СОЗНАНИЕ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА 14 страница
Глубокое одиночество и взаимное отчуждение людей — неизлечимая болезнь, разъедающая капиталистический мир, в котором, по признанию испанского философа Ортега-и-Гассета, жизнь другого человека, даже самого близкого и дорогого, только зрелище, подобное дереву, скале или промелькнувшему облаку. Мотив одиночества, мотив отрешенного «Я» — проявление глубокой социальной коллизии. Порабощение человека техникой, отсутствие моральных стимулов к труду, свертывание демократических свобод и все большая бюрократизация общества, утилитаризм и техницизм в подходе к культурным ценностям мешают выявлению и развитию человеческой индивидуальности. Человек превращается из сознательного творца в винтик, подчиняющийся ритму движения чудовищного механизма капиталистического общества. В качестве идеала нормальной личности, санкционируемой официальной буржуазной идеологией, выдвигается стандартизация и унификация взглядов и форм поведения людей.
Категорический нравственный императив повелевает «ниспровергнуть все отношения,, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом...» 1. Личность может быть свободна лишь там, где она служит не только средством для осуществления общественных целей, но прежде всего выступает самоцелью для общества. Главное условие освобождения личности — это освобождение общества от гнета эксплуатации, от голода и нищеты. «Если человек по природе своей общественное существо, то он, стало быть, только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего общества»2. В современный исторический период именно при социализме личность получает возможность выявить свою индивидуальность. Пробуждение к сознательному творчеству миллионов, трудящихся способствовало росту чувства собственного достоинства и самосознания личности.
Идеологические противники социализма бездоказательно утверждают, будто новое общество подавляет свободу личности, превращает людей в безликую серую массу, будто в этом обществе не сам человек принимает решения, осуществляет выбор, а решения преподносятся ему извне в готовом виде как известный штамп для каждой конкретной ситуации.
Сама жизнь разоблачает эти клеветнические утверждения. Социализм открывает путь каждому к самостоятельному творчеству во всех областях общественной деятельности в соответствии с его склонностями и интересами. Привлечение к управлению государством широчайших масс трудящихся — важный канал воспитания у каждого человека чувства хозяина своей жизни. Социалистическое общество дает каждому индивиду простор для приложения сил и инициативы, что нашло свое выражение, например, в массовом движении рационализаторов производства, в колоссальном размахе самодеятельности в искусстве, во множестве трудовых подвигов молодежи на новостройках, в невиданном героизме во время защиты своей социалистической Родины от фашистских захватчиков.
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, стр. 422.
2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 2, стр. 146.
Социалистическому обществу всюду нужны яркие, одаренные, инициативные люди — в сфере и материального и духовного производства. Одной из кардинальных задач, поставленных XXIV съездом КПСС перед партией и народом в качестве необходимого условия созидания коммунистического общества, является воспитание нового, всесторонне развитого человека. Это предполагает формирование и совершенствование у советских людей жизнеутверждающих качеств: умения наслаждаться общественно полезным трудом, неутолимой жажды знаний, творчества, величия и чистоты нравственных свойств, душевной цельности, богатства духовной культуры.
При коммунизме человек свободно будет выбирать себе вид деятельности, руководствуясь своими личными вкусами, в соответствии со своими дарованиями. Высокое общее образование и увеличение свободного от работы времени позволят людям всесторонне проявлять и развивать свои духовные потенции на благо общества. Не сглаживание, а максимальное развитие индивидуальности является основой коммунистического коллективизма. Именно при коммунизме в полной мере обогатится не только общественная, но и личная жизнь людей, их внутренний мир, их интимные отношения. Уважение к личной жизни человека, отказ от попыток ее регламентировать станут всеобщей нравственной нормой поведения. Человек есть ведущая перспектива и идеал коммунистического строительства. «Все во имя человека, для блага человека» — эти слова из Программы КПСС раскрывают внутренний смысл исторического движения социалистического общества по пути к коммунизму.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. МИРОВОЗЗРЕНИЕ — ЕЕ ЯДРО
Будучи элементом сверхсложной системы, каковой является общество, личность в свою очередь обладает структурой. Проблема структуры личности представляет большие теоретические трудности. Когда мы говорим о структуре личности, то отвлекаемся от ее телесной организации и анализируем строение духа. Современная психология отказалась от традиционного
понимания личности как более или менее случайной совокупности психологических черт. Ныне личность мыслится как определенная система, которая понимается, однако, крайне многообразно. Некоторые психологи ограничивают структуру личности такими компонентами, как темперамент, направленность, способность. Другие считают, что к этому нужно добавить еще характер. Третьи рассматривают личность в целом как сознательного общественного индивида, а не выделяют ту или иную совокупность сторон или психических свойств человека. Под общей структурой личности понимают отнесение всех ее особенностей и черт к одной из групп, образующих основные стороны личности: социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества); биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности); опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек); индивидуальные особенности различных психических процессов 1.
Нам представляется, что элементами структуры личности являются, по существу, все основные психические процессы, образования и свойства. Личность представляет собой ансамбль социально-психологических образований, свойств и функций, общественно-исторически обусловленных и свойственных только человеку 2. Это — стройное целое, в котором все части взаимосогласованы. Ее структура должна быть расчленена на такие элементы, в которых бьется жизнь целого. Такими живыми элементами структуры личности являются, например, познавательные процессы, сознание и самосознание, эмоции и волевые качества, сфера мотивации и характер. Характер и воля тесно взаимосвязаны: человек с сильной волей обладает и сильным характером.
Структура сознания и деятельности и образует структуру личности. Поэтому все до сих пор рассматривавшиеся нами отдельные психические функции, образования, деятельность и общение мы рассматривали как структурные компоненты личности.. Структура сознания уже структуры личности, ибо духовный мир личности охватывает не только сознательные, но и бес-
1 См. «Личность п труд», стр. 37.
2 См. В. Н. Мясищев. Личность и отношения человека. Сб. «Проблемы личности». М., 1969, стр. 63.
сознательные психические процессы, которые резко индивидуализированы и составляют существенную личностную характеристику. В структуру личности включаются также определенные состояния и свойства — темперамент, интуиция, установка, ценностная ориентация и, наконец, мировоззрение, убеждения, идеалы. Изъятие из духовной структуры личности каких-либо компонентов приводит к ее разрушению.
В структуре личности своеобразными духовными «пластами» в различных пропорциях представлены все уровни культуры. Нижний пласт представляет собой исторически сложившиеся народные, национальные, семейные, бытовые нормы, традиции, обычаи, представления, впитанные, как говорят, «с молоком матери». Более высокие пласты составляют достижения современной культуры в форме научных знаний, образов искусства, технической мысли и пр. При некоторых душевных расстройствах, когда высший контроль над процессом и направлением мышления, а также практической деятельностью личности нарушается или даже снимается, или под влиянием определенных социально-психологических условий человек иногда, как говорят, теряет голову или даже человеческий облик. Снятие или снижение верхних слоев в структуре личности наблюдается при отравлении мозга алкоголем, наркотиками и пр. Бывает и так, что у человека в болезненных состояниях вдруг всплывают животные инстинкты, проявляются необузданная или извращенная половая страсть, элементы садизма, ощущение неумолимой власти судьбы и др. Такого рода низменные явления не наблюдаются в чистом виде, а преломляются через сложную призму современной культуры. И чем выше интеллект, тем страшнее и уродливее проявляют себя разнузданные страсти. Наиболее обнаженно это нашло свое проявление в чудовищных зверствах фашизма.
Все элементы структуры личности в той или иной мере зависят от мировоззрения, которое является ядром этой структуры. Обладая относительной самостоятельностью существования в сфере философии, религии, искусства, науки, политики, мировоззрение реально функционирует и как личностное. Раскрытие сущности личности предполагает анализ природы личного мировоззрения. Индивидуальное мировоззрение — привилегия личности
26«
как социального и мыслящего существа. В мире нет и не может быть личности, не обладающей мировоззрением — представлениями и понятиями о мире и месте человека в нем, о смысле человеческой жизни.
По своему содержанию мировоззрение крайне многообразно. Однако, несмотря на это разнообразие, каждое мировоззрение выявляет некоторое единство своего содержания в том смысле, что охватывает определенный круг вопросов: что такое вне нас существующий мир? Разделен ли он на материю и дух? Как дух соотносится с материей? Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Существует ли единство в многообразии? Конечен или бесконечен мир? В каком направлении развивается вселенная и имеет ли она цель в своем вечном движении? Существуют ли законы природы и общества, или человек лишь верит в них в силу своей склонности к порядку? Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова природа человеческого разума? Имеются ли разумные существа и в иных мирах, или разумные существа — чистейшая случайность во вселенной, достояние только счастливой избранницы — Земли? Имеет ли человек основание чувствовать себя подавленным гнетущим ощущением одиночества в бесконечном мироздании? Как человек познает окружающий его мир и самого себя? Что есть истина и заблуждение? Что такое добро и зло? В каком направлении и по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл?
Все эти и подобные им вопросы не могут не волновать каждого мыслящего человека, в какой бы сфере жизни он ни действовал. Размышляя о такого рода вопросах, человек может прийти и неизбежно приходит к определенным мировоззренческим позициям.
Мировоззрение человека — это предельно обобщенный, упорядоченный взгляд на окружающий мир: на явления природы, общества и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, социально-политические, нравственные и эстетические идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий. Это своего рода контурная схема мира и места человека в нем. Человек обретает мировоззрение, когда он выбирается из узкой скорлупы своей индивидуальности и
малой группы, обращая свой духовный взор на судьбы своего народа, всего человечества, на мир в целом. Каждый мыслящий человек, не будучи философом-профессионалом, имеет свою жизненную философию. Мировоззрение выполняет роль призмы, через которую воспринимаются и преломляются все внешние воздействия.
Основным фокусом, в котором концентрируются все мировоззренческие проблемы, является человек и его отношение к миру, а также мир в его отношении к человеку. Мировоззрение есть определенная концепция мира и концепция человека, знание того и другого, имеющее смысл социальной, нравственной, эстетической, теоретической ориентации во внешнем мире и во внутреннем мире человека.
В буржуазной философии и психологии мировоззрение нередко выводится из типологии личности, из ее характера. Так, Дильтей характеризовал три основных мировоззренческих, типа, которые он и относил к трем основным типам личности. Первый тип — это натурализм материалистической философии, сенсуалистической теории познания и гедонистической этики (Демокрит, Гоббс и Фейербах). Такое мировоззрение предполагает человека чувственных влечений. Второй тип личности — тип героического человека. Его личные ценности ориентированы, направлены на реализацию воли, а миросозерцание — идеализм свободы. Оно представлено идеалистическими системами философии и индетерминистической этикой (Платон, Кант, Фихте, а также Бисмарк). Третий тип — созерцательный человек. Адекватная ему философия — пантеизм (Спиноза, Гете, Гегель). Люди такого типа встречаются прежде всего среди людей науки и искусства. Их особенность — не в жизненной борьбе, а в умении наблюдать и многое понимать.
Приведенная концепция претендует на историчность и реалистичность. Однако формы мировоззрения выступают в ней как изначальные. Они рассматриваются не исторически, не как продукты общественной жизни: мировоззрение психологизируется. Из этой концепции выпадают реальные отношения, в которых формируется мировоззрение.
Ясперс обобщает типы мировоззрения также с психологических позиций. Он усиленно подчеркивает в
мировоззренческих типах моменты устойчивости (традиционные, рутинные натуры) и неустойчивости (нигилистические, склонные к активному скепсису и разрушению установившихся форм), а также выделяет демонические типы реформаторов, создателей новых форм жизни. К. Бюлер полагает, что в онтогенезе через эти ступени проходит развитие мировоззрения каждого человека.
В своей классификации мировоззренческих типов Шпрангер исходил из ценностной сферы культуры, на которую ориентирован человек. Он выделяет основные ценностные области и соответственно типы «жизненных форм» личности: теоретическую, эстетическую, экономическую, политическую, социальную и религиозную. Теоретическая личность направлена преимущественно на познание/ Познавательная установка у нее доминирует: она склонна все рассматривать через призму понятий и категорий. Для эстетической личности характерна направленность на прекрасное, на искусство. Люди этого типа мало склонны к теоретическому мышлению. К событиям жизни они подходят главным образом с созерцательно-эстетической позиции. Экономически ориентированная личность на первое место ставит материальные блага; зная им дену, она постоянно прикидывает и рассчитывает. Утилитарная установка определяет отношение ко всему в жизни. Даже наука и искусство расцениваются прежде всего под углом зрения практической пользы для себя. Личность, для которой политика является решающей сферой, обладает установкой на власть и обуреваема страстью управлять, командовать. В какой бы сфере ни разворачивалась деятельность такого человека, он на все смотрит через призму стремления к власти. Социальный человек, напротив, весь устремлен на служение другим людям, на сотрудничество. Наконец, «религиозный» человек ориентирован на конечную, тотальную ценность жизни.
Все эти характеристики типов личности и выводимых из них мировоззренческих ориентации страдают общим пороком: подменой социально-исторического подхода чисто психологическим.
Определяя характер, направление и настрой мышления, мировоззрение составляет духовную сердцевину и основу человеческой индивидуальности. Но мировоз-
зрение не только способ мышления, но и принцип жизни. Это те идеи, которые влияют на нормы человеческого поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, идеалов, целей, на его быт, вкусы и интересы. У цельных, принципиальных людей существует соответствие между ядром внутренней жизни, образом мыслей и способом практических действий. Это соответствие — характерная черта их мировоззрения.
Мировоззрение — своего рода духовная призма, через которую человек отражает и оценивает действительность во всем многообразии ее форм и связей. Важнейшей гранью этой призмы являются идеалы, заветные и решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется обширный жизненный сплав, складываются идеалы, понятия о благе, о добре и зле, о прогрессе, придающие мировоззрению огромную действенную силу. «У каждого есть перед глазами определенная цель,— такая цель, которая, по крайней мере ему самому, кажется великой и которая в действительности такова, если ее признает великой самое глубокое убеждение, проникновеннейший голос сердца...» 1 У всех мыслящих людей есть идеал, которому они служат и которому стремятся подчинить всю жизнь. Идеалы выступают как образы желаемого будущего в социально-политической, нравственной или личностно-психологической области. Они влияют на способ и характер мысли и деятельности человека и социальной группы. Идеал задает образ цели и руководит человеком в качестве чувства и мысли. Чем выше идеалы устанавливает себе человек, тем содержательнее уровень его духовной жизни.
Над человечеством с самой колыбели царила власть идеалов. Оно выдвигало такие, например, нравственные идеалы, как гармоническое единство многоообразных интересов людей, единство личного и общественного, царство справедливости, добра, правды и красоты. Эти идеалы изменялись, вступали в противоречие с существующим порядком вещей, обогащались опытом жизни и каждый раз предвосхищали контуры иных, более вы-
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, стр. 1.
соких норм нравственности, понятий справедливости, чем те, которым общество в данный исторический момент подчинялось.
Действительность всегда суть «воплощение идеала, и, отрицая, изменяя ее, мы делаем это потому, что идеал, воплощенный нами же в ней, уже не удовлетворяет нас,— мы имеем — создали в воображении — иной, лучший» 1. И чем возвышеннее личные и социальные идеалы, тем масштабнее личность и прогрессивнее общество — носители этих идеалов, тем богаче, благороднее содержание индивидуальной и общественной жизни.
Когда буржуазия в период своего восхождения выступила как прогрессивный класс, она выдвинула лозунги свободы, равенства и братства, выражающие светлые идеалы передовой общественной мысли. Придя к власти, она сама же растоптала эти идеалы. Носителем передовых идеалов стал новый восходящий класс — пролетариат, идеалы которого выражают стремления и чаяния всех трудящихся, всего прогрессивного человечества.
Формирование мировоззрения предполагает выработку генеральной направленности жизненного пути личности, самоопределение, складывание определенной ценностной ориентации, нахождения своего особого места на «пиру жизни». Мировоззрение формируется, как бы двигаясь двумя путями: путем осознания общей картины объективной реальности, ее глубинных оснований, законов, а также путем самосознания и самопознания личности, ее места в мире.
Знания превращаются в мировоззрение тогда, когда они приобретают характер убеждения — полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, взглядов, принципов и идеалов. При этом далеко не весь состав знаний переводится в убеждения. Если личность уподобить атому с большим числом орбит, то можно сказать, что у него есть поверхностные орбиты, на которых вращаются постоянно меняющиеся желания, настроения, мимолетные впечатления, неустойчивые представления, идеи, вкусы. Приобретение или утрата такого рода элементов духовной жизни человека мало затра-
1 М. Горький. Собр. соч. в тридцати томах, т. 24. М., 1953, стр. 226.
гивают суть его личности. Теряя это мимолетное, преходящее, человек остается самим собой: не все, что в личности, носит личностный характер. Духовное содержание личности, находящееся на более глубинных орбитах итем более составляющее ее ядро, фундаментальные элементы ее структуры,— это знания, ставшие убеждением, верой, это идеалы, принципы, устойчивые интересы; это способ мышления или склад ума и настрой чувств, характер, воля и темперамент, установка и ценностная ориентация, то есть устойчивая направленность личности к определенным явлениям жизни, культуры. Все это, и прежде всего убеждения, составляет нечто глубинно-личностное, образующее прочный каркас человеческого «Я», что обусловливает цельность и качественную определенность личности. Изменение и тем более разрушение этой сердцевины духовного мира человека меняет или даже разрушает само существо личности. Без такого организующего начала, как убеждения, жизнь людей была бы хаосом. Даже сомнения и вопросы возможны только в рамках несомненной системы прочных взглядов. Маркс так характеризовал суть убеждений: «....идеи... которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть,— это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им» 1.
Убеждения ярко окрашены сильными чувствами, что является показателем особой их значимости для людей. Те, у кого нет личных убеждений, предпочитают плыть по течению чужих мнений: это всегда легче. Мировоззрение реализуется полностью только у тех, кто отдается его принципам полностью: атеист не может быть попом по совместительству. Познание, писал Р. Роллан, не имеет значения, пока оно не стало исповеданием. Мы говорим о внутреннем разладе, о духовной трагедии личности, когда она вынуждена делать одно, а думать — прямо противоположное. «У кого не уяснены принципы во всей логической полноте и последовательности,— у того не только в голове сумбур, но и в делах чепуха» 2.
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, стр. 118.
2 Н. Г. Чернышевский. Полн. собр. соч., т. IX. М., 1935, стр. 355.
Мировоззренческий императив убеждений является стержнем реального поведения личности, объединив в себе должное и сущее. Человек без глубоких убеждений как бы плохой актер, играющий навязанные ему извне роли и в конечном счете теряющий свое собственное «Я». Глубокие убеждения вдохновляют на подвиг; без них нет великих дел. Известно, что именно идейная убежденность позволяет человеку в минуту смертельной опасности преодолевать инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиг.
Многие великие истины и принципы социальной справедливости в истории общественного развития оплачены кровью их убежденных защитников, которые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке и на чужбине, отдавали свою жизнь за убеждения, идеалы. Именно такие люди являются совестью человечества. Как сказал Марат, не может быть апостолом истины тот, кто не имеет смелости быть ее мучеником. Герои противопоставляют свои новые принципы жизни старым, на которых покоятся существующие нравы и учреждения. Как разрушители старого, отжившего, они нередко гибнут во имя новых идей. «Таково вообще во всемирной истории положение героев, зачинающих новый мир, принцип которого находится в противоречии с прежним принципом и разрушает его: они представляются насильственными нарушителями законов. Индивидуально они поэтому находят свою гибель, но лишь индивидуум, а не принцип уничтожается в наказании... сам принцип позднее проложит себе путь, хотя и в другой форме...» 1
Сила личного убеждения — это чрезвычайно важное условие как практической, так и теоретической деятельности. Корифеи мысли и революционного дела, основоположники марксизма-ленинизма не только владели истиной, но и были глубоко убежденными людьми: их учение было одновременно их поведением, а не только мыслью и словами. Всем образом их жизни руководила извечная мечта человечества о счастливом будущем для всех трудящихся на земле.
Глубокое убеждение в том, что победа коммунизма неизбежна, верность идеалам гуманизма служили не-
1 Гегель. Соч., т. X. М., 1932, стр. 85.
иссякаемым источником, вливавшим живительные нравственные силы и непоколебимое мужество в ряды пламенных революционеров. Именно убежденность вела их на штурм изжившего себя мира. Вот что писал о себе один из борцов за идеалы коммунизма Георгий Димитров: «Когда я попал в берлинскую тюрьму Моабит — одну из худших среди политических тюрем в Германии,— меня поместили в камеру с тройным запором, предназначавшуюся для людей, свершивших наиболее тяжкие преступления. На дверях камеры были написаны слова: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Я усмехнулся про себя и подумал: «Ко мне это не может относиться». Почему? Потому что я был глубоко убежден: что бы со мной ни случилось, если даже меня и убьют, идея, за которую я боролся, не может быть побеждена» 1.
Опыт всего революционного и освободительного движения народов мира показал, что, если отбросить исключения, подлинная духовная и моральная стойкость доступна именно тем людям, чьи взгляды обрели характер убеждения.
Итак, каждый воспринимает жизнь через призму определенного мировоззрения. В классовом обществе мировоззрение носит классовый характер. По своему содержанию и общественной значимости воззрение на мир может быть научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, диалектическим и метафизическим, атеистическим и религиозным, прогрессивным и реакционным. Единственно научное и самое прогрессивное мировоззрение современности — это марксизм-ленинизм. Все мировое развитие многих десятилетий идет под знаком его практического подтверждения, жизненного воплощения и творческого развития. Это мировоззрение пробуждает активность человека, повышает его жизненный тонус и парализует в человеке и в окружающей жизни все то, что приводит к упадку жизненной энергии. В нем нашли свое яркое выражение сокровенные чаяния трудящихся масс, принципы подлинного гуманизма, действительной свободы личности, покоряющая нравственная идея о том, что путь к счастью открывает только общество, в котором уничтожается самая
1 Г. Димитров. Избр. произв., т. II. М., 1957, стр. 435.
возможность строить свое счастье на несчастье других, общество, которое избавляет всех людей от социального неравенства, от ужасов войны и утверждает на земле Мир, Труд, Свободу, Равенство, Братство и Счастье всех народов.
СОЗНАНИЕ И СВОБОДА ВОЛИ
Человек! «Тебе дана возможность упасть до степени животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного исключительно благодаря твоей внутренней воле» 1.
Свобода воли является неотъемлемым и существенным определением сознания и личности. Человек отличается от животного способностью свободного, сознательного выбора между добром и злом. А этот выбор — дело свободной воли, представляющей собой форму практической реализации сознания. Свобода воли — это своего рода «груз», который возлагается на человека самой сущностью его бытия как разумного существа. Со свободой воли связано признание высших индивидуальных и социальных ценностей: творчества, ответственности и вины. Она составляет существенное качество человеческой личности. На ней зиждутся нравственное начало, а также нормы права.
В истории философии издавна стоял вопрос о том, является ли человеческая воля свободной и носят ли действия человека характер свободного волеизъявления? Существует ли свобода слова, свобода от страха смерти, от чувства своей неполноценности?
Человеческая воля, по Лютеру, подобна вьючному животному: ее оседлает бог или дьявол, и она идет туда, куда ее гонят. В. Кроче полагал, что реальная свобода — понятие, лишенное смысла; свобода всегда может быть только формальной.
Проблема свободы тесно связана с вопросом о детерминации человеческого поведения, который в свою очередь предполагает реальное решение противоречия между объективной обусловленностью деятельности лично-
1 Пико делла Мирандола. О достоинстве человека. Цит. по кн.: А. К. Дживилегов. Возрождение. М.—Л., 1925, стр. 33.
сти и ответственностью за эту деятельность. Если человек не волен сам определять ливню своего поведения, он не может нести ответственность за свои действия.
Трактовка детерминации как силы, абсолютно противоположной свободе и несовместимой с ней, мыслимой как несвобода, есть фатализм, вера в судьбу, или божественное предопределение, не оставляющих места никакой свободе. Фатализм исходит из того, что все в мире и в жизни людей предопределено естественными или сверхъестественными силами; человеческая воля и знания не играют никакой роли и не имеют никакого значения. По словам Г. Бюхнера, человек чувствует себя как бы раздавленным ужасным фатализмом истории. Он видит в человеческой природе отвратительную заурядность, в человеческих же отношениях непреодолимую силу, принадлежащую всем вообще и никому в частности. Отдельная личность есть лишь пена на поверхности волны, величие — лишь случай, власть гения — лишь кукольная комедия. Смешно бороться против железного закона, который в лучшем случае можно лишь узнать, но который невозможно подчинить своей воде. Свобода — это воля лошади, чья упряжь позволяет двигаться лишь в. одном направлении. Фатализм смыкается с религией, утверждающей божественное предопределение. И фатализм и религия отводят людям только заранее назначенные роли и иллюзии, будто они делают что-то самостоятельно. Фаталист в любом событии видит проявление только необходимого. На позициях фатализма стоят не только религиозно-идеалистически мыслящие философы и просто суеверные люди, исходящие из того, что «от судьбы не уйдешь», но и некоторые представители материалистического направления, борющиеся против религии и идеализма и считающие, что в мире все события предопределены «железной цепью причин и следствий». «Люди заблуждаются, считая себя свободными. Это мнение основывается только на том, что свои действия они сознают, причин же, которыми они определяются, не знают»1.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 487;