Экономическая политика коммунистов
Экономическая система России до октября 1917 года включала в себя: государственные, акционерные и кооперативные предприятия. Распределение осуществлялось через рынок средств производства, товаров и труда. Стремясь к власти, марксисты так и не создали модели новой экономики. Утверждения о загнивании ведущих индустриальных государств, о скорой социалистической революции выдавали желаемое за действительное. Резко осуждая паразитизм западных монополий, В. Ульянов надеялся, что государство коммунистов сможет устранить недостатки монополизма. При этом особую роль вождь отводил использованию такого немецкого опыта как всеобщая трудовая повинность и нормированное снабжение продовольствием.
Оказавшись у власти, коммунисты вынуждены были экспериментировать на ходу. Строить новый экономический порядок они пытались от противного: ликвидировать частную собственность, внедрить плановое развитие вместо свободного рынка. Ульянову, Преображенскому, Пятакову, Бронштейну, Бухарину и другим очень хотелось совершить скачок в коммунизм. Главным средством для достижения этой цели было избрано тотальное огосударствление. Государство объявило себя собственником всех земель, заводов, банков, бань, родильных домов, театров, музеев, тканей, кожаной одежды, аптек, спиртных напитков, изобретений, моргов, кладбищ и так далее.
Коммунистическое государство отняло предприятия не только у частных лиц, но и у общественных организаций: Всероссийского союза городов, Всероссийского земского союза, у Российского общества Красного Креста. Государство присвоило себе также акционерные предприятия. Захватив все это, коммунисты долго не могли наладть ни эффективного производства, ни справедливого распределения. Экономическая заинтересованность заменялась внеэкономическим принуждением. Резко возросло количество чиновников-контролеров. Следуя путем внеэкономического принуждения, коммунисты неизбежно пришли к системе государственных повинностей и наказаний за их невыполнение. Специальные продовольственные армии взымали с крестьян зерно, масло, мясо, мясо птицы, мед, кожи и тому подобное. Крестьянам запретили продавать свою продукцию на рынке. Веками существовавшей торговле приклеили ярлык «спекуляции». Печально знаменитый «Декрет о спекуляции» от 22 июля 1918 года фактически запрещал всякую негосударственную торговлю, устанавливал так называемые «твердые цены»[117]. То есть такие цены, которые не давали прибыли и не покрывали издержек производства. С целью оправдать грабеж крестьян, В. Ульянов пустил в оборот термины: «излишки», «кулак», «мироед». Зерно, скот, деньги не могут быть лишними. «Излишки» появляются лишь гогда когда власть произвольно устанавливает норму питания, размера хозяйства, накопления. Кличкой «кулак» называли рачительного хозяина, труженика, семьянина, верующего. Подобная дискредитация как бы оправдывала последующие репрессии «спекулянтов» и «кулаков». Указом от 3 февраля 1920 года вводилась всеобщая трудовая повинность по: заготовке топлива, уборке урожая, строительству государственных объектов, ремонту дорог, очистке железных дорог от снега, реревозке государственных грузов. Насильно мобилизованные люди уклонялись от бесплатной работы. 27 апреля 1920 года СНК вводил следующие наказания за прогулы: денежные вычеты из жалования, сокращение пайка, заключение в концлагерь.
В конце 1920 года кремлевские вожди предприняли новую попытку скачка к коммунизму. Был взят курс на милитаризацию труда, ликвидацию товарно-денежных отношений. Развал финансовой системы коммунисты ставили себе в заслугу. Бывшие имения помещиков передали совхозам. Надежды крестьян получить в награду за разгром «белых» земли помещиков лопнули. Более того, с декабря 1920 года крестьян стали насильственно объединять в коммуны. Комиссары пытались обобществить семенное зерно для будущего коллективного весеннего сева. Крестьяне восстали. Восстала и Кронштадтская крепость. В. Ульянов был вынужден спешно менять политику чтобы удержаться у власти.
Коммунистическая литература представляет политику военного коммунизма как временную меру, вынужденную войной. Это тавтология. Прежде всего политика военного коммунизма оформилась в конце 1920 года, когда победа Красной Армии была близка. В военном коммунизме преобладали доктринальные причины. Прямой продуктообмен рассматривался ленинцами как кратчайший путь к коммунизму. Реальная жизнь отвергла марксистские схемы. Миллионы россиян не желали жить по новым противоестественным декретам. Оказалось, что научный коммунизм Маркса и Ленина также утопичен как и его предшественники. Весь коммунизм утопичен и не может быть иным. Этот вывод достался нашей стране слишком большой ценой. Воплощение утопии возможно только насилием. Страшна не утопия сама по себе, а утопия у власти.
Самый большой миф советской историографиии — это гениальное ленинское учение о новой экономической политике. Историки коммунисты замалчивают, что прежний великий план коммунистического строительства, принятый в декабре 1920 года, лопнул уже через три месяца под напором крестьянских восстаний. В марте 1921 года В. Ульянов спешно провозгласил так называемую новую экономическую политику. Правительство обещало снизить поборы с крестьян, разрешить торговлю, допустить частника в производство, сферу обслуживания. В. Ульянов разрешил аренду, концессии. Тем не менее эти факты не позволяют утверждать о перемене воззрений вождя на социализм. В концепции новой экономической политики масса пробелов, недомолвок, позволяющих произвольно ее трактовать. Вначале утверждалось, что НЭП всерьез и надолго, а через год глава партии и правительства объявил отступление законченным. Конституция, программа партии остались прежними. В каждом выступлении В. Ульянов подчеркивал незыблемость диктатуры пролетариата. Силовые структуры государства постоянно укреплялись. Разумеется, налог лучше развертки[118]. Однако право устанавливать налоги осталось у тех, кто им пользовался ранее. Кроме того, налог взымался взависимости от разрядов урожайности, которые определялись из центра. Завышая разряд урожайности, правительство увеличивало сумму налога. Чтобы облегчить свое положение крестьяне скрывали от чиновников подлинный размер посевных площадей. Иными словами произошло временное ослабление нажима, но политика военно-феодальной эксплуатации крестьянства продолжалась.
Налоги на нэпманов носили характер контррибуций. Вкладывать деньги в производство было невыгодно. Предприниматели устремились в сферу торговли, где капитал оборачивался быстрее. Концессии не получили должного развития, так как СНК выдвигал неприемлимые условия для западных инвесторов. В 1923 году правительство предприняло попытку совершить очередной скачок в накоплении средств. Резко подняли цены на продукцию промышленности. Диспропорция цен привела к затовариванию, к остановке многих заводов.
Значение новой экономической политики явно преувеличено, поскольку она изучается изолировано. Если же взять за основу иную периодизацию истории России, то 1917-1993 годы можно определить как господство коммунистической редистрибутивной экономики, а 1921-1927 годы как этап временного ослабления режима, частичную его либерализацию. Таким образом, НЭП — это робкая половинчатая реформа в экономике, которая не сопровождалась изменениями в политической системе. В этом причина довольно быстрого падения нэпа. Диктатура пролетариата и экономическая свобода несовместимы. Попытки повторить НЭП можно проследить на экономических реформах 70-х годов, а таже в годы перестройки. Результат был прежним. Реформы в эеономике и политике должны идти одновременно.
Наука и культура
В 18-19 веках наука и культура России добилась больших успехов, признания в цивилизованном мире. Семь лет войны (1914-1921) изменили культурную среду. Погибли талантливые люди, разграблены храмы, музеи, сожжены библиотеки. Мужчины и женщины ожесточились, огрубели. Произошел, как отмечал П. Сорокин, естественный антиотбор. Укрепление коммунистической диктатуры сопровождалось новыми ударами по культуре. Жизнь показала, что диктатура и культура несовместимы. У россиян отнимались дома, картины, книги, драгоценности, музыкальные инструменты, лубочные картинки. Государство национализировало Московскую художественную галерею имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, художественную галерею С. И. Щукина и другие музеи.
Декрет СНК от 30 марта 1918 года подтвердил право вдовы Л. Толстого на пенсию в 10 000 рублей, назначенную ей в 1910 году, и постановление местных крестьян, что усадьба «Ясная Поляна» находится в пожизненном пользовании Софьи Александровны. Однако уже 10 июля 1921 года хозяином «Ясной Поляны» стал Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения) руководимый Н.Крупской[119]. Родственники великого писателя вынуждены были эмигрировать. Монополия государства распространялась на все, даже на нотные музыкальные магазины. М. Горький не принял коммунистический переворот. Уже в ноябре 1920 года он напечатал в своей газете следующие строки : «Ленин, Троцкий и сочувствующие им уже отравились гнилым ядом власти, о чем свидетельствует их позорное отношение к свободе слова, личности и ко сей сумме тех прав, за торжество которых боролась демократия. Слепые фанатики и бессовестные авантюристы сломя голову мчатся якобы по пути «социальной революции» — на самом деле это путь к анархии, к гибели пролетариата и революции. На этом пути Ленин и соратники его считают возможным совершать все преступления, вроде бойни под Петербургом, разгрома Москвы, уничтожения свободы слова, бессмысленных арестов — все мерзости, которые делали Плеве и Столыпин. Конечно Столыпин и Плеве шли против демократии, против всего живого и честного в России, а за Лениным идет довольно значительная — пока — часть рабочих, но я верю, что разум рабочего класса, его сознание своих исторических задач скоро откроют пролетариату глаза на всю несбыточность обещаний Ленина, на всю глубину его безумия и его Нечаевсско-Бакунинский анархизм. Рабочий класс не может не понять, что Ленин на его шкуре, на его крови производит только некий опыт, стремится довести революционное настроение пролетариата до последней крайности и посмотреть — что из этого выйдет?»[120].
С резкой критикой коммунистических экспериментов вытупил В. Короленко. В 1920 году, незадолго до смерти, писатель направил ряд писем министру культуры А. Луначарскому. Ответа не последовало. Главным ведомством так называемого политического просвещения масс руководила Надежда Купская. По указаниям жены вождя из библиотек изымались неугодные коммунистам произведения Аверченко, Вербицкой, Арцибашева, Дюма (отца), Данилевского, Загоскина, Зайцева Бориса, Лескова, Мережковского, Потапенко, Сенкевича, Сологуба, Толстого, Немировича-Данченко, Ницше, Канта, Шопенгауэра, Маха, Спенсера и так далее. Многие талантливые писатели эмигрировали: М.Алданов, К. Бальмонт, И. Бунин, З. Гиппиус, А. Куприн, Д. Мережковский, С. Черный, В. Ходасевич, М. Цветаева, В. Набоков и другие[121]. В октябре 1921 года М. Горький выехал из России формально для лечения. Изгнанный из России Иван Бунин первым из русских получил Нобелевскую премию. «Если бы даже наш исход из России, — писал он в 1924 году, — был бы только инстинктивным протестом против душегубства и разрушительства, воцарившегося там, то и тогда нужно было сказать: «Взгляни мир, на этот великий исход и осмысли его значение. Вот перед тобой миллион из числа лучших русских душ, свидетельствующих, что не вся Россия приемлет власть, низость и злодеяния ее захватчиков»[122].
Более 10 миллионов русских эмигрантов — таков трагический итог гражданской войны. Но за пределами России оказались не только отступившие за ее рубежи 1 500 щщщ военнослужащих. Вместе с ними навсегда покинул родину цвет русской нации — ее интеллектуальная элита. Публикации последних лет у нас — лишь подводная часть эмигрантского литературного айсберга. Ведь только с 1917 по 1924 годы белоэмигрантами было издано 3 735 книг и брошюр — художественная, мемуарная, научная, богословская литература. В эти же годы в Чехословакии издавалось 30 русских журналов, в Югославии — 25, 39 — в Германии, 52 — во Франции[123].
Трагична судьба писателей, которым не удалось эмигрировать. В 1918 году в Петрограде ЧК расстреляла поэта Н. Гумилева. Его подозревали в заговоре против советской власти. В 1920 году ЧК арестовала С. Есенина, но через нелелю освободила. В 1921 году похоронили А. Блока и В. Короленко. Власти не выпустили их на лечение за границу. По мнению публициста В.Солоухина, их отравили[124]. Н. Бухарин и другие партийные функционеры травили великого руского поэта Сергея Есенина. Обстоятельства его гибели до сих пор окружены тайной.
Огромный урон нанесли большевистские комиссары историческим памятникам. Рушились художественные монументы в Москве и Петрограде. Переехав в Москву, В. Ленин уничтожил памятник Александру Второму в Кремле, царю, освободившему Болгарию от турецкого ига, отменившему крепостное право. Одновременно Ленин уничтожил памятник Александру III около Храма Христа Спасителя. Храм был взорван в 1931 году. В Кремле же уничтожены Чудов и Вознесенский монастыри вместе с могилами наших предков[125]. Вскоре площади городов покрылись многочисленными памятниками В. Ульянову. Православные храмы подвергались осквернению. Особую активность в этом неблаговидном деле проявлял М. Губельман (Ярославский). В строго секретном письме для членов Политбюро от 1889 марта 1922 года В. Ульянов настаивал на массовых расстрелах верующих. А между тем в газетах сообщалось, что никаких репрессий не будет[126].
Двойная мораль В.Ульянова выпирает также из постановления СНК от 26 октября 1920 года. Документ лаконичен, всего из трех пунктов: «1.Предложить Наркомвнешторгу организовать сбор антикварных вещей, отобранных Петроградской экспертной комиссией, и установить премию за быстрейшую и выгоднейшую продажу их за границей. 2. Вопрос о количестве и норме пайков для экспертной комиссии передать на разрешение комиссии рабочего снабжения. В случае если не будет достигнуто соглашение с т. Лежавой — внести в СНК. 3. Поручить Наркомвнешторгу специально рассмотреть вопрос о создании аналогичной комиссии в Москве и в случае признания целесообразным организовать ее. Назначить доклад Т.Лежавы в СНК через месяц о том, как идет практически исполнение принятого постановления»[127] Из Эрмитажа и других музеев уплыли за океан более пяти тысяч бесценных картин Рембрандта, Тициана, Рафаэля, Веласкеса, Дюрера, Босха, Микеланжело. Американец А.Хаммер, как сын коммуниста, пользовался особым покровительством В. Ульянова. Он скупал и вывозил русские ценности вагонами. Под Вашингтоном существует музей, где специально выставлены русские дворцовые ценности. Вырученные деньги ушли на финансирование коммунистического движения в Европе.
В 1918 году власти закрыли Народный университет А. Шанявского по причине инакомыслия профессоров. Университет работал с 1908 года и давал всем желающим среднее и высшее образование. В здании университета разместили партийную школу. Коммунисты отменили автономию высшей школы и начали грубо вмешиваться в ее дела. С октября 1918 года правительство упразднило ученые степени и звания. Ученые остались без средств к существованию. В 1918-1919 годах от голода погибли 7 академиков из 45. Профессура страны отвергла коммунистическую риторику. Вожди большевиков казались гениальными лишь малограмотным людям. Однако против аргументов настоящей науки лининцы оказались бессильными. Своих оппонентов В. Ульянов победил только с помощью репрессивного аппарата. В 1922 году СНК выслал за границу более двухсот оппозиционных ученых: Н. Бердяява, Б. Бруцкуса, А. Кизиветера, П. Сорокина, С. Франка и других. Был выслан также Ефим Зубашев — первый ректор ТПУ, ученик Д. Менделеева. В. Ульянов говорил: «Интеллигенция мнит себя мозгом нации; на деле она не мозг, а говно».
Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 752;