Композиция и свет в художественном оформлении и дизайне
Композиция и цвет являются важнейшими изобразительно – выразительными средствами художественного проектирования. От них во многом зависит эстетическая и смысловая ценность работы художника.
Понятие о композиции. Композиция – это конкретное построение, внутренняя структура произведения: подбор, группировка и последовательность изобразительных приемов, организующих идейно – художественное целое. Примечательно, что латинское слово «компонере» означает «сочинять», «располагать», «составлять». Художник так располагает детали, линии, пятна цвета и света, чтобы его произведение было максимально выразительным и вместе с тем обладало прекрасным качеством целостности по принципу все закончено, все работает, ничего лишнего, а каждая деталь на свое месте.
В известной картине И.Е. Репина «Не ждали» слева от двери на веранду мы видим темную ножку стула. Попробуйте прикрыть ее пальцем и вообразить, что там пустое место. Вы сразу почувствуете – эта пустота раздражает, комната превращается в длинный коридор, масса темных пятен в правой части картины начинает «перевешивать», тянуть картину вправо, вниз. Тот, кого не «ждали», не останавливается, а продолжает двигаться дальше, он словно проходит мимо смотрящих на него людей. Вот, оказывается, какова композиционная роль небольшой, как будто малозначительной детали – ножки стула!
Изобразительная плоскость. Рисунок должен всегда правильно взаимодействовать с изобразительною плоскостью (например, листом бумаги), создавать гармоничный контакт. Если изображение мало, велико, сдвинуто, на поверхности создается большой фон, то рисунок и изобразительная плоскость вступают в конфликт. Чтобы подобного не происходило, оформитель обязан продумать размеры рисунка и найти для него должное место на плоскости. При этом важно решить, каким будет расположение листа, вертикальным или горизонтальным. Это будет зависеть от композиционного сюжета.
В композиции важно все: массы предметов, их силуэты, их зрительный «вес», колорит картины, группировка действующих лиц, направление линии перспективного сокращения предметов, распределение светотени, интенсивность цвета; позы, жесты и перспектива.
Перспектива. Перспектива – искусство изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено степенью их отдаленности от точки наблюдения.
В той же картине И. Репина взгляды всех присутствующих устремлены на вошедшего мужчину в одежде ссыльного, и почти все перспективные линии идут к его фигуре. Фигура представлена в свободном пространстве как силуэт на более сложном фоне. Цвет арестантской одежды гармонирует с цветом всех остальных предметов в комнате. Вместе с тем он нигде более не повторяется (в отличие от черных тонов) и поэтому помогает выделить главную фигуру и тем самым выразить основное содержание картины.
Перспектива предполагает воображаемую линию горизонта и точку зрения на изображаемое. Точка зрения может находиться на уровне глаз, сверху (с «птичьего полета») или снизу (так называемая «лягушачья перспектива»). Существуют различные виды перспективы, в том числе:
1. воздушная
2. панорамная
3. плафонная
4. театральная
5. рельефная
6. диорамная
7. архитектурная
8. стереоскопическая
9. военная
10. линейная и др.
Одним из видов перспектив является линейная перспектива. Она имеет свои законы:
1. Если линии в пространстве параллельны, но их перспективы проходят через общую точку схода;
2. Вертикальные линии всегда вертикальны;
3. По мере удаления от картины равных отрезков их перспектива уменьшается пропорционально удалению;
4. Круг в горизонтальной плоскости приобретает форму овала.
Композиционные средства выражения. К композиционным средствам выражения в художественно-оформительской и дизайнерской практике относятся:
1. Ритм
2. Симметрия
3. Асимметрия
4. Равновесие
5. Контраст
6. Нюанс
Ритм- повтор и чередование изображаемых фигур на изобразительной плоскости. Ритм задается ритмическими элементами: акцентом и интервалом (например, фигура-расстояние между фигурами). Акценты и интервалы образуют ряд художественного произведения.
Симметрия – равное, однообразное расположение изображаемых фигур. Симметрия создает гармонию и соразмерность в рисунке.
Асимметрия – отсутствие симметрии, обладает способностью придавать художественной форме динамику, движение.
Равновесие – относительно одинаковое размещение зрительного веса массы изображаемых предметов. Равновесие может быть легким и тяжелым. Для достижения легкого равновесия используются предметы небольшого размера, сильно изрезанные контуры, светлоокрашенные поверхности. Чтобы добиться тяжелого равновесия, помещаются крупные предметы с упрощенными контурами и темноокрашенные поверхности.
Контраст – несхожесть качеств, признаков, противоречивость сторон изображаемого. Контраст - своеобразное воплощение единства и борьбы противоположностей. В картине В.М. Васнецова «Богатыри» исполинские фигуры контрастируют с маленькими деревьями. Если деревья прикрыть рукой, то фигуры измельчают. Контраст может достигаться не только величиной изображаемого, но и тоном (например, сочетанием красного и зеленого), а так же светлой и цветной теплотой.
Нюанс – выразительное средство, обеспечивающее целостность и гармоничность изображаемого предмета через создание тонкого различия. Чаще всего нюансы создаются при помощи сочетания цветов, например:
а) белый и светло – серый
б) черный и фиолетовый
в) белый и розовый
г) фиолетовый и темно – фиолетовый
Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 1584;