Текстовый элемент и шрифт
Характеристика текстового элемента. Шрифт как средство графической выразительности текста. В художественно-дизайнерской практике широко используется и такое изобразительно-выразительное средство, как текстовый элемент – информация, выраженная в словесной форме. Средством графической выразительности текстового элемента является шрифт – рисунок, начертание букв. Шрифт – это важная область графического искусства. От рисунка каждой отдельной буквы, из которых складывается слово, строка, весь текст, от его красоты, ясности, конструктивной точности зависит удобство и легкость чтения, а значит, и восприятие изобразительной формы.
Без шрифта невозможно создание плаката, афиши, рекламы, вывески и т. д. Каждая область применения шрифта предъявляет к нему свои особые , специфические требования, которые обязательно должен учитывать художник-дизайнер в своей работе над ним. Главным из требований выступает единство изображения шрифта, в котором каждая буква служит частью общей композиции.
Шрифт подчиняется рассмотренным ранее законам композиции. Для грамотного композиционного решения необходимо найти оптимальные пропорции и пятно текстового изображения. В силу повышенной смысловой информационной нагрузки шрифт должен соответствовать эстетической задаче, поставленной теме и применяемым изобразительно-выразительным средствам. Это достигается:
а) массой шрифта
б) целостной компоновкой на изобразительной плоскости
в) грамотной прорисовкой
г) выбором верного художественно-стилевого решения
д) техническим мастерством
Умение чувствовать поверхность, находить условно-плоскостную трактовку изображения в сочетании с эстетически выразительным шрифтом является показателем хорошей графической школы художника-дизайнера.
Классификация шрифтов. В практике художников различных профилей принято использовать классификацию шрифтов в зависимости:
1. от их исторической последовательности
2. начертания
3. графических признаков
В-первых шрифты различают:
а) по соотношению штрихов
б) по наличию и форме засечек. Это шрифты:
1. типа гуманистической антиквы (ренессанс-антиква)
2. типа переходной антиквы (барокко-антиква) или новой антиквы (классическая антиква)
3. брусковые (типа египетского и его подвидов – кларендон, итальянский)
4. рубленые (типа гротеска)
5. типа антиквы-гротеска
6. типа ленточной антиквы
7. типа антиквы пером
Коме перечисленных существуют так называемые свободные шрифты:
1. декоративные
2. каллиграфические
3. кистевые
4. имитационные и др.
Во-вторых, шрифты подразделяются:
а) по характеру начертания – прямой, наклонный, курсивный
б) по плотности – нормальный, широкий (сверхширокий), узкий (сверхузкий)
в)по насыщенности – светлый, полужирный, жирный (чверхсветлый, сверхжирный)
В-третьих, шрифты подразделяются в зависимости от графических признаков. Поскольку таковых множество, авторы считают нецелесообразным проводить детальное рассмотрение классификационных отличий шрифтов по данному критерию.
В практике художников-дизайнеров чаще всего применяются два шрифта: 1.рубленный (гротеск) и 2.контрастный шрифт. Рубленый шрифт отличает равная толщина основных и вспомогательных шрифтов и полное отсутствие засечек. Контрастный шрифт имеет контрастное соотношение вертикальных и горизонтальных линий, обладает большей декоративностью, засечками.
Основные теоретические требования, предъявляемые к исполнению шрифта. Исполнение шрифтовых работ является непростой задачей художника-дизайнера. Для ее успешного решения необходимо знать и умело применять на практике основные теоретические требования, предъявляемые к исполнению шрифта:
1. четкость
2. ясность
3. удобочитаемость
4. простота графических форм
5. органическая связь рисунка букв с содержанием текста (образность шрифта)
6. зависимость рисунка букв от техники исполнения
7. выбор ритма шрифта
8. цветовая гармония
9. стилевое единство используемых шрифтов
10. смысловая акцентировка в шрифтовой композиции
11. целостность
12. композиционная слаженность всего построения
Правила работы со шрифтами. В ходе художественно-оформительской и дизайнерской практики появились следующие правила работы со шрифтами:
1. важный и более насыщенный цветом текст (например заголовок) лучше размещать в верхней половине изобразительной плоскости
2. зрительно наиболее весомую часть текста не надо помещать в самый центр
3. в нижней части изобразительной плоскости должно быть больше свободного фона, чем в верхней части
4. не следует перегружать шрифтовой объем обилием красок (как правило, не более 2-3 цветов помимо фона)
5. теплые и холодные цвета не должны встречаться на одной и той же изобразительной плоскости в равном объеме, один из цветовых родов должен преобладать
6. нежелательны переносы в словах
7. следует вносить оптические оправки на возникающие зрительные иллюзии:
а) горизонтальная линия, проведенная точно посредине, будет казаться ниже своего реального положения, ее следует проводить несколько выше геометрической середины
б) некоторые буквы алфавита при их одинаковом удалении от соседних букв создают зрительное ощущение «разрыва» со словом ввиду наличия малого оптического поля буквы. Такие буквы называются открытыми буквами. Для устранения указанной иллюзии необходимо сокращать расстояние между буквами в процессе выполнения шрифтовых работ.
Шрифтовые математические расчеты. В целях достижения благоприятного зрительного восприятия, наряду с перечисленными правилами, при выполнении шрифтовых работ принято проводить несложные математические расчеты:
1. размер шрифта зависит от формата изобразительной плоскости, а также от расстояния между объектом – носителем шрифта и зрителем
2. соотношение толщины основного штриха и внутребуквенного просвета желательно иметь в пределах от1:1 до 1:4
3. межбуквенные пробелы в строке не должны быть как чрезмерно разряженными, так и неоправданно близкими
4. оптимальное соотношение ширины буквы к ее высоте – 3:5, 4:5
5. оптимальное соотношение толщины обводки и высоты лежит в пределах от1:6 до 1:10 (для букв) и от1:4,5 до1:6 (для цифр)
Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 1931;