Диапазон волн для видимого оптического спектра
Длина световой волны | Видимый свет |
760 - 620 | красный |
620 - 590 | оранжевый |
590 - 560 | желтый |
560 – 530 | Желто - зеленый |
530 - 500 | зеленый |
500 - 470 | голубой |
470 - 430 | синий |
430 - 380 | фиолетовый |
Тела, отражающие и поглощающие различные цветовые лучи в равной мере, бывают белые, серые и черные и называются ахроматическими. Причем серый тон может быть до бесконечности разнообразен и при оформлении представляет большие возможности по его использованию. Все прочие цветные предметы (кроме белых, серых и черных) по – разному отражают различный свет. Так, красные предметы отражают много красных лучей и под красным освещением выглядят очень яркими, а под зеленым освещением очень темными, почти черными. Данное явление используется при освещении предметов на выставке, так как предметы того же цвета, что и освещение, становятся ярче. Для этого применяют светофильтры.
Тела, отражающие и поглощающие различные цветовые лучи по – разному, называются хроматическими. Хроматические цвета имеют:
а) цветной тон;
б) насыщенность
в) теплота
Ахроматические – только светлоту. Цветовой тон – это оттенок, характеризующий цвет (например, красный, синий т.п.) Насыщенность – это степень выражения цветного тона. Светлота – признак, определяющий цвет как светлый или темный (самый светлый хроматический цвет – желтый, самый темный - фиолетовый).
При искусственном освещении белые, серые, зеленые цвета предметов желтеют; иные сильно темнеют; фиолетовые темнеют и краснеют, тени предметов резко ограничены; предметы, находящиеся в тени, плохо различными по цвету.
Наблюдается изменение цвета при удалении. С больших расстояний все предметы кажутся голубоватыми. Однако ярко освещенные предметы, например, снежные вершины гор, с больших расстояний кажутся оранжевыми. При удалении светлые предметы несколько темнеют, а темные смягчаются и светлеют.
Большое значение для дизайнера имеет выбор цвета. Здесь большую роль играют психологические моменты. Данные психологических исследований говорят о том, что человека каждый цвет обладает определенными свойствами. Например, перламутровый цвет автомобиля, натуральный цвет красного дерева, металлический цвет технической аппаратуры внушают доверие, подчеркивают индивидуальность. Золотой блеск светильников придает помещению торжественность. Пастельные тона - лиричность.
Свойства и признаки цвета. Цвет несет в себе нагрузку ассоциативно – образного воплощения темы. Эту нагрузку создают свойства цвета.
Во – первых, цвет оказывает непосредственное физиологическое и психологическое воздействие на организм, так как он всегда предметен и соответствует конкретному назначению.
Во – вторых, имеются цветные предпочтения (возрастные, индивидуальные и др.)
В – третьих, цвет является средством выделения главного в композиции путем составления контрастных тонов и оттенков.
В – четвертых, различное сочетание холодных (синий, голубой, фиолетовый и т.п.) и теплых (красный, оранжевый, коричневый и т.п.) цветов способно «удалять» или «приближать» предметы.
В – пятых, цвет является средством создания цельной, сгармонированной среды, включающей все компоненты композиции за счет введения одного активного цветового тона, балансировки цвета (яркие цвета уравновешиваются приглушенными, холодные – теплыми, темные - светлыми) или использования нарастающих цветовых гамм (от белого к черному, от желтого к красному, от белого к красному и т.п.) Это приводит к постепенному усилению общего цветового тона композиции, что позволяет вести зрителя от ее начала к самому напряженному, основному моменту.
Цветовой круг и его свойства. Если круг разделить шестью диаметрами на равные части и вписать названия хронометрических цветов в определенной последовательности (красный, красно – оранжевый, оранжевый, желто – оранжевый, желтый, желто – зеленый, зеленый, сине – зеленый, синий, сине – фиолетовый, фиолетовый, красно - фиолетовый), то получим так называемый цветовой круг.
На рисунке отражены: основной треугольник, первичные (основные) цвета, ФОЗ – перевернутый треугольник (вторичные цвета, смешанные цвета первого порядка); СЗ, СФ, КФ и т.д. – смешанные цвета второго порядка. Расположение цветов в круге относительно друг друга дает возможность выделить следующие виды сочетаний:
1. контрастные сочетания. Цвета расположены друг против друга (например, A и Ж). Считаются взаимодействующими и гармоничными;
2. сочетания цветов, расположенных по углам либо основного, либо перевернутого треугольника (например, С и Ж), менее гармоничны;
3. сочетания цветов, расположенных в круге под углом 90 (для подбора сочетаний в 2,3 или 4 цвета), например, СФ и З или ЖО и З ;
4. нюансовые (монохромные) сочетания (например, голубые и синие дельфиниумы);
5. при смешении противостоящих хроматических цветов равной насыщенности образуются ахроматические цвета.
Цветовой круг и его свойства широко используются в художественно – оформительской деятельности и дизайнерской практике для принятия светового решения.
Цвет и сочетание цветов. Рядом авторов было рассмотрено воздействие цвета на эстетическое восприятие, в результате чего сложилась определенная классификация цветов с точки зрения психологического воздействия:
а) теплые (стимулирующие) цвета – способствуют возбуждению и действуют как раздражители; к ним относятся красный, оранжевый, желтый. Эти цвета при сочетании с холодными цветами одинаковой светоцветовой силы кажутся выступающими вперед, а в некоторых случаях создают сложные оптические иллюзии. Эта характерная особенность восприятия широко используется в практике художественного проектирования;
б) холодные цвета (приглушающие возбуждение) – к ним относятся фиолетовый, воспринимаемый как углубленный, тяжелый, и синий – подчеркивающий движение.
Сложность воздействия теплых и холодных цветов заключается в том, что наибольший эффект влияния цвета достигается только в контрасте. Известны исследования, в которых испытуемый помещался в комнату с белыми предметам, освещенными каким – либо одним хроматическим светом. Такой свет вызывал контрастный цвет в тенях (так, красный цвет вызывал зеленый, желтый – фиолетовый т.д.). Освещенный цветным светом изолированный белый лист бумаги терял свою цветность после продолжительного рассматривания.
Во взаимодействии с реальной светоцветовой средой человек сталкивается с более сложным восприятием цвета. Известно воздействие так называемых полярных цветовых пар на психологическое состояние человека:
а) «желтый – ультрамариново – синий», появляется сильная напряженность, благодаря которой создается эффект движения, усиливающийся из – за большого контраста по насыщенности и цвету. Сочетание очень сильно воздействует на восприятие, выделяясь из общего окружения. Поэтому оно приятно в качестве сигнального (например, опознавательное сочетание для спецтранспорта, которому по своему назначению необходимо выделиться из общего потока машин, из сложной светоцветовой среды города);
б) «оранжевый – синий», создает сильное впечатление благодаря ярко выраженной контрастности между свечением оранжевого и замкнутой отдаленностью синего; правда, при определенном сопоставлении масс цвета можно вызвать ощущение солнечности, радости, подъема;
в) «красный – зеленый», сильный контраст энергии и спокойствия; однако близость по светлоте этих цветов создает оптический спор между ними, происходит «выпадение» каждого цвета по очереди или «слепота» на один из цветов при продолжительном воздействии; нежелательно применение этого близкосветлотоного сочетания в непосредственной близости друг от друга, без цветового либо светлотоного разрыва.
Мы рассмотрели основные пары цветовых сочетаний. Имеется еще целый ряд сочетаний, относящихся к понятию полярных пар, но в любом случае необходимо учитывать, что они требуют к себе и к цветовым массам окружения очень внимательного отношения. В связи с тем, что существует особая склонность в подборе гармонически полярных цветов, рекомендуется применение промежуточного оттенка черного цвета или другого нейтрального просвета (контура).
В практической деятельности художнику приходится сталкиваться и с неполярными цветовыми парами, количество которых гораздо больше, чем полярных цветовых пар, да и их сочетание несколько сложнее. Происходит это потому, что оно построено не на контрасте, а на нюансах, что требует более квалифицированной подготовки художника и зрителя.
Кроме того, взаимодействие цвета и от ранее приобретенного, нередко исторически сформированного чувственно – цветового опыта. Так, например, если для жителя Европы белый цвет является символом чистоты и связан с торжественным настроением, то для жителя Индии белый цвет – цвет траура. Таким образом, на восприятие того или иного цвета оказывают воздействие историко – культурные факторы, национальные традиции, географические и этнические особенности социально – культурных систем.
Но есть и общие закономерности восприятия цвета. Зеленый цвет воспринимается как цвет жизни, цвет природы. Красный цвет ассоциируется с огнем. Его восприятие зависит от окружающего цвета, смысловой нагрузки, предварительной подготовки. Применение красного цвета как сигнального претерпело ряд изменений, поэтому он стал применяться только в определенном сочетании. Раньше его ошибочно применяли в качестве стимулятора работоспособности. В настоящее время установлено, что при непрерывном наблюдении он вызывает адаптацию и перестает оказывать стимулирующее воздействие.
Рассмотрим некоторые из неполярных пар цветов. Даваемые определения с известной условностью отражают реальное восприятие человеком нижеприведенных цветовых пар:
а) «желтый - красный» - насыщенная лучезарность, радостная теплота;
б) «золотой - красный» - пышность, роскошь, теплота;
в) «оранжевый - красный» - резко кричащий, тревожащее цветовое сочетание;
Те же цвета в сочетании с пурпурным цветом дают уже иное действие:
а) «желтый - пурпурный» - некоторый диссонанс, неблагозвучность, подвижность;
б) «золотой - пурпурный» - мощь, достоинство, праздничность;
А вот какое психологическое воздействие оказывают иные неполярные цветовые пары:
а) «желтый – цвет зеленого липового листа» - веселье, радость;
б) «желтый - оливковый» - некоторый диссонанс, успокаивающая подвижность;
в) «желто – оранжевый – цвет зеленого липового листа» - умеренное возбуждение (обволакивающая теплота);
г) «оранжево – красный - зеленый» - импульсивность;
д) «оранжевый - фиолетовый» - оглушающее ощущение давления цвета;
е) «красный - синий» - динамика отталкивания, волнение;
ж) «красный - ультрамариновый» - резкая сила;
з) «синий - розовый» - робость, неопределенность, разобщенность;
и) «пастельно – зеленый - красный» неуверенность, мерцание;
к) «пастельно – зеленый - синий» - односторонность, пассивность, неясность;
л) «пастельно – зеленые - лиловый» - диссонанс, сумерки;
м) «желто – зеленый – красновато - серый» - легкий диссонанс,
связанность;
н) «синий - белый» - чистота, холодность.
Природа не ограничена перечисленными цветовыми сочетаниями. Их намного больше в природе. Кроме того, чистое сочетание только двух цветов – довольно редкое явление, на зрительное восприятие человека в немалой степени воздействует и цветовое окружение.
Произведения оформительского искусства и дизайна имеют прямой выход в ту среду, для которой предназначены. Творческая работа не заканчивается на стадии проектирования. Развитие этих видов искусства шло именно от конечного результата, который определял художественную ценность произведения, дальнейшее развитие творческих форм художника – дизайнера и методику его деятельности.
Естественно, что произведения оформительского искусства и дизайна подвержены моральному старению. Часто это происходит в результате устаревания формы. При этом содержание остается актуальным. В этом случае применяется стайлинг, который рассматривается в структуре дизайна как одно из перспективных направлений его развития. Такая деятельность строится на применении модульных структур, которые позволяют быструю смену или перекомпоновку элементов, подвижных конструкций, светоцветовых эффектов. Это направление активно применяется в промышленном дизайне изделий, при переоформлении музеев, в ходе создания выставок и других экспозиций, в рекламной деятельности, при художественном проектировании празднеств.
Методика художественного проектирования отличается от традиционной творческой деятельности тем, что, как правило, она строится на коллективной проектной работе, охватывает проблему комплексно и привлекает смежные области знаний. Проектирование возглавляет художник, который ставит эстетические задачи всему творческому коллективу. Готовый проект представляется заказчику в графическом (объемном) изображении либо в виде действующей модели.
Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 1304;