Процесс развития индивида, субъекта и личности человека.

Человек принадлежит к мируестественных, социальных отношений, миру культуры[3]. Социальные отношения связанны с подчинением, порождают трансформацию мотивационных, потребностных, поведенческих механизмов и человек приобретает субъективные качества. Овладении культурой приводит к тому, что субъективные качества обобщаются. Абстрактные потребности ( ценности), абстрактные цели (идеалы), абстрактные нормы (стратегии) и т.п. с одной стороны, сохраняют свое предписывающее начало для деятельности человека, но, с другой стороны, предполагают их конкретизацию[3]. Освоение культуры означает приобретение способностей конкретизировать поведение в жизнедеятельности и деятельности в соответствии с ситуацией. Человек как бы освобождается от жесткости норм окружающего мира и может осушествлять выбор альтернатив. Выбор касается потребности, мотива, цели, знания, поведения и т.п. При этом используя рефлексию возможно выбирать, опираясь на осознание, самоосознавание, на мыслительные способности и т.п. У человека с развитой культурой мышления в рефлексии совмещаются как естественные внутренние основания поведения (индивидуальные потребности, знания, мотивы, способы поведения и т.д.), так выращенные, окультуренные аналоги (ценности, концепции, понятия, категории, проблемы, стратегии, идеалы)[3]. Внутренние основания, как критерии нормирования или перенормирования деятельности соотносятся с жизненной ситуацией и динамикой потребностного состояния. Развитая культура мышления - это мышление человека, владеющего определёнными «мыслительными эталонами», или особенностями мышления выдающегося мыслителя, признанными как эталонными и приемлемыми для воспроизведения другими, или полученными в результате изучения сущности мышления и использования сущностных представлений для построения соответствующих общих, абстрактных норм, организующих реальный мыслительный процесс.

Человек осознанно реализующий нормы, освобождается от сковывающей его потребности в самовыражении. Это не означает игнорирования норм общества, ибо это освобождение в сохраняющихся рамках культурных требований. Следовательно, создается парадокс культурного бытия, требующий иных качеств человека. Это и есть личностные качества[3].

Личность есть психический механизм, позволяющий совмещать культуру (поведения, переживания, мышления, рефлексии, самоопределения и т.п.) и самовыражение в условиях проблемной ситуации. При этом самовыражение базирующееся на естественной динамике потребности и мотивации. Оно превращается в содержание (морфологию), оформляемую в рамках культурных предписаний. Поскольку конкретизация культурных норм (высоких абстракций) предполагает введение движения в формы, то оформлению подвергается и формодинамический процесс. Абстрактная форма как бы адаптируется своей конкретизацией к требованиям морфологии лишь в силу этого подчиняет ее в конце совмещения, создавая особенность субъектных качеств.

Личностные качества в проблемно значимых условиях деятельности опираются на субъектные качества, но их становление и применение связано именно с обеспечением формообразовательного движения и его совмещения с целостностью проявлений в таких условиях. Становление личности предопределяется, с одной стороны, внешней организацией присвоения человеком абстрактных норм культуры (идеалов, базовых и индивидуальных ценностей) и реальное (используется как средство) воплощение в деятельности. Последнее делает необходимым для адекватного использования этих норм иметь абстрактные способности. С другой стороны, внутренней предпосылкой личностного становления выступает склонность, чувствительность к пребыванию в затруднениях, в проблемных ситуациях, к абстрагирующей деформации исходных психических механизмов, к утверждению абстрактных условий механизмов в ходе их проявлений в конкретизации [3].

Поскольку, может быть много уровней абстрагирования каждого психического механизма, то личностное проявление меняется при переходах от уровня к уровню. С другой стороны, односторонний рост личности при лидерстве одного из механизмов ведет к целостной однобокости (интеллектуальной акцептированная личность, духовно и этически акцептированная личность и т.п.) личности.

Развитие личности происходит тогда, когда удается сделать подконтрольным изменения основания, сущности содержания личности на основе выращивания более абстрактного уровня этой личности. Рост личности может быть и не развитием, если базовое содержание остается на том же уровне абстрактности и лишь дополняется новыми, допустимыми фрагментами[3]. Приобретение способностей предопределяется созреванием человека и формирующим (педагогическим) воздействием. Однако только то может быть сформировано в обучении, что обеспечено уровнем созревания. Эти уровни являются источником направленности мотивации, ее готовности к ведущей деятельности.

После того как созревание перестает быть определяющим, основным источником развития человека ведущим становится обучение и воспитание. При этом необходимо соблюдать общую логику развития, выращивания способности, организованного самоизменения. В общем ходе развития может вычлениться линия развития личности. Особенности механизма личности делают достаточно сложным проектирование и изучение процессов личностного развития, ибо их следует ещё выделить из индивидных и субъектных качеств. Это наиболее отчетливо видно на примере овладения социокультурными средствами. В овладении средствами, включая интеллектуальные можно выделить три основных этапа. Вначале средство не используется в его внутренней логике, в рамках фиксированных свойств и процедур из-за неготовности для этого самого человека. Он манипулирует, использует средства либо в логике жизнедеятельности при реализации своих потребностей, либо в логике избранной и освоенной деятельности. Во втором случае человек точно соответствует фиксированным свойствам средства, соответствующим процедурам за счет преодоления логики самовыражения или иной деятельности, иного средства. В третьем случае человек превращает средство в предмет своего замысла, не без утери адекватности применения. Средства как принадлежащие миру норм и деятельности, опознаются благодаря носителю средства, в соответствие с логикой бытия средства. Само по себе средство не берется желающим его приметить без особой процедуры обучения или самообучения, самокоррекции.

Изменения в человеке подчинены в ходе процесса обучения логике средства и чем более необычно, иное средство, которым он овладевает, тем больше в нем должно происходить трансформации. Он должен знать, уметь, желать, ценить, мыслить, самоопределяться и т.д. Такой вариант применения средств требует наиболее сложных перестроек в человеке, требует наличия личностных качеств. Личность в подобных случаях и отрицает (продуктивный аспект) и сохраняет (репродуктивный аспект) прошлое. Она подчиняет самовыражение, поиск новизны самой по себе с решением вполне определенной задачи и проблемы, источником поддержания которых служит социокультурная среда. Личность ничего не теряет и только "уплотняет" в своей инновационности прежние результаты [3].

Вершиной (акме) развития человека является процесс созревания, накопления жизненного потенциала становление и проявление высших психических функций в реальной деятельности[3]. На пути изменений и развития личностные механизмы появляются раньше, чем наступает акмеологически значимый период. Если учитывать специфику усложнения личностного механизма и поведение человека в процессе развития, то это можно сделать в соответствии с выделенными ранее типами поведения человека, соответствующих им характеристик индивида, субъекта и личности. Индивидуальная форма характерна для логики удовлетворения индивидуальной потребности. Однако этот след как активирующее начало может оживать вновь за счет возникновения благоприятных обстоятельств активизации следов прошлого, потребностного состояния.

Индивид предопределен, прежде всего, изнутри. Внешние обстоятельства могут изменить, усложнить рисунок цикла его поведения, но если при сохранении самой логики удовлетворения индивидуальной потребности предмет оценивается как несоответствующий потребности, то он преобразовывается до соответствующего состояния. В реальности индивидуальной жизнедеятельности все сервисные звенья, даже если они не завершены, располагаются в последовательности как включенные звенья одной цепи. Аналитик еще должен обнаружить циклическую, а не линеарную структуру и найти обоснование появлению того или иного цикла, того или иного яруса. Вне этого анализа нельзя обнаружить завершение жизнедеятельности или ее незавершенность и напряжение продолжения поведения.

Субъектное поведение характерно реализацией логики норм деятельности.

Подчинение человека требованием норм обусловлена процессом порождения социальных отношений. Простейшей формой субъектного проявления являются поведение по достижению цели. Возникновение цели происходит в связи с несоответствием найденного предмета деятельности. При этом несовпадение актуальной индивидуальной потребности и выявлением в образе найденного предмета несоответствия потребности вырабатывает к нему потребностно-поведенческого отношение. В этом случае у человека должна развиватся способность выхода за пределы логики индивидуального потребностного состояния в логику деятельности самого предмета потребности в его возможных изменениях.

Субъект деятельности существует именно как реализатор требований, порожденных либо кем-то, либо им самим, либо в ходе согласования. Но здесь наряду с психологическим анализом возникает новый, нормативнодеятельностный анализ, проячняющий существования и изменения норм. Этот анализ имеет свою неиндивидуальную логику, хотя и при участии отдельных людей. Норма без изменений может быть перенесена в иные ситуации и иное время, становясь основой новых реализаций деятельности. Нормативные содержания при их обобщении превращаются в абстрактные норы и становятся основаниями для конкретизации. Благодаря обобщению нормы (абстрагированию) остаются неизменными во многих частных конкретных деятельностей людей сближая различные реализации. О роли подобных проявлений в мире норм и их воздействии на человека мы будем говорить ниже.

Для субъектного поведения характерна выработка психофизическими механизмами противодействия естественной динамике психофизических состояний. Наиболее развитым типом таких механизмов является воля [3]. Однако путь к ней является многоэтапным. Во-первых, в согласовании каждая сторона воздействует друг на друга в начале в логике своего интереса.

Систематичное самокоррекционное отношение в рамках необходимости реализации нормы и является основой воли или волевой самоорганизации. Если самокоррекция не носит характера явной и драматичной борьбы между желанием следовать ранее принятой норме и желанием ей не следовать, а следовать иной норме или иной субъективно значимой необходимости, то действие волевого механизма сводится к самокоррекции. Если эта борьба велика, то она приводит к драме самоопределения, самоотношени. Следовательно субъективная форма поведения является достаточно сложной и является результатом длительных трансформаций индивидуальной жизнедеятельности в условиях социокультурного характера. Она требует наличия соответствующих социальных процессов и механизмов, развитого языка и уровня сложности мыслекоммуникации и общения. Диагностика, прогнозирование и проектирование приобретении способности к субъектному поведению являются необходимыми предпосылками перехода в дальнейшем к личностному поведению.








Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 645;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2025 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.