Понятие самоопределения
Адаптируясь к социальному и деятельностному миру, человек трансформирует побудительную базу не только в зависимости от общекультурных требований, но и под воздействием требований культурных средств деятельности . Содержание потребности, вызванное внутренним состоянием, хотя и под воздействием внешних факторов, становится связанным не только с естественным бытием, но и с социальным, деятельностным, культурным и духовным бытием человека. На этих стадиях онтогенеза человек вынужден подстраивать свою мотивационную базу под данные условия жизни, развивая механизм мотивации в механизм самоопределения.
Термин "самоопределение"многими понимается по разному. Наиболее общее значение ему можно найти в толковом словаре С.И. Ожегова: "Самоопределиться найти свое место в жизни, в обществе, в своей деятельности"[25,с.786].
Нетрудно заметить, что в этой дефиниции представлены три типа самоопределения:
- самоопределение человека к цели и смыслу своей жизни;
- самоопределение человека к нормам общественного поведения и к своему вкладу в жизнь общества;
- самоопределение человека к нормам своей профессиональной деятельности.
И.С. Кон определяет значение термина самоопределение как процесс определения своего положения в мире, оно направлено во вне, но подразумевает и определенную внутреннюю работу[27]. "Направленно вовне" означает, что человек определяет свой способ участия во внешней действительности. "Определенная внутренняя работа", связанная с самоопределением, состоит в процессе выработки приемлемого для себя собственного способа участия во внешних событиях, соотнесенного с требованиями внешних условий. Требования внешних условий выступают своего рода должным для человека.
Как отмечал психолог С.Л. Рубинштейн: "Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознается как независимое от него – общественно всеобщезначимое, не подвластное его субъективному произволу; вместе с тем, если мы переживаем нечто как должное, а не только отвлеченно знаем, что оно считается таковым, должное становится вместе с тем личностно значимым…"[35,с531]."Человек не только находится в определенном отношении к миру, но и сам определяет это свое отношение, в чем и заключается сознательное самоопределение человека"[35,с.531].
Здесь подчеркивается, что сознательное самоопределение человека возникает лишь в случае, когда сам человек определяет свое отношение к миру. Человек, не определяющий своего отношения к внешнему, сам становится либо "рабом" своих стихийных потребностных инстинктов, либо легкой жертвой манипуляторов, формирующих нужное для них "отношение", либо объектом "силового" воздействия со стороны представителей социума, требующих от индивида подчинения общественным нормам.
Чаще всего при отсутствии самостоятельного самоопределения человек испытывает на себе все три приведенные вариации в том или ином сочетании. Заметим также, что о "неосознанном самоопределении" можно говорить лишь метафорично, поскольку при неосознанности нет самостоятельного волевого акта определения границ своего поведения, без чего нет и самоопределения. В данном случае можно вести речь только о мотивационно-бесконтрольном состоянии человека.
Самоопределение связано с самостоятельным выбором одного из двух (или нескольких) возможных путей. "Самым характерным для овладения собственным поведением является выбор"[20,с.714]. определяемый мотивами, а при равновесии мотивов для человека он становится весьма затруднителен. Человек зачастую выбирает "линию наибольшего сопротивления" в силу своих внутренних установок и более сильный стимул для выбора может стать более слабым мотивом и наоборот[20,с.724]. Этим, кроме всего прочего, человек отличается от животного, не осознающего своих мотивов рефлексивно.
Самоопределение возникает на базе мотивационных механизмов человека при их соответствующем развитии. Если предлагается самоопределиться, то необходимо иметь: образ "себя" с актуальным потребностным состоянием, системой устремлений; образ нормативного поведения, чувствования, мышления, иных сторон проявлений человека".
Сопоставление этих представлений происходит сначала с определяющей значимостью образа себя (актуального), а затем, при наличии способности учитывать внешние требования, с определяющей значимостью нормативного образа себя. "Результатом самоопределения выступает вхождение или невхождение в процесс реализации требований…"[15].
Таким образом, самоопределение характеризуется как нахождение баланса, равновесия между своими субъективными устремлениями и внешними требованиями с ведущим характером требований.
"При всем своем многообразии деятельность индивид – представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует"[31,с.141]. Для вхождения в общественные отношения человек должен самоопределиться к существующим нормам, правилам, законам и т. п. социальной среды.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1378;