии) с жалованием 700 гульденов в год, привозил домой по 10 миллионов в означенный период. А младшие торговцы вообще официально платили за назначение на пост – 3500 гульденов.
Не отставали и Англичане, о которых Томас Гоббс писал: «…Люди, кичащиеся своим богатством, смело совершают преступления в надежде, что им удастся избежать наказания путем коррумпирования государственной юстиции или получить прощение за деньги или другие формы вознаграждения … Коррупция есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам…».
Таким образом, коррупция существовала уже в эпоху древних государств. Тогда же появились и первые законодательные акты, устанавливающие ответственность за коррупционные деяния. Взяточничество возникает в условиях государственного управления с помощью чиновников.
Следует признать, что в Древнем мире коррупция была распространенным явлением. За взятки принимались судебные решения, предоставлялись государственные должности и должности служителей культа. Коррупция использовалась как один из методов управления государственным аппаратом и как инструмент внешней политики. Существенным образом зависел от взяток и исход некоторых военных столкновений.
Вопрос 3. История борьбы с коррупцией в России
Дата добавления: 2016-02-13; просмотров: 18369;