Недостатки системы HSV
1) не симметрична;
2) цветовые значения округлены (основные цвета варьируются только от 0 до 255º);
3) не логична (бессмысленная чёрная ось);
4) цвета в палитре не равноудалены (слишком много цветов в области чёрного);
5) цветовой круг правильный, но в центре не находится нейтральный серый. Ниже представлены несколько сравнительных диаграмм HSV и HSL
Рисунок 106– Сравнение моделей HSV и HSL.Hue - цветовой тон Saturation – насыщенность, Brightness – яркость
6.7 Цветовая модель CIE Lab.
Цветовое пространство Lab модели может быть условно представлено в виде схемы, все цвета которой расположены внутри и на границе "подковы" и физически реализуемы.
Рисунок 107 – Цветовой охват цветовой модели CIE Lab
Схему можно использовать для определения цветового охвата любого устройства, если известны параметры основных цветов, которые применяются для синтеза результирующего цвета. Для этого достаточно на схеме определить точки основных цветов и соединить их прямыми линиями.
Любой цвет в модели Lab определяется светлотой (L) и двумя хроматическими компонентами: параметром а, который изменяется в диапазоне от пурпурного (magenta) до зелёного (green), и параметром b, изменяющимся от жёлтого (yellow) до синего (blue).
,
где C - Cyan (Голубой), M - Magenta (Пурпурный), Y - Yellow (Жёлтый), G - Green (Зелёный), В - Blue (Синий), R- Red (Красный).
Цветовое колесо (вверху страницы) - круг, разделённый на большое количество узких секторов различного цвета (на рисунке сектора незаметны). В цветовом колесе представлены основные цвета: красный, синий и жёлтый. Каждый из этих цветов может смешиваться друг с другом. Именно так создаётся полный спектр света.
Рисунок 108 – цветовой охват RGB и CMYK цветовых моделей внутри модели Lab.
Цветовая модель Lab была создана Международной комиссией по освещению (CIE) с целью преодоления существенных недостатков вышеизложенных моделей, в частности, она призвана стать аппаратно независимой моделью и определять цвета без оглядки на особенности устройства (монитора, принтера, печатного станка и так далее).
В комиссии были выполнены пионерские экспериментальные работы по изучению восприятия цвета человеком. Огромный статистический материал позволил создать серию математических моделей, в которых цвет описывался не в терминах элементов, воспроизводимых устройствами, а с использованием трех составляющих цветового зрения человека.
В этой модели любой цвет определяется светлотой (L) и двумя хроматическими компонентами: параметром а, который изменяется в диапазоне от зеленого до красного, и параметром b, изменяющимся в диапазоне от синего до желтого (рис. 8).
Рисунок 109 - Графическое представление модели Lab
Примечательно, что при конвертации в Lab все цвета сохраняются. Цветовая модель Lab очень важна для полиграфии. Именно она используется при переводе изображения из одной цветовой модели в другую, между устройствами и даже между различными платформами. Кроме того, именно в этой модели удобнее всего проводить некоторые операции по улучшению качества изображения.
В этой модели также трудно ориентироваться, как и в моделях RGB или CMYK, но об этой модели также нужно иметь представление, поскольку программа Adobe Illustrator и Adobe Photoshop использует ее в качестве модели-посредника при любом конвертировании из модели в модель. Кроме того, ее можно использовать в следующих случаях: при печати на принтерах с PostScript Level 2 и 3, при работе с форматом PhotoCD, при конвертировании цветного изображения и серую шкалу.
6.8 Цветовая модель Grayscale.
Модель Grayscale (Серая шкала) применяется для отображения черно-белых фотографий или подобных фотографиям изображений в черно-белой полиграфии. Традиционная серая шкала, использующая для хранения информации о каждом пикселе изображения один байт, может передавать 256 оттенков (градаций) серого цвета или яркости (brightness): значение 0 представляет черный цвет, а значение 255 — белый. Шкала Grayscale выражается в процентах, в этом случае 0% означает белый цвет (отсутствие краски на белой бумаге), а 100% — черный цвет.
Для черно-белой печати (газет, книг, черно-белого принтера) рисунок желательно перевести в Grayscale. И очень внимательно на него посмотреть. То, что красиво смотрится в цвете, после перевода в ч/б может вдруг стать совершенно непригодным - мутным и неразборчивым. Причины этого понять нетрудно: когда соседние участки изображения имеют разные цвета, мы отлично их различаем, даже если яркости этих участков очень близки. А когда изображение становится черно-белым, участки с одинаковой яркостью просто не различимы.
Перевод цветного изображения в черно-белое
Достаточно часто великолепная цветная фотография, будучи переведенной в черно-белый режим, становится совершенно не контрастной. Можно проделать эксперимент: создать файл, состоящий из шести цветных квадратов:
Рисунок 110 - режим (Image/ Mode/ Grayscale - Рисунок/ Режим/ Градации серого):
После конвертации черно-белое изображение должно быть четким и разборчивым, к сожалению с двумя квадратами размещенными слева и двумя по центру это не удалось – они слились.
Дело в том, что в цветном варианте между красным и синим мы видим резкий цветовой контраст, которого в черно-белом изображении быть не может. В центре мы видим большой контраст по цветовой насыщенности между верхним и нижним квадратами. Но информация о цвете в черно-белом изображении теряется и результат преобразования в этом случае тоже неудачен. В третьем столбце контраст относится не к цвету и насыщенности а к яркости, а вот яркость для черно-белого изображения – самый важный параметр, это единственный тип контраста который может быть учтен.
6.9 Индексированные цвета
Монохромные, полутоновые и полноцветные изображения широко используются при изготовлении оригинал-макетов, предназначенных для тиражирования любыми способами. Кроме перечисленных, существует еще один тип цветных изображений, который до недавнего времени имел сугубо историческое значение. До широкого распространения видеоадаптеров с большим объемом видеопамяти и мониторов SVGA большинство компьютеров были способны отображать на экране не более 256 цветов одновременно. Более старые мониторы ограничивали это количество до 16 или 64 цветов. Наиболее рациональным способом кодировки в таких условиях являлось индексирование цветов. При этом каждому из цветов изображения присваивался порядковый номер, который использовался для описания всех пикселов, имеющих такой цвет. Поскольку для разных изображений набор цветов отличался, он хранился в памяти компьютера вместе с изображением. Набор цветов, использованных в изображении, получил название палитры (цветовой таблицы), а способ кодирования цвета - индексированный цвет (indexed color). С развитием компьютерных видеосистем индексированные цвета перестали использоваться столь широко. Даже современные офисные компьютеры способны отображать на экране 65 536 (режим High Color) или 16,8 млн. цветов (режим True Color).
Глубина цвета индексированных изображений зависит от количества элементов в его цветовой таблице и может находиться в диапазоне от 2 до 8 бит. Для описания 64 цветов нужно 6 бит, для 16 цветов - 4 бита. Для изображения, состоявшего из 256 цветов, требуется 1 байт (восемь бит). Соответственно, меняется и объем памяти, занимаемый индексированным изображением. Для изображения с палитрой из 256 цветов требуется столько же памяти, сколько и для полутонового. При меньшей цветовой таблице объем занимаемой памяти будет еще ниже. Заметьте, что изображение является цветным при весьма малых размерах файла. Именно это обстоятельство дало вторую жизнь индексированным изображениям с развитием Web - дизайна, поскольку для передачи по сети размеры файлов критичны. Сейчас индексированные форматы широко используются при подготовке изображений для электронного распространения.
Индексированные изображения обычно получают из полноцветных сокращением количества цветов. В Photoshop для этого служит команда Indexed Color (Индексированный цвет) списка Mode (Режим) меню Image (Изображение). Она открывает диалоговое окно, в котором задаются параметры перевода изображения в индексированный цвет.
Алгоритмические палитры обеспечивают наиболее адекватную передачу. Они генерируются для каждого изображения индивидуально. Палитры создаются по трем разным алгоритмам - Selective (Селективная), состоящая из наиболее часто встречающихся в изображении цветов, Adaptive (Адаптивная), включающая цвета, которыми залиты наибольшие участки изображения и цвета из Web-палитры, и Perceptual (Перцептивная), которая включает цвета той части спектра, где глаз наиболее чувствителен к деталям.
Если в списке выбран пункт Previous (Предыдущий), то программа использует таблицу, определенную для предыдущего индексированного в этом сеансе файла.
Список Colors (Цвета) задает количество цветов в индексированном изображении, иными словами, размер палитры. Этот параметр имеет смысл только для алгоритмических палитр, т. к. в фиксированных палитрах он задан жестко. Чем меньше цветов использовано в изображении, тем меньше его размер, но хуже цветопередача.
В поле Forced (Принудительно) задаются наборы цветов, вводимые в таблицу "принудительно". Это могут быть черный и белый цвета, Primaries (Базовые) (синий, красный, зеленый, пурпурный, желтый, голубой, черный и белый) или другие.
Изображения в индексированном формате могут содержать прозрачные участки. Режим сохранения прозрачности включается флажком Transparency (Прозрачность). Способ обработки полупрозрачных областей регулируется в списке Matte (Кайма).
Ограниченное количество цветов в палитре подходит только для рисованных изображений. Если в индексированный формат переводится фотография, она станет похожа на плакат с резкими границами цветных областей. Для имитации переходных цветов используются алгоритмы сглаживания (dithering). Расположив рядом пиксели более темного и более светлого оттенков одного цвета, можно передать отсутствующий промежуточный цвет. Сглаживание индексированных изображений может проводиться разными способами, определенными в списке Dither (Сглаживание).
Алгоритм Pattern (Узор) представляет цвета, отсутствующие в палитре, в виде набора смежных пикселов близких цветов. В результате получается своеобразный узор из пикселов. Для фотографических изображений лучше воспользоваться алгоритмом Diffusion (Диффузия). Его идея заключается в том, что каждому пикселу изображения присваивается цвет, дающий наилучшее соответствие оригиналу вместе с предыдущим пикселом. В результате ошибка в передаче цветов пикселов рассеивается по всему изображению и практически не создает регулярного узора. Иногда, например в длинных градиентных заливках, и этот алгоритм не гарантирует от возникновения узоров, тогда лучше прибегнуть к алгоритму Noise (Шум).
В поле Amount (Сила) задают силу сглаживания. Варьируя этот параметр, вы сможете менять внешний вид индексированного изображения от "плакатного" до практически точного соответствующего оригиналу. Учтите, что чем сильнее сглаживание, тем больший размер имеет файл изображения.
Флажок Preserve Exact Colors (Сохранять точные цвета) заставляет алгоритм сглаживания "обходить" пиксели, цвета которых находятся в палитре изображения.
Изображение в режиме Indexed Colors имеет один канал.
Начало лекции
6.10 Преобразование цветовых моделей.
Преобразование изображения из одной цветовой модели в другую в Photoshop выполняется исключительно просто. Для этого предназначены команды списка Mode (Режим) меню Image (Изображение). В нем вы найдете команды RGB Color (Цвета RGB), CMYK Color (Цвета CMYK) и Lab Color (Цвета Lab). Цветовая модель, в которой изображение находится в текущий момент, помечена галочкой. Чтобы перевести изображение в другую модель, достаточно выбрать ее команду в меню.
Как мы уже отмечали выше, простота преобразования цветовых моделей обманчива и не стоит прибегать к такому преобразованию без особой необходимости. Любое преобразование из RGB в CMYK или обратно связано с изменением цветового охвата, что всякий раз ухудшает качество изображения. Привыкните к мысли, что переход между цветовыми моделями допустимо выполнять только один раз. Если, например, вы готовите изображение для печати, оно может потребовать преобразования в модель CMYK. Выполните его тогда, когда вам будут точно известны все условия печати.
Модель Lab имеет столь широкий цветовой охват, что он полностью вмещает как цветовое пространство CMYK, так и RGB. Поэтому преобразование в Lab и обратно не меняет качества изображения и вполне безопасно. Для преобразования между Lab и CMYK оговоримся, что это верно только при постоянных параметрах CMYK.
Контрольные вопросы:
1. Понятие цветовой модели.
2. Основные цвета модели RGB. Тип модели по получению цвета.
3. Основные цвета модели CMYK Тип модели по получению цвета.
4. Основные цвета модели HSB.
5. Описать модель Lab
Лекция 7 Закономерности цветовых отношений и цветовые гармонии
· Закономерности цветовых отношений.
· Принципы гармонии сочетаний цветов. типология цветовых гармоний.
· Психологические особенности.
· Зрительного восприятия цветов.
· Роль цвета в композиции объектов дизайна.
· Цветовые ассоциации.
Гармония цветовых отношений предполагает строгую взаимообусловленность цветов, при котором изменение одного из них ведет к нарушению колористического единства.
Гармония — это основа прекрасного. Под этим термином понимается стройность, упорядоченность, соразмерность элементов формы и диалектическая взаимосвязь компонентов формы и содержания в системе органически единого целого.
Цветовая гармония — это эстетически значимая, колористически закономерная взаимосвязь цветов в композиции произведений искусств, предметного художественного творчества и дизайна.
Цветовая гамма — это ряд гармонически взаимосвязанных цветов, относящийся к определенному типу (подтипу) цветовых гармоний и используемый при создании произведений разных видов искусств, предметного художественного творчества и дизайна.
Колорит — закономерное сочетание цветов в композиции объекта дизайна (или других видов предметного творчества) по цветовому тону, насыщенности и светлоте на основе принципов гармонии цветовых отношений и выбора схемы согласования цветов в соответствии с утилитарно-технической и социально-культурной сущностью объекта, условиями и средой его функционирования и восприятия и эстетическим отношением к нему разных групп потребителей.
При систематизации типов цветовых гармоний следует учитывать закономерности взаимозависимости цветов в стандартном цветовом круге.
Стандартный 24-секторный цветовой круг образуется путем членения на три оттенка основных цветовых тонов: семи спектральных (желтого, оранжевого, красного, фиолетового, синего, голубого, зеленого) и одного пурпурного. Каждый из них делится на три оттенка цветового тона: центральный — основной цветовой тон, а соседние с ним — это смешение данного цветового тона с рядом лежащими основными цветовыми тонами. В итоге и получается круг из 24 цвето вых тонов
Рисунок 111 – 24-секторный цветовой круг. | Последовательность: 1. желтый; 2. оранжевато-желтый; 3. желто-оранжевый; 4. желтовато-оранжевый; 5. оранжевый; 6. красновато-оранжевый; 7. оранжево- красный; 8. оранжевато-красный; 9. красный; 10. пурпурновато-красный; 11. пурпурный; 12. фиолетовато-пурпурный; 13. фиолетовый; 14. синевато-фиолетовый; 15. сине-фиолетовый; 16. фиолетовато- синий; 17. синий; 18. зеленовато-синий; 19. сине-зеленый; 20. синевато-зеленый; 21. зеленый; 22. желтовато-зеленый; 23. желто-зеленый; 24. зеленовато-желтый |
7.1 Закономерности цветовых отношений.
В верхней части цветового круга расположены зеленовато-желтый, желтый и оранжевато-желтый цвета и их цветовые оттенки, а в нижней — сине-фиолетовый, фиолетовый и фиолетовато-пурпурный цвета и их оттенки.
В цветовом круге выделяют четыре чистых основных цвета
спектра: желтый, красный, синий и зеленый. Человеческим зрением они воспринимаются как основные психологически независимые от других цвета, т. е. цвета, не содержащие оттенков других цветов.
Желтый и синий, красный и зеленый ощущаются как пары цветов, противоположных по своим качествам и взаимно дополняющих друг друга. (Это не означает, однако, что в цветовом круге они располагаются в диаметрально противоположных его секторах).
Ко всем цветам, лежащим в цветовом круге между чистыми желтым и зеленым, как бы примешиваются оттенки желтого и зеленого. Оттенки зеленого и синего, синего и красного, красного и желтого аналогично присутствуют в цветах других четвертей круга.
Все промежуточные противолежащие в круге цвета взаимно дополняют друг друга, так как образованы равными количествами соответствующих взаимодополнительных цветов. Они контрастны по цветовому тону.
Цвета желто-красной части круга отличаются от цветов сине-зеленой части круга по психологическому ощущению тепла и холода (ассоциативно). Поэтому такие группы цветов и называют «теплыми» и«холодными».
Это тоже контраст, но уже не по цветовому тону, а по «теплохолодности». Сразу следует отметить относительность этих определений в отношении всех четырех чистых тонов.
Чистый красный и чистый зеленый, разделяющие в цветовом круге зрительно «теплые» цвета от «холодных», — сами являются нейтральными по «теплохолодности». Но их оттенки могут быть и теплыми, и холодными, как и оттенки желтого и синего цвета.
Все смеси основных цветов могут отличаться по «теплохолодности» и быть «теплее» или «холоднее» по психологическому ощущению.
Чисто желтый и чисто синий цвета нейтральны по красно-зеленой контрастности. «Теплохолодная» контрастность — это сине-желтая контрастность.
Промежуточные цвета в каждой четверти круга обладают ощущением различия, но не контрастности.
В четырех зонах, где доминируют красный, синий, зеленый, желтый, — качество цвета резко меняется.
Исходя из психологии зрительного восприятия физических (оптических) свойств цветового круга, все цвета разделяют на определенные группы, объективно (физически) и субъективно (психологически) различные.
Цвета верхней части цветового круга воспринимаются как светлые, нижней части круга — как темные; красный и зеленый цветанаходятся на границе между светлыми и темными цветами. Приэтом зеленый цвет светлее красного. К наиболее темным цветам
относятся синий, сине-фиолетовый, фиолетовый, пурпурно-фиолетовый
Рисунок 112 – Восприятие основных цветов цветового круга
Помимо ощущения светлоты или темноты цветовых тонов есть ощущение цветов как «легких» и «тяжелых». К первым относятся зеленовато-желтый, желтый, желто-оранжевый, ко вторым — наиболее темные цветовые тона: фиолетовый, фиолетово-синий, пурпурно-фиолетовый.
Кроме того, по психофизиологическому восприятию цветkа разделяют на «отступающие» и «выступающие». К «выступающим» цветам относят такие активные цвета, как красный, красно-оранжевый, оранжевый, желто-оранжевый, желтый. К «отступающим» — зеленый, сине-зеленый, голубой, синий, сине-фиолетовый, фиолетовый.
Также выделяют цвета «успокаивающие» и «возбуждающие». К первым относят желто-зеленый, зеленый, голубой, синий; ко вторым — оранжевый, оранжево-красный, красный, пурпурный
Рисунок 113 – Весовые характеристики основных цветов цветового круга
Психологическое восприятие цветов спектра как легких или
тяжелых; светлых или темных; выступающих или отступающих. Как в естественной природной среде (органической и неорганической), так и в предметно-пространственной среде, созданной человеком (среде материальной культуры), существует множество групп, видов, типов (подтипов) гармоничных цветосочетаний. Типы цветовых гармоний в различных работах, посвященных цветоведению, систематизируют по нескольким ведущим признакам:
— полихроматические или монохроматические гармонии;
— контрастные или нюансные (по цветовому тону) гармонии;
— сочетания только хроматических цветов друг с другом; сочетания только ахроматических цветов друг с другом; сочетания хроматических с ахроматическими;
— сочетания чистых (насыщенных) цветов;
— сочетания ненасыщенных цветов;
— сочетания насыщенных с ненасыщенными;
— сочетания смешанных (сложных) цветов;
— смеси насыщенных и ненасыщенных хроматических с
ахроматическими;
— сочетания только двух цветов, только трех цветов или большего числа цветов: это двух-, трех- и полицветные гармонии. Все это отражает разные плоскости рассмотрения процесса систематизации цветовых гармоний. Известный педагог Баухауза, художник и теоретик дизайна И. Иттон в своей работе «Искусство цвета» выделял семь основных
типов цветовых контрастов:
1) контраст по цвету;
2) контраст светлого и темного;
3) контраст холодного и теплого;
4) контраст дополнительных цветов;
5) симультанный (одновременный) контраст;
6) контраст по насыщенности;
7) контраст по площади цветовых пятен.
Анализ данной типологии позволяет сделать следующие выводы.Несмотря на ее безусловную полезность для художественного творчества и анализа художественных произведений, упоминаемых в работе, такая типология не является логичной с позиций правил научной систематизации объектов и явлений. В ней не соблюден принцип необходимости и достаточности. Перечисленные типы не скоординированы между собой по какому-либо общему признаку, на основе единого подхода, они разноплановы и разноуровневы.
Не совсем понятно, что означает «контраст по цвету», так как все остальные «контрасты» — это также цветовые отношения. Точнее было бы употребить термин «цветовой тон», поскольку две другие из трех объективных характеристик цвета — «насыщенность» и «светлота».
Правильнее было бы в этой типологии вместо термина «цветовые контрасты» употребить термин «цветовые отношения», которые могут быть, как известно, не только контрастными, но также нюансными и тождественными.
Не вполне ясно, чем отличается контраст по цвету (если это отношения цветового контраста) от контраста дополнительных цветов, поскольку контрастные по цветовому тону цвета, диаметрально противоположные друг другу в цветовом круге (как насыщенные, так и ненасыщенные), всегда являются взаимодополнительными. Если в типологию включены отношения (контрасты) холодных и теплых цветов, то логично было бы включить в нее также отношения легких и тяжелых, выступающих и отступающих цветов. Так же как включение понятия одновременного контраста требует упоминания и понятия последовательного контраста — явлений, основанных на психологии цветовосприятия.
Наконец, выделение контраста цветовых пятен по площади вызывает необходимость упоминания и других отношений в цветовой композиции. Отношения цветовых пятен по площади — это пропорциональные отношения цветовой композиции (которые важны не только на плоскости, но и в объеме, и в пространстве). Однако не менее важны в цветовых отношениях ритмические и масштабные закономерности, тесно связанные с пропорциональными, так же как и направленность, ориентация на плоскости или в пространстве цветовых точек, линий, фигур и тел, оказывающих свое влияние на общее впечатление от ко- лористической композиции.
Для упорядочения подхода к систематизации цветовых сочетаний следует определить координационные и субординационные связи самих плоскостей рассмотрения.
Первичной в субординационных связях следует считать
группировку цветовых гармоний по признаку их деления на сочетания хроматических цветов, сочетания ахроматических цветов,
сочетания первых со вторыми (в том числе и в виде гармоний плавного перехода хроматических в ахроматические) и гармоний смешанных цветов.
Полихроматичность или монохроматичность гармоний, количество цветов в гармонии — вторичны по отношению к главному признаку группировки, также как и признак насыщенности или ненасыщенности цветов в гармонии.
Контрастные или нюансные сочетания цветов по цветовому тону представляют собой варианты типов группы хроматических цветовых гармоний. А контрастные и нюансные сочетания цветов по светлоте — это варианты типов группы ахроматических гармоний (или их сочетания с хроматическими).
В соответствии с таким подходом автором курса лекций предложена типология цветовых гармоний, отраженная в соответствующей таблице, иллюстрирующей эту тему цветоведения и колористики
В этой типологии основные типы цветовых гармоний объединены в VII основных групп.
I. Полихроматические гармонии хроматических цветов (с одинаковой или разной степенью насыщенности и (или) светлоты.
II. Монохроматические гармонии хроматических цветов.
III. Монохроматические гармонии ахроматических цветов (гармонии различных по светлоте серых).
IV. Полихроматические гармонии ахроматических цветов (гармонии черных, белых и серых).
V. Полихроматические гармонии ахроматических цветов с хроматическими (имеющих разную степень насыщенности и
светлоты).
VI. Монохроматические гармонии сложных цветовых смесей и их сочетаний с ахроматическими цветами.
VII. Полихроматические гармонии сложных цветовых смесей и их сочетаний с ахроматическими цветами.
Первая группа (полихроматические гармонии хроматических цветов) включает четыре типа (4-й тип включает два подтипа).
1-й тип. Гармония контрастных цветов — это гамма (сочетание) полярных, взаимодополнительных цветов, противостоящих друг другу в цветовом круге. Они расположены в большом хроматическом интервале — 1/2 цветового круга 2-й тип. Гармония родственных цветов — гамма цветов, расположенных в малом хроматическом интервале — 1/4–1/8 цветового круга. Их связывает один из чистых психологически независимых цветов, и они не содержат оттенков контрастных (по цветовому тону) цветов
3-й тип. Гармония родственно-контрастных цветов — гамма цветов, попарно расположенных в соседних четвертях цветового круга (левой, правой, верхней, нижней) в среднем хроматическом интервале — 1/2–1/4 цветового круга Их признаки — родство по какому-либо одному из независимых цветов и противоположность размещения в какой-либо половине круга (верхней или нижней, левой или правой).
4-й тип. Гармония триады.
Гармония двух родственных и одного контрастного цветов — гамма двух родственных цветов (2-й тип) и цвkета, контрастного к цветовому тону, находящемуся между ними в цветовом круге (цветkа подтипа 4.1 расположены в углах равнобедренного треугольника, вписанного в круг).
Гармония двух родственно-контрастных цветов (3-й тип) и
цвета, контрастного к цветовому тону, находящемуся между ними в круге. Цветка подтипа 4.2 расположены в углах равностороннего треугольника, вписанного в круг
Вторая группа (монохроматические гармонии хроматических цветов) представляет собой эквитональные гармонии — монохроматические гаммы оттенков одного цветового тона, различающиеся по насыщенности и светлоте:
— подтип 5.1 — оттенки одного цветового тона разной светлоты при одинаковой их насыщенности,
— подтип 5.2 — оттенки одинаковой светлоты при разной
насыщенности,
— подтип 5.3 — оттенки разной светлоты и разной насыщенности.
Третья группа — монохроматические гармонии ахроматических цветов — это гармонии разных оттенков серого, отличающиеся по светлоте (ахроматические цвета лишены, как упоминалось выше, цветового тона и насыщенности):
— подтип 6.1 — контрастная по светлоте гамма оттенков серого цвета,
— подтип 6.2 — нюансная по светлоте гамма оттенков этого цвета,
— подтип 6.3 — контрастно-нюансная по светлоте гамма его оттенков.
Четвертая группа — полихроматические гармонии ахроматических цветов (точнее — «полисветлотные» гармонии, так как хроматизма — цветности — у них нет). Это гармонии сочетаний белого, черного и серого различной светлоты в разных комбинациях, дающих контрастные, нюансные или контрастно-нюансные гаммы этих цветов (см. табл. П.2.1: тип 7, подтипы 7.1 (пп. 7.1.1 и 7.1.2), тип 7.2, 7.3 (пп. 7.3.1 и 7.3.2).
Пятая группа включает полихроматические гармонии (сочетания) ахроматических цветов с хроматическими, имеющими разную степень насыщенности и светлоты. В упомянутой выше таблице это тип 8, включающий подтипы: 8.1 — гамма хроматических цветов (насыщенных и (или) ненасыщенных) с серыми разной светлоты; 8.2 — гамма хроматических цветов с белыми и серыми; 8.3 — гамма хроматических цветов с черным и белым;
8.4 — гамма хроматических цветов с черным и серым; 8.5 — гамма хроматических цветов с белым (пп. 8.5.1, 8.5.2, 8.5.3 — варианты контрастной, нюансной и контрастно-нюансной гамм); 8.6 гамма хроматических цветов с черным, также включающая контрастные, нюансные и контрастно-нюансные варианты такой гаммы (пп. 8.6.1, 8.6.2, 8.6.3).
Шестая группа включает монохроматические гармонии сложных цветовых смесей и их сочетаний с ахроматическими цветами. Тип 9 содержит два подтипа:
— 9.1 — гамма плавного или ступенчатого перехода от чистого хроматического цвета определенного цветового тона к черному и (или) белому через смеси с серыми различной светлоты (этот подтип иллюстрируется сечениями двойного конуса В. Оствальда);
— 9.2 — гамма «цветного» серого цвета, образованная его оттенками различной светлоты как результата смешения небольшого в процентном отношении количества какого-либо хроматического цвета с оттенками серого.
Седьмая группа — это полихроматические гармонии сложных цветовых смесей и их сочетаний с ахроматическими цветами и (или) хроматическими цветами разной насыщенности и светлоты.
Тип 10 включает три основных подтипа:
— 10.1 — гамма ненасыщенных хроматических цветов (сложных смесей двух-, трех и более спектральных цветовых тонов, пурпурных цветов и промежуточных оттенков друг с другом и с ахроматическими цветами различной светлоты);
— 10.2 — гамма различных «цветных» серых разной светлоты и насыщенности (смеси различных насыщенных хроматических цветов по отдельности с чистыми серыми разной светлоты с преобладанием в смесях ахроматического цвета, но в меньшем процентном отношении, чем в подтипе 9.2);
— 10.3 — гамма хроматических ненасыщенных цветов (разной насыщенности и светлоты) — сложных смесей, сочетающихся с хроматическими цветами и/или серыми различной светлоты) или с «цветными» серыми.
Из физических характеристик цвета светлота (яркость) имеет
особое значение при согласовании цветов (в том или ином типе цветовой гармонии). Общность (согласованность) по цветовому тону — основа гармонии. При определенных светлотных отношениях цвета становятся согласованными между собой, при других — несогласованными. Например, при близких, но неравных светлотных отношениях контрастирующие цвета становятся менее резкими, разнородные цвета менее спорящими между собой, а близкие цвета — более выразительными, не вялыми. Особенно это относится к насыщенным (чистым) цветам. Согласование слабо насыщенных хроматических цветов (как разбеленных, так и зачерненных) происходит успешно. Светлота и насыщенность цветов требуют особого внимания. Следует иметь в виду, что:
1. Два насыщенных, но контрастных (дополнительных друг к другу)цвета при одинаковой насыщенности будут недостаточно гармонировать, так как они при этих условиях еще сильнее различаются и неимеют объединяющего начала. Таковы отношения насыщенных красного и зеленого. Для гармонизации их отношения в гамме следует один из этих цветов сделать менее насыщенным.
2. Насыщенные, но близкие по цветовому тону цвета легко согласуются как при равной, так и при различной светлоте. Это, например, красный с оранжевым, темно-синий с голубым, темно-зеленый и зеленый, пурпурный и фиолетовый, фиолетовый и синий.
3. Насыщенные, но далеко отстоящие друг от друга в цветовом круге цвета, контрастирующие между собой, трудно сочетать, особенно при равной светлоте. При различной светлоте такие цвета лучше согласуются, поскольку равные по насыщенности и светлоте чистые цвета в одинаковой степени привлекают внимание и спорят друг с другом.
4. Слабо насыщенные (как близко, так и далеко отстоящие друг от друга в цветовом круге) цвета легко гармонируют при равной и при различной светлоте, поскольку при слабой насыщенности они приобретают объединяющий их характер. Хорошо сочетаются между собой, например, кремовый и серо-фиолетовый; коричневый и охристо-желтый; коричневый и серо-зеленый; серо-голубой и охристо-золотистый и т. п.
5. Одинаковые по светлоте, дополнительные друг к другу цвета будут плохо согласовываться, поскольку они сильно контрастируют, одинаково привлекая внимание и нарушая при этом целостность цветовой гаммы, так как не соподчиняются друг другу.
Но если два дополнительных цвета будут сильно отличаться друг от друга по светлоте, то их цветовая контрастность дополнится еще и светлотной, что лишит такую цветовую гамму объединяющего начала и еще больше нарушит ее целостность. Лучше гармонируют между собой такие два насыщенных взаимодополнительных цвета, которые близки по светлоте, но не равносветлотны.
6. Близко лежащие на цветовом круге цвета, одинаковые по светлоте, образуют невыразительные, вялые, анемичные гаммы. Для их лучшей сочетаемости следует сделать их различными по светлоте.
Кроме насыщенности и светлоты при согласовании цветов в цветовой гамме следует учитывать их «теплохолодность». Так, например, следует избегать цветосочетаний зеленых и синих при их одинаковой «холодности». Лучше тот или другой цвет сделать более холодного оттенка при теплом оттенке согласуемого с ним цвета.
Плохо сочетаются холодный синий и зеленый с нейтрально серыми цветами, особенно при близкой или равной светлоте.
Черный и белый цвет хорошо сочетаются практически со всеми спектральными и пурпурными цветами. Серые хорошо гармонируют со спектральными цветами при неравной светлоте. Например, темно-синий или синий со светло-серым, красный, пурпурный со светло-серым, темно-серый с розовым, светло-серый с фиолетовым, темно-зеленый со светло-серым.
В колористической композиции всегда следует учитывать три основные правила гармонизации цветов:
1) цвета в сочетании друг с другом должны становиться выразительнее, чем при их использовании по отдельности;
2) каждый цвет в композиции должен способствовать решению общей цветовой задачи, цвета не должны «спорить» друг с другом, нарушая целостность колористического решения;
3) каждый цвет в цветовой композиции должен быть хорошо различим, должен оправдывать свое присутствие в общей цветовой гамме.
Слишком нюансные, близкие к тождественным цветовые оттенки зрительно плохо различимы, особенно на расстоянии от объекта эстетического восприятия. Гармоничность цветовых отношений по формальным признакам сама по себе не может привести к положительному результату, т. е. эстетическому совершенству произведения дизайна, без достаточного обоснования применения выбранного типа цветовой гармонии. Поэтому при выборе и использовании в композиции тех или иных типов (подтипов) цветовых гармоний следует обязательно принимать во внимание следующие факторы, определяющие оправданность, уместность сделанного выбора:
1)функцию объекта (изделия, набора, комплекса, ансамбля, сооружения, здания);
2)социально-культурный смысл объекта для конкретных групп потребителей;
3)конкретную потребительскую ситуацию использования объекта;
4)среду использования и восприятия объекта;
5)особенности конструкции и технологии изготовления объекта;
6)эстетически значимые свойства используемых материалов;
7) эстетические предпочтения соответствующих групп
потребителей;
8)тенденции развития стиля и моды (в том числе в колористике)
аналогичных объекту групп, видов и типов изделий;
9)эстетические предпочтения дизайнера (дизайнеров) — автора (авторов) разработки объекта, художественно осмысливающего всю систему перечисленных факторов;
10)основные принципы и закономерности композиции (в том числе колористической), обеспечивающие достижение целостности формы и художественной выразительности объекта
7.2 Психологические особенности зрительного восприятия цветов, обусловленные различными ассоциациями, впечатлениями, ощущениями. Символическое значение разных цветов
Не только ученым (прежде всего психологам) и художникам, но и обычным людям известно, что разные цвета и их сочетания оказывают различное эмоциональное воздействие на человека: могут вызвать веселость, радость или грусть, печаль, тоску; могут притягивать или отталкивать; возбуждать или успокаивать; беспокоить, волновать, пугать и шокировать, могут что-то выделять или маскировать, камуфлировать; могут вызывать чувство нежности или, наоборот, грубости; создавать впечатление торжественности, величия, возвышенного или, наоборот, обыденного, будничного и даже низменного.
Все эти ощущения основаны как на непосредственных свойствах цветовых тонов, оказывающих влияние на психологию людей, так и на ассоциациях, человеческом опыте, памяти цветовосприятия и отождествления каких-либо цветов с определенными предметами и явлениями, а также с семиотикой цвета, имеющей глубокие корни в многовековой (и даже многотысячелетней) человеческой культуре — материальной, духовной, художественной.
Люди издавна придавали тем или иным цветам определенные символические значения и закрепляли их в культуре племени, народности, нации, человечества. Поскольку развитие культур разных этносов происходило в течение длительного времени относительно замкнуто, изолированно, постольку по отношению к одним и тем же цветам у разных этносов складывалось и закреплялось различное семиотическое отношение. Поэтому в сегодняшней культуре мы имеем символическую многозначность многих из основных спектральных, неспектральных (пурпурных) и ахроматических цветов, а также возможность выражения какого-либо человечески общезначимого понятия (явления) разными цветами (имея ввиду основные цветовые тона).
Без ассоциативного восприятия цветов, сложившегося в человеческой культуре, без всех особенностей психологии зрительного восприятия разных цветов и их сочетаний невозможно было бы формирование и развитие большинства пространственных искусств, равно как и пространственно-временных искусств, в произведениях кото-рых цвет играет чрезвычайно важную роль как активное средство формирования художественных смыслов, воплощаемых в тех или иных системах знаков, свойственных определенным художественным языкам разных видов и жанров искусств. В теме 7 уже упоминалось о психологическом ощущении одних цветов и их оттенков как теплых, а других как холодных, одних как легких, других как тяжелых, одних как выступающих, других как отступающих, одних как возбуждающих, других как успокаивающих. Рассмотрим зрительные впечатления и ассоциации, вызываемые основными спектральными цветами, пурпурными, коричневыми, а также ахроматическими цветами.
Примечания. 1) Светлота (яркость) в этой таблице не рассматривается как одна из трех колориметрических характеристик цвета (наряду с цветовым тоном и насыщенностью). Здесь по этому показателю сравнивается относительная светлота (яркость) каждого из 12 цветов по отношению к другим цветам таблицы как феномен зрительного впечатления. 2) В таблице приводятся характеристики психологического воздействия и символического значения каждого из 12 цветов, взятых изолированно, вне сочетаний друг с другом и иными цветами. Парные, тройные и полихроматические сочетания (хроматических и ахроматических цветов) характеризуются своими особенностями цветового восприятия. Первое ощущение от каждого из рассматриваемых цветов (графа 9 таблицы), психологическое восприятие цвета в целом (графа 10) и основные символические значения этих цветов, их знаково-коммуникативный смысл (графа 11) будут рассмотрены ниже.
1. Красный цвет воспринимается как очень близкий, выступающий; увеличивающий объем в ширину, тяжелый, горячий, яркий, активный, динамичный.
2. Оранжевый цвет — близкий, выступающий; увеличивающий и как бы играющий объемом; легкий, теплый, слепящий, сверкающий, динамичный, подвижный.
3. Желтый цвет — приближающийся, выступающий; слегка увеличивающий объем; яркий, лучистый, струящийся, подвижный, но эфемерный.
4. Зеленый цвет (4.1 — желто-зеленый, 4.2 — зеленый, 4.3 — синевато-зеленый) — два первых воспринимаются как нейтральные, а 3-й —как отступающий; по отношению к увеличению объема — нейтральный; 1-й из оттенков зеленого — легкий, 2-й и 3-й — неопределенные(по впечатлению массы); 1-й — теплый, 2-й — нейтральный, 3-й —прохладный; 1-й — светлый, 2-й — спокойный, 3-й — темный. Повпечатлению движения: 1-й — живой, 2-й — инертный, 3-й — статичный.
5. Голубой цвет — удаляющийся, отступающий; воздушный (по впечатлению объема); легкий, прохладный; светлый или нейтральный; по впечатлению движения — пассивный, спокойный.
6. Синий цвет — далекий, отступающий; уменьшающий объем в ширину; тяжелый; очень холодный, темный, застывший, неподвижный.
7. Фиолетовый цвет — далекий, отступающий; уменьшающий объем, делающий изящнее; тяжелый (светло-фиолетовый, сиреневый — неопределенные); сиреневый — туманно-прохладный, фиолетовый — холодный. Сиреневый воспринимается как светлый, а фиолетовый — очень темный; сиреневый — как спокойный, фиолетовый — как застывший; сиреневый — как грустный, фиолетовый — как утомляющий, угнетающий и даже пугающий.
Здесь речь идет о восприятии только самогkо фиолетового цвета без других цветов. Но если он используется как гармоничный фон для сиреневого, голубого, желтого, золотисто-желтого, серебристого, белого, розового, красного цвета, то впечатление от сочетания фиолетового с этими цветами меняется и его угнетающее, пугающее свойство нейтрализуется.
8. Пурпурные цвета (8.1 — красновато-пурпурный, 8.2 — пурпурный,
8.3. — фиолетовато-пурпурный). 1-й и 2-й оттенки воспринимаются как приближающиеся цвета, а 3-й — как отступающий. Этот цвет играет объемом и чуть его увеличивает (чем теплее, краснее, тем больше); 1-й и 3-й оттенки пурпурного воспринимаются как тяжелые, а 2-й — как неопределенный по массе; по впечатлению температуры: 1-й — теплый, а 2-й и 3-й нейтральные; по яркости (светлоте) — 1-й — яркий, 2-й — нейтральный, а 3-й — темный; по впечатлению движения: 1-й — подвижный, 2-й — спокойный, 3-й — статичный.
9. Коричневые цвета (9.1 — светло-коричневый, разбеленный, 9.2 — коричневый, 9.3 — темно-коричневый). По впечатлению расстояния: 1-й оттенок — нейтральный, 2-й — выступающий, 3-й — далекий. По впечатлению объема: все три — сокращающие объем или нейтральные; по впечатлению массы: 1-й — неопределенный, 2-й и 3-й — тяжелые; по впечатлению температуры: 1-й и 2-й — теплые, 3-й — нейтральный; по впечатлению светлоты: 1-й нейтральный, 2-й и 3-й — темные; по впечатлению движения — все оттенки статичны.
10. Белый цвет — воспринимается как приближающийся, увеличивающий объем; легкий, прохладный, очень светлый, пассивный, спокойный.
11. Серый цвет — (11.1 — светло-серый, 11.2 — серый, 11.3 — темно-серый). Все оттенки воспринимаются по впечатлению расстояния как отступающие, удаляющиеся; все сокращают объем, либонейтральны по этому признаку; 1-й воспринимается легким, второй — неопределенным по массе, 3-й — тяжелым; по впечатлениютемпературы: первые два — нейтральны, третий — холодный; повпечатлению яркости (светлоты): первый — светлый, 2-й — тусклый, 3-й — темный; по впечатлению движения все оттенки серогостатичны.
12. Черный цвет — далекий, отступающий; уменьшающий объем, тяжелый; холодный, мрачный, неподвижный, зkамерший. Как и фиолетовый цвет, при использовании его в качестве фона для многих спектральных (кроме синего и фиолетового) цветов и многих смешанных (кроме темно-коричневого) цветов теряет свойство мрачности — т. е. впечатление, создаваемое одним этим цветом без других цветов.
Здесь вообще следует подчеркнуть, что выше описаны зрительные впечатления, ассоциации, вызываемые рассмотренными цветами, взятыми изолированно, вне сочетаний друг с другом и иными цветами. Парные, тройные и полихроматические сочетания (хроматических и ахроматических цветов) характеризуются своими особенностями цветового восприятия.
Теперь следует остановиться на первом ощущении от рассмотренных цветов и их психологическом целостном ассоциативном восприятии.
1. Красный цвет — возбуждающий, покоряющий, вызывает ощущения тревожности, страсти, жизнеутверждения.
2. Оранжевый цвет — дурманящий, страстный, воспринимается как увлекающий, стимулирующий к деятельности.
3. Желтый цвет — приятный, радостный, психологически воспринимается как живой, веселый, беспечный.
4. Зеленый цвет — свежий, ясный, успокаивающий. Желто-зеленый воспринимается как нежный, а зеленый и темно-зеленый — как спокойные, умиротворяющие, создающие ощущение безопасности.
5. Голубой цвет создает первое впечатление цвета чистого и завораживающего, психологически воспринимается в целом как спокойный, воздушный, прозрачный (ассоциация с голубым куполом неба в ясную погоду).
6. Синий цвет создает первое ощущение некоторой настороженности, психологически воспринимается в целом как строгий, отдаляющий, таинственный.
7. Светло- и темно-фиолетовые цвета создают ощущение грусти (сиреневый) и угнетения, утомления, испуга (фиолетовый).
8. Пурпурные цвета вызывают первое ощущение возбуждения (красновато-пурпурный) и настороженности (пурпурный и пурпурно-фиолетовый). Общее психологическое восприятие пурпурных цветов создает впечатление роскошности, возвышенности, напряженности.
9. Коричневые цвета создают ощущение надежности, покоя. Общее психологическое восприятие светло-коричневого цвета создает впечатление сухости и земной тверди. Два другие оттенка воспринимаются как спокойные, сдержанные, твердые.
10. Белый цвет вызывает первое ощущение чистоты и стерильности, а общее его психологическое восприятие ассоциируется с ясностью, благородством, целомудрием (здесь уже прослеживается связь с символикой этого цвета).
11. Серые цвета создают первое ощущение спокойствия, инертности и психологически создают настроение грусти, меланхолии.
12. Черный цвет вызывает первое ощущение равнодушия или даже угнетения (подобно фиолетовому), психологически воспринимается как цвет печали, грусти, траура, бесконечности.
В заключение рассмотрим основные символические значения всех 12 цветов. Как уже упоминалось в начале темы, большинство цветов семиотически многозначны.
1. Красный цвет символизирует: огонь; любовь; феерию (праздник); мужество, энергию, силу; смелость, достоинство; власть, войну и кровь.
2. Оранжевый цвет — символ тепла, солнца, радости; наслаждения, праздника; великодушия; благородства.
3. Желтый цвет — символ движения, неизменности; чистоты, ясности; уважения, величия; великолепия, богатства.
4. Зеленый цвет символизирует свободу, ликование, надежду; покой, мир; здоровье, спасение; ясность духа; скромность, нежность, кротость (светлый желто-зеленый).
5. Голубой цвет — символ чистоты; разума; постоянства; нежности, добродетели; мира и вечности.
6. Синий цвет — символ чести, верности, искренности; безупречности, непорочности; вселенной.
7. Сиреневый цвет символизирует грусть, печаль, меланхолию (отчасти это верно и для фиолетового цвета). Фиолетовый цвет — символ мудрости, зрелости; господства; высшего разума и космического пространства.
8. Пурпурные цвета символизируют власть, верховенство, высокорожденность, величие; достоинство, силу; могущество, крепость.
9. Коричневые цвета символизируют строгость, сдержанность, постоянство, скрытость, благородство, зрелость.
10. Белый цвет — символ чистоты, мудрости; невинности, безмятежности души; мира; духа просвещения.
11. Серые цвета символизируют строгость, замкнутость, благородство, скромность; печаль, грусть, тоску_
12. Черный цвет — символ постоянства, скромности, торжественности; мира как покоя; ночи; траура и смерти.
Здесь не рассматриваются сочетания цветов как символов геральдики, государственности, самих цветов (по отдельности) как средств кодирования в технике и быту, во всех других областях цветовой символики и тем более символики цветов в религии, мифологии, магии, суевериях.
7.3 Роль цвета в композиции объектов дизайна. возможности использования. типологии цветовых гармоний, учета оптических иллюзий и психологических ассоциаций, вызываемых цветами, для достижении эстетической выразительности, художественной образности и композиционной целостности произведений дизайна
Цвет — самое активное средство гармонизации формы и пространства единичных изделий, их наборов, комплексов и предметной среды в целом.
Цвет — одна из основных закономерностей композиции (колорит как гармонизированный цвет, сочетание цветов) наряду с объемно-пространственной структурой и тектоникой.
Цветовая композиция — составная часть общей композиции
объекта дизайна (как и архитектуры, и прикладного искусства), сливающаяся в неразрывное целое с объемно-пластической и цвето-графической ее составляющими.
Но цвет может стать и самым опасным средством дисгармонии объекта разработки при отсутствии соответствующих знаний в области теории композиции, цветоведения, знаний о многообразной роли цвета в композиции различных объектов и, безусловно, развитого эстетического и художественного вкуса (базирующегося на чувстве меры), таланта, умения, навыков решения разнообразных композиционных задач, в том числе в области колористики.
Рассмотрим цвет как средство композиции в дизайне, выявляющее разные его возможности в процессе и результатах гармонизации объектов дизайн-проектирования. Но сначала необходимо учесть следующее соображение.
Цвет в композиции нельзя рядополагать (как, это увы, нередко делается в различных изданиях, касающихся вопросов композиции), т. е. рассматривать в одном ряду с такими категориями, как пропорции, ритм, масштаб (средства композиции) и симметрия — асимметрия, динамика — статика, контраст — тождество — нюанс, потому что цветовые пятна, фигуры, телkа, линии, точки (из которых могут составляться узоры, орнаменты, шрифты) имеют те или иные пропорциональные отношения, могут образовывать те или иные ритмические повторы, чередования, акцентирование, повторение, нарастание и убывание. Цветовые композиции могут быть асимметричными и симметричными, динамичными и статичными, контрастными и
нюансными.
На цвет в композиции разнообразных двумерных и трехмерных объектов распространяются те же закономерности пропорционирования, ритмизации, масштабирования, создания контрастных или нюансных, симметричных или асимметричных, динамичных или статичных гармонических структур, что и на объемно-пространственные, пластические или линейно-графические виды композиций.
Цветовое восприятие тесно связано с фактурой поверхностей фигур, тел, пространств, которая может иметь различные градацииот глянцевой (полуглянцевой, полуматовой, матовой, шероховатой)до грубо шероховатой. Один и тот же цветовой тон (определеннойдлины волны) при той же насыщенности и светлоте может в зависимости от характера фактуры поверхности восприниматься болеетемным и (или) более светлым, однородным или неоднородным(при бликующей поверхности, отражающей какие-либо элементыфона).
Поэтому точнее говорить не просто о цветовой композиции, а оцветофактурной композиции тех или иных объектов.
На цветофактурные композиции распространяются те же главные принципы, учет которых обеспечивает композиционную целостность объектов, что и на объемно-пространственные, объемно-пластические, линейно-графические, а именно:
1) единство целого и частей формы;
2) соподчиненность элементов формы;
3) уравновешенность элементов формы;
4) соразмерность элементов формы.
Эти принципы тем более важно иметь в виду, что цветофактурные композиции нередко существуют не как самостоятельные гармонические построения, а в качестве составных частей объемно-пространственных, объемно-пластических и линейно-графических видов композиций, будучи с ними тесно связанными и взаимно опосредованными (о чем упоминалось выше).
Итак, проанализируем многообразие возможностей цвета в композиции объектов дизайна.
1. Цвет, как одно из самых активных средств композиции, в первую очередь влияет на эстетическое отношение к объекту до восприятия пространства, объема, пластики формы и ее деталей и остается в памяти дольше всех остальных признаков формы.
2. Цвет активно формирует образные ассоциации, связанные с сущностью объекта и его культурно-смысловым значением для разных социальных групп и индивидов.
Свойства цветовых композиций как ассоциативно-композиционных средств формирования художественных образов издавна используютсяв разных видах искусств. Это образы разных состояний, настроений,характеров, впечатлений, ощущений: например, величавости, солидности, замкнутости, строгости, холодности; или элегантности, изящества, скромности, кротости; или открытости, теплоты, веселости,игривости, задорности, забавности; декоративности или конструктивности, техничности; статичности, покоя или динамичности, активности, стремительности; мягкости, женственности, романтичности или резкости, мужественности, грубости, прозаичности и т. п.
Цветовые композиции могут создавать впечатления различных времен года, суток, разных состояний погоды, характерных климатических зон; вызывать ощущения радости и горя; тревоги и покоя, безмятежности; создавать впечатление о молодости, юности, зрелости и старости; о жизни и смерти; природе и космосе.
3. Цвет является одним из активных средств новизны, оригинальности композиции благодаря новаторскому подходу к использованиюцвета, сочетаний цветов для уже известного объекта (изделия данноговида, типа, набора, ансамбля изделий, предметной среды) и тем болеедля в той или иной степени нового по функции, конструкции, формеобъекта, создаваемого на основе новых материалов и технологий ихобработки (переработки, отделки).
4. Цвет — одно из активных средств модных инноваций. Мода вводит нормативно (как регулятор массового поведения людей, ориентирующихся на модные ценности, воплощаемые в модных стандартах и объектах) те или иные цвета и цветосочетания в разряд современных («мода» и «современность» — понятия взаимосвязанные), эстетически и престижно ценных в определенный период цикла функционирования моды.
Всем известны выражения: «сегодня, завтра (в этом сезоне, в этом году) в моде будут такие-то цвета, их сочетания»; «мужчинам (женщинам), юношам, девушкам (вообще молодежи) рекомендуется носить (шить, покупать) одежду, белье, обувь, головные уборы таких-то__ цветов». Или — «в моде занавеси, портьеры, ковры, скатерти, мебельные ткани, мебель таких-то цветов». Или — «в моде бытовая техника таких-то цветов» и даже — «автомобили таких-то цветов».
5. Цвет является средством интеграции, объединения, введения в определенный стилевой ряд различных предметов, составляющих функциональный, ситуативный, потребительский набор (комплект, гарнитур, сервиз, ансамбль). Это могут быть объединенные какими-либоцветами (их сочетаниями) ансамбли одежды, гарнитуры белья; мебели; сервизы посуды (столовой, чайной, винной, кухонной); наборыпарфюмерно-косметических изделий; наборы (гарнитуры) украшений; комплектов светильников; наборы инструментов разного рода,спортивного инвентаря; игрушек.
Цветовое единство здесь может дополнять композиционно-стилевое единство формы как однохарактерных предметов, так и предме-тов, имеющих свои стилевые особенности, но объединенных в функциональный, средовой, ситуативный ансамбль.
6. Цвет в интерьере часто служит решению задачи соподчинения, объединения, уравновешивания разных по стилевому характеру, форме,величине, пространственной ориентации предметов в единой среде.
Но он может, при необходимости, служить решению задачи выделения, акцентирования какого-либо объекта в общем ансамбле.
7. Цвет в интерьере служит средством объединения или расчленения плоскостей стен, потолка, пола, проемов окон и дверей. Цвет помогаетсоздавать нужное впечатление от пространства: зрительно его увеличивать или уменьшать благодаря использованию как расчленяющих полос и плоскостей, так и свойств «выступающих» (теплых) и «отступающих»(холодных) цветов, а также тех или иных оптических иллюзий. Впечатление зрительного увеличения или уменьшения объема помещения или предмета создается применением «легких» и «тяжелых»цветов, ярких (чистых) насыщенных или ненасыщенных цветов (разбеленных или зачерненных).Цветографические композиции (орнаментальные узоры, надписи, знаки, символы, декоративные элементы таких композиций) способствуют расчленению плоскостей пространственных или объемнопластических объектов.
8. Цвет используется для выделения, подчеркивания тех или иных элементов конструкции изделий, самих конструктивных соединений, сочленений в самых разных объектах дизайна (как и архитектуры) — в одежде, обуви, мебели, утвари, приборах, машинах, инструментах, разногорода сооружениях, зданиях.
В архитектуре давно и широко используется прием цветового выделения крыш, козырьков, башен, шпилей, дверей, ворот, балконов, лоджий, мансард, наличников дверей и окон; подчеркивания горизонтальных и вертикальных конструктивных и пластических членений зданий. В архитектуре эпох готики, барокко, рококо, классицизма, ампира, модерна, периода историзма (эклектики) лепной орнамент на зданиях также выделялся цветом.
Подобные же приемы использовались и используются (с учетом особенностей архитектуры) в цветовом решении загородных индивидуальных домов: вилл, коттеджей, дач, крестьянских домов.
Давно известны приемы выделения деревянной конструктивной основы (каркаса) дkома в некогда строившихся в Европе фахверковых зданиях (Fachwerkteile).
Стены таких домов обычно белились (по штукатурке), а деревянные (обычно дубовые) конструкции каркаса, выходящие на поверхности стен дома (заподлицо с ними), окрашивались в темно-коричневый (или черный) цвет.
Приемы выделения цветом конструктивных элементов нередко используются дизайнерами транспортных средств, мебели, бытовых и производственных машин и приборов, светильников, часов, кухонной посуды, утвари, сумок, чемоданов, портфелей и т. п.
9. Технология изготовления и отделки изделий также может отражаться в их цветовом решении. Например, изделия, изготовленные методом вакуумной формовки, прессования, экструзии из пластмасс, имеющих конструктивно нерасчлененную целостную форму, как правило, выполняются целиком одноцветными.
10. Естественные (природные) цветовые особенности различных конструкционных и отделочных материалов, проявляющиеся в их колорите, текстуре и фактуре, широко используются в цветовых композициях изделий, изготовленных из дерева, металла, камня,рога, кости, стекла, перламутра, жемчуга, кожи, шерсти, меха ит. п. с соответствующей обработкой этих природных материалов,выявляющей их декоративные (в том числе колористические)свойства.
11. Цветом можно привлекать внимание к функциональным и декоративным деталям объекта, выделяя их в общей цветовой композиции, акцентируя на них внимание. На многих бытовых производственныхприборах, механизмах, машинах цветом (иногда светящимся цветом)выделяются рабочие органы, индикаторы, табло, знаки, индексы,надписи и другая информация. Цветом акцентируются нередко элементы орнамента на посуде, обоях, тканях, одежде, обуви, штучных текстильных изделиях, украшениях и т. д.
Акцентирование цветом необходимых элементов композиции давно и успешно используется в рекламе разных видов: цветом выделяются главные надписи, фирменные знаки, зоны, плоскости, участки графической рекламы, фоны для изображений.
Подобные приемы широко используются и в плакатной графике, в уличной рекламе (в том числе светящейся и динамической), а также на упаковке изделий-товаров; в рекламе сопроводительной документации, на ярлыках, этикетках товаров; в рекламных каталогах, буклетах, проспектах.
12. И, наоборот, цветом при необходимости, в соответствии с
композиционно-стилевым замыслом обобщают все детали формы того или иного объекта дизайна, строя композицию на эквитональных или даже тождественных цветовых отношениях. Здесь в отличие от акцентирования, основанного на контрасте, используются принципынюансных отношений.
Во многих объектах дизайна для достижения целостности, выразительности и образности формы используются, взаимно дополняя друг друга, цветовые приемы контраста, тождества и нюанса, равно как исоответствующие сущности объекта и художественным задачам различные приемы цветового пропорционирования, ритмиза
Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 2794;