Самоопределение к общественным нормам
Самоопределение к общественным нормам выступает первым условием социализации человека. Понимание сути требований со стороны социума и осознание необходимости подчинения этим требованиям является необходимым, но недостаточным условием социализации человека. Для полноты социализации человек должен еще пройти путь развития своих психических механизмов, которые позволят ему поддерживать свое соответствие общественным нормам без неоправданных напряжений, без ощущений психологического дискомфорта. Мы имеем в виду развитие таких психических функций, как сознание, самосознание, самоопределение, воля, мышление, ответственность и т. п., полноценное развитие которых возможно только при включении человека в социальную жизнь. Все "высшее" или более совершенное самым существованием своим предполагает некоторое освобождение от исключительного господства "низшего". Так, способность определяться к действию посредством представлений или мотивов есть освобождение от исключительной подчиненности вещественным мотивам[40,с.191]. Однако, именно социально-значимое самоопределение "выступает основой собственного развития"[21,с.25]. Вопрос о развитии человека неразрывно связан с формированием его отношений"[33,с.149]. В свою очередь, характер отношений определяется процессом и результатом самоопределения человека к социальным нормам. Социализацию, глубокое индивидуальное преломление общественных отношений можно рассматривать как основную предпосылку индивидуальности личности, ее самоопределения. Сложность обсуждаемого перехода человека от "индивидуально-жизнедеятельностного бытия" к "социально значимому бытию" заключается в вытеснении "на периферию" принципа "удовлетворения своих потребностей во что бы то ни стало" и в освоении способов социально приемлемого бытия. "Должное в известном смысле противостоит тому, что непосредственно влечет..."[36,с.154]. Другими словами, от поведения "с опорой на потребность" человек должен перейти к поведению с "опорой на социальные требования", в котором первый тип поведения ("потребностный") уходит на второй план.
Сталкиваясь с определенными задачами, которые ставит социальная действительность, личность в то же самое время решает внутренние противоречия, порожденные несовпадением индивидуальных желаний, возможностей, критериев и т. д. с требованиями общества[13,с.128].
Самоопределение индивида предполагает отнюдь не отрицание, а напротив, признание общественной детерминации и индивидуальных форм ее реализации. "С самоопределением индивида, – связано не только противостояние общественной необходимости, но и активная или пассивная реализация индивидом общественной детерминации, что составляет индивидуальный способ общественного бытия"[13,с.269].
Особую роль играет освоение способов взаимодействия человека с другими людьми , которое предопределено, в свою очередь, динамикой освоения языковых (коммуникативных) средств.
Ставшее социальное самоопределение характеризуется не только глубоким осознанием человека самой необходимости соответствия социально значимым требованиям, но и наличием у человека искреннего желания следовать этим требованием. На этом уровне развития субъектно-социального самоопределения противостояние типа "потребность – норма", "желание – требование" уже снято сформированными соответствующими психическими механизмами, и человеку комфортнее соответствовать общекультурным нормам. Как писал С.Л. Рубинштейн: "…Я потому этого хочу – иногда всем своим существом, до самых сокровенных глубин его, – что я осознал общественную значимость этой цели и ее осуществление стало моим кровным, личным делом, к которому меня влечет иногда с силой, превосходящей силу элементарных, только личностных влечений[36,с.154]. Тогда общественное "выступает не как внешнее для индивида, а как способ его бытия, способ его жизнедеятельности"[14,с.193].
Самоопределение человека к профессионально-деятельностным нормам имеет как общие стороны с социальным самоопределением, так и ряд отличий. Общим для этих двух видов самоопределения выступает "механизм", функция которого заключается в сопоставлении "желаемого" образа себя и "образа требуемого" с учетом приоритетности второго. Результатом работы механизма самоопределения должен стать выбор нормативно-значимого способа поведения человека в тех рамках требований, к которым он самоопределялся.
Доминирование "желаемого" над "требуемым" (с редукцией существенного в требованиях) является негативным самоопределением. Человек с таким самоопределением либо не "входит" в предлагаемые нормативные рамки совсем, либо, при вхождении, становится деструктирующим фактором – разрушителем нормативной базы (так как ведущим в его поведении будет удовлетворение индивидуальных потребностей в ущерб правилам, которые он отвергнул в своем самоопределении).
Различие социального и трудового самоопределения лежит в наличии принципиальных отличий специфики нормативной базы социального мира и мира деятельности:
- социальная нормативная база, прежде всего, регулирует поведение человека во взаимодействиях с другими представителями социума;
- нормативная база мира деятельности подчинена производственным задачам изготовления социально-значимых продуктов деятельности.
"Труд – это всегда выполнение определенного задания; весь ход деятельности должен быть подчинен достижению намеченного результата; труд … требует внутренней дисциплины…. Цель деятельности лежит не в ней самой, а в ее продукте…. В труде складывается характерная для человека способность к действию дальнего прицела, опосредованная, далекая мотивация, в отличие от той действующей в порядке короткой мотивации, которая характерна для животного…[35,с.474].
Под отношением человека к деятельностной задаче понимается некоторый сложный интеграл собственных устремлений личности и требований данной задачи, ее условий, возможностей и т. д."[14,с.222].
Профессиональная деятельность, в отличие от жизнедеятельности, начинается с процесса вхождения в процесс реализации норм. Сам же процесс вхождения в деятельность включает процесс понимания и принятия деятельностных норм . Таким образом, самоопределение к деятельности состоит в сопоставлении требуемого образа деятеля с актуальным образом себя, имеющего индивидуально-ориентированные стремления, желания.
Для того чтобы и процесс принятия нормы был контролируемым, требуется "ясно" видеть характер желаний, стремлений, сопоставлять их с предложенной нормой и находить между целевой частью нормы (и даже всей нормой) и тем, что хочется, вполне определенные переходы, а также отсутствие "более быстрых", "коротких" путей к удовлетворению желаний, чем реализация нормы[15].
В рамках деятельности человек вынужден адаптировать свои индивидуальные желания, мотивы, предпочтения и т. п. к жестким трудовым условиям. Здесь воспроизводится диалектическое противостояние между "потребностью" и "нормой" с императивным характером последней, как и в социальной жизни, с той лишь разницей, что "норма" конкретизируется в сторону предписаний характера участия человека в преобразовательных процессах деятельности. Преобразование исходного материала в конечный продукт (что является неотъемлемым атрибутом любой деятельности) имеет свои жесткие технологические законы, человек должен подчиниться этим законам, если он не хочет выступить препятствием в процессе получения социально востребованного продукта.
Детерминирующий характер деятельности относительно индивида выявляется в том, что сила объективных вещей обычно такова, что она, скорее, использует личные мотивы человека как приводной ремень, для того, чтобы подчинить его деятельность объективной логике задач, в разрешение которых он включен. И чем значительнее эти задачи и существеннее деятельность, тем жестче проявляется детерминирующая сила задач, тем менее существенными для понимания деятельности становятся стоящие вне отношения к ним личностные мотивы"[35,с.467].
Однако ошибочно было бы предполагать пассивный характер включения человека в решение деятельностных задач, наподобие включения в деятельность "неживых" ресурсов, таких, как материал и средство. За человеком, до прохождения им деятельностной "границы", остается право самостоятельного выбора – включаться в реализацию трудовых норм или "самоустраниться" от этого. Такой выбор является одним из результатов его самоопределения к предложенным нормам. Сам субъект самоопределяется по отношению к задаче до того, как он оказался втянут в ее пространство. Он обладает способностью самоопределения в смысле включения, вхождения в нее, отношения к ней, более или менее активного, заинтересованного и т. д. Поэтому субъект не есть такой же структурный элемент задачи как требования, условия и т. д."[14,с.195].
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 583;