Коррупция в средневековой Руси
Явление, которое сегодня носит название «коррупция», т.е. «порча», «нарушение», в средневековый период Отечественной истории имело вполне законное основание.
Зарождение «легальной» коррупции относится к IХ-Х вв., когда возникает, по примеру Византии, институт «кормления» - древнерусский институт направления главой государства (князем) своих представителей (воевод, наместников) в провинцию без денежного вознаграждения. Предполагалось, что население региона будет «кормить» наместника. Последний обладал огромными полномочиями, и ясно, что население не скупилось на подношения. Собрав мзду, наместники возвращались в столицу, где излишки накопленного добра у них отнимали в пользу казны. Так формировалась круговая порука столичных и провинциальных взяточников.
Следы такого порядка сохранила пространная «Русская Правда», где определены размеры корма вирнику (сборщику виры – денежного штрафа за убийство) с отроком (слугой): по две куры на день, а в среду и пятницу – по сыру, по семь хлебов в неделю, пшена и гороху – по семь уборков, соли – семь голважен и семь ведер солоду. В других случаях закон определяет: «а хлеба и пшена поскольку могут ясти» или «а корму им имати себе и конем довольно». Уже с древнейших времен такой корм выплачивается как повинность, но княжеским чиновникам нужен был не корм, а деньги. Должность стали рассматривать как доходную статью.
Летопись XIII века сообщает, что, когда митрополит Кирилл покинул разоренный монгольским войском Киев и отправился на Север во Владимир, он, «проходя грады и веси, по обычаю своему учаше, наказуяше, исправляше», везде проповедовал против «мздоимства, чародейства и пьянства». Это первое известное нравственное осуждение взятки. В 1262 году сербский архиепископ Савва прислал митрополиту Кириллу византийский сборник православных канонов – Кормчую книгу, которую он сам перевел с греческого. Кирилл включил туда положение о том, что священников, дьяконов и игуменов запрещается ставить «на мзде», и в 1274 году Кормчая книга была принята во Владимирском соборе как источник права русской церкви.
Через 200 лет после проповедей Кирилла ограничения на взятки ввел Великий князь Московский Иван III. В принятом в 1497 году своде законов – Судебнике предписывалось «посулам боярам, окольничьим и дьякам от суду и от печалования не имати никому» и чтобы «ищея и ответчик судиям и приставам посула не сулили в суду». Создание централизованного государства требовало упорядочения судебных сборов. Статья 3 Судебника определяет размеры пошлин, которые могут взимать с признанного по суду виновным судьи, разбиравшие дело.
К XV веку коррупция такого вида в России приобрела характер системы. Если чиновник выполнял за подношение какое-то действие (между прочим, свои прямые обязанности), это называлось «мздоимство» и воспринималось как норма. Но – если чиновник при этом не нарушал закона. Если же его подкупали для совершения чего-то незаконного, что было возможно благодаря его должности, это относилось уже к «лихоимству». С лихоимством пытались бороться.
Такая система материального содержания государственного аппарата была характерна для периода до XVI в. Она порождала многочисленные нарушения со стороны «кормленцев» и, разумеется, создавал препятствия для нормального функционирования государственного аппарата.
В 1547 году его юный внук Иван IV (Грозный) провозгласил себя царем и на Лобном месте объявил московскому народу, что все обиды, разорение и тяжкие налоги произошли от неправедного боярского лихоимства и непомерного сребролюбия. Он впервые ввел смертную казнь в России за взятки.
В 1950 году был принят новый Судебник. В отличие от прежнего, Судебник не только запрещал судьям брать посулы, но устанавливал, что если судья возьмет посул и обвинит кого-то несправедливо, то на судью возлагается уплата иска, царских пошлин втрое, а пени, как государь укажет. Дьяку, если за посул дело запишет не по суду, угрожала тюрьма, подьячему – кнут.
«Кормления» были официально отменены Иваном Грозным в 1556 г., но традиция жить и богатеть за счет подданных сохранилась в нашем менталитете, к сожалению, и по сей день.
Новым этапом борьбы с проявлениями коррупции явилось принятие Соборного Уложения 1649 г. предусматривались наказания, такие как, снятие с должности, штраф, лишение чести, торговая казнь, наказание кнутом, отсечение руки.
В XVI - XVII вв. было широко распространено такое понятие, как "почесть", которая была формой добровольного подношения и была призвана выражать уважение к тому, кто ее удостаивался. Уважительное значение «почести» происходит от русского обычая одаривать уважаемого человека, и особенно начальство. Этот обычай существовал на протяжении многих веков и существует поныне. Также в тот исторический период широко практиковалось кормление чиновника.
Таким образом, исторические материалы позволяют представить обширную картину подношений в казенных учреждениях (приказах) в конце XVI – XVII вв., на заре становления российской бюрократии. Подношения носили различный характер. Во-первых, это была так называемая «почесть», которая предлагалась челобитчиком заранее для успешного ведения дела. Во-вторых, приказным давали и за конкретную их работу с целью ее ускорения. И, в-третьих, они получали «посулы» за нарушение закона. Большая часть исследователей истории российского законодательства полагает, что понятие посула начинает употребляться в смысле взятки, начиная с Псковской Судной Грамоты, которая имела особую статьи «о посулах». Ст.4 гласит: «…а тайных посулов не имати ни князю, ни посаднику». (ст. 48): « А кто почнет на волостелях посула сачить, да и портище соймет, или конь сведеть, а молвить так: в посуле есми снял, или конь свел, ино быти ему в грабежи, хто в посули снял, или коня свел». В ней речь идет о посулах, вымогаемых волостелем, и об ответных действиях со стороны местных жителей. Эти действия приравниваются к грабежу. Вымогательство посулов волостелем признается явлением естественным и во всяком случае распространенным.
По понятиям допетровской Руси, именно посулы и были собственно взятками в современном смысле этого слова, в то же время как «почесть» и отдельная плата за составление бумаг не преследовалась законом. Существо «почести» в системе государственной службы состояло не в материальной ценности подносимого, но в самом факте почтения. Подношение икон, святой воды, яиц к Пасхе наиболее точно выражает этот нематериальный характер «почести».
Любопытно, что «почести» (предварительная «подмазка» должностного лица) и «поминки» (подарок «по итогам») считались вполне законными вещами, а вот за «посулы», то есть за нарушение закона за плату, полагались телесные наказания.
Дата добавления: 2016-02-13; просмотров: 3263;