Исторические предпосылки возникновения права
История показывает, что право, как и государство, существовали не всегда. Отношения в первобытной общине регулировались посредством родовых обычаев, которые по своему характеру выступали как «мононормы», то есть они охватывали все случаи данного вида отношений и распространялись на все случаи жизни. При этом они не были дифференцированы ни по характеру велений (запрет, обязывание, дозволение), ни по социальному характеру (моральные, религиозные, правовые). Данный характер мононорм определялся простотой общественных отношений внутри рода и был адекватен общественным условиям того времени (первобытная общественная собственность, особая социальная организация). Эта система была нацелена на сохранение и функционирование компактной группы целого - рода, племени. Эти нормы нигде не записывались и сохранялись в сознании людей. Их выполнение обеспечивалось силой привычки и не нужно было какой-либо специальной силы, кроме общественного мнения и общественного воздействия членов рода.
Однако с развитием общества, с расширением сферы общественных отношений, появления новых их видов постепенно происходит развал «монизма» норм, осуществляется их дифференциация.
Из общего единого комплекса норм вначале выделяются нормы-запреты. Эти запреты, известные как «табу», стали ограждать род от возможного вырождения в силу кровосмешения, от разрушительного действия сил природы в результате деятельности человек (пожары, уничтожение флоры и фауны). Но поскольку запреты предполагали бездействие, они сковывали инициативу членов общества. Новые отношения требовали ее развития. Поэтому постепенно появились веления-обязанности, а затем и дозволения.
Одновременно происходила и дифференциация предписаний по характеру. В частности, регулирующее значение придавалось мифам, сагам, сказаниям о богах, появились зачатки религии и, соответственно, появились религиозные нормы с уяснением общинниками своего места в общине, осознании своего «я». Постепенно развивались представления о добре и зле, справедливом и несправедливом, что привело к формированию моральных представлений и норм. На определенном этапе развития общества возникают специфические нормы – правовые.
Их образование связано с экономическим развитием рода и с социальной дифференциацией его членов.
Разложение рода, его деформация связана, прежде всего, с имущественным расслоением людей. В этих условиях социального и имущественного неравенства существующие обычаи, регулирующие принципиально иные отношения, уже не могли обеспечивать нормальное функционирование общества. Потребовались новые нормы, которые закрепили бы социальное неравенство, эксплуатацию. Нарождающийся класс эксплуататоров должен был не только обеспечить силовую защиту этих отношений с помощью государства, но и закрепить их нормативно, формально утверждая установившийся порядок, поддерживаемый государственной властью. Поскольку новые нормы, не отражали интересы всего общества и могли нарушаться, потребовалось наличие специальных органов, реализующих принудительные меры к нарушителям этих норм.
Другой причиной и условием образования права явились экономические факторы. Возникновение частной собственности породило отношения между собственниками (купля-продажа, мена, дарение и т.д.). А эти отношения требовали определенного порядка их осуществления. Поскольку обычные нормы, регулирующие отношения экономического равенства, не работали в новых условиях, потребовались принципиально иные нормы. Они требовали других способов образования, форм существования и защиты. Ими и стали нормы права.
Таким образом, право возникло с исторической неизбежностью как средство обеспечения порядка в классовом, государственно организованном обществе, основанном на частной собственности. В этих условиях оно отражало и защищало интересы экономически господствующего класса и обеспечивалось принудительной силой государства.
Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 1647;