Рефлексия в управлении развитие персонала
На этом понятии мы уже задерживали внимание ранее. Рефлексии посвящены диссертационные работы, комплексные исследования, семинары, конференции, главы учебных пособий, но мы рассмотрим ее роль и место в управлении и самоуправлении развитием человека. Анализ понятия рефлексии, используемый в публикациях, позволяет согласиться с авторами работы, что имеем дело с очередным феноменом. Обычно рефлексию понимают как чисто человеческое свойство, как феномен, присущий только высшей форме управления - сознанию, мышлению. Если попытаться вскрыть генетические корни, вспомнить работы Пьера Тейяра де Шардена [40] и др., то перед нами предстанет некий "прием" живой природы, посредством которого она поднимается на качественно новую ступень эволюции, как средство реализации качественного скачка.
С.Л.Рубинштейн с появлением рефлексии связывает особый способ существования человека и его отношения к миру... она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы... С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни [38]. Психологи с явлением рефлексии связывают формирование теоретического мышления у человека и его обращение к основаниям своих собственных действий. Различение жизнедеятельности субъекта и "действующего "я", с одной стороны, и сознающего себя и в себе субъекта и "рефлексивного "я" - с другой, становится в центр проблемы самосознания личности [1,9]. Наконец, рефлексия признается важнейшим моментом в механизмах развития деятельности и личности [1,8,41] .
Модели рефлексии были разработаны в рамках "теории деятельности" в исследованиях Г.П.Щедровицкого [41]. Разработанные онтологические схемы и модели деятельности позволяют конструктивно и рационально описать сложные феномены, связанные с процессами рефлексии. Рефлексия в этих работах рассматривается: как процесс и структура деятельности, как механизм естественного развития деятельности.
В работах О.С.Анисимова [2,3]. под рефлексией понимается "рефлексивная функция, возникающая в любой практической деятельности, в которой возникло затруднение". При этом она несамостоятельна и обслуживает переход к критической функции, которая производит реконструкцию появившегося затруднения и обнаружения его причины. Выявив причины затруднения, производится перестройка прежней нормативной деятельности (нормы), чем реализуется нормативная функция в процессе познания и последующей коррекции жизнедеятельности.
Следовательно, сама критика и нормирование как бы выражает из рефлексивного выхода. "Рефлексия (построение картины осуществленной деятельности) дает материал для критики и последующего нормирования. Но она, суживаясь до построения картины безотносительно к использованию картины в дальнейшем, перерастает в особый тип процессов - исследования". В связи с этим можно утверждать, что в деятельности каждого человека есть рефлексивные выходы, при которых он занимается исследованием или познанием в природной и социокультурной "среде" своей жизнедеятельности.
"Рефлексия расслаивает анализ и синтезирует расслоение, следовательно, рефлексия не просто отражает, а активно трансформирует, препарирует, структурирует, переструктурирует содержания рефлексивного типа. Естественно, что механизмом, подчиненным рефлексивной функции, прежде всего является мышление, совмещенное с самосознанием, сознанием и волей" [2,3]. Иначе говоря, "рефлексия предстает тем интеграционным механизмом, который реализует функцию познания, и подготовки преобразования действий "ума", в отличие от самого "ума", который действует и входит в отношения с внешней реальностью" [2]. Таким образом, можно говорить, что рефлексия в самоуправлении развитием человека выполняет функцию самоуправления его мыследеятельностью и влияет на жизнедеятельность в целом. Это влияние в целом связано с формированием системообразующих и системоразрушающих факторов в человеке как "живой системе". В основе воздействия этих факторов, вероятно, находится интегральный механизм психики рефлексия, «координирующий» сбор внешней и внутренней информации, ее обработку и принятие по ней управленческих решений в человеке. Характерно, что Г. Гегель и другие мыслители непосредственно процесс принятия решения связывают и отождествляют с рефлексией. С развитием рефлексивных способностей человека связываем успех его развития. Решая эту задачу, Г.П.Щедровицкий и его последователи разработали организационно-деятельностные и организационно-мыслительные игры (приложение 7).
Как показывает практика проведения этих игр, они позволяют осуществлять развитие деятельности, способностей, личности, мышления.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1013;