Формы направленности
1. Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.
Установка имеет три подструктуры: когнитивную (что готов познать и воспринять человек), эмоционально-оценочную (комплекс симпатий и антипатий к объекту установки) и поведенческую (готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия).
Установка бывает позитивная, основанная на положительном отношении к объекту, и негативная, выражающаяся в предубеждениях. Предвзятость, составляющая сущность многих установок, либо является результатом поспешных и недостаточно обоснованных выводов, либо это результат некритического усвоения стереотипов мышления, стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе.
2. Влечение – наиболее примитивная биологическая форма направленности, неосознанные побуждения, характеризующиеся тем, что не взвешена личная и общественная значимость содеянного, не учтены последствия действий, вытекающих из данных побуждений.
3. Желание – это побуждение (мотив), в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает еще в качестве сильного побуждения к действию. Мотив этот часто направлен на объект, в возможности достижения которого человек не очень уверен или необходимость в котором у него не очень сильна.
4. Стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента.
5. Интересы – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
Интерес может проявиться стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом осознается его жизненное значение (этот психологический механизм используется рекламой).
Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее потребности (жажды знания, понимания и др.).
Удовлетворение интереса, как правило, не приводит к его угасанию, а вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности.
Различия в отношениях к объекту зависят от богатства или бедности жизненного опыта, образованности, воспитанности, своеобразия духовного склада личности, способностей, характера и др.
Однако интересы индивида, хотя и зависят от выше перечисленного, в конечном итоге все-таки формируются другими людьми (авторитетными), обществом (общественное мнение, мода…). То есть интересы имеют общественно-историческое происхождение. Они зависят от уровня развития общества, его духовной культуры, развития социальных отношений.
Интересы различаются:
а) по содержанию:
1) материальные (жилищные удобства; одежда; еда);
2) профессиональные (интерес к предмету своего профессионального труда; к процессу профессиональной деятельности; к професиональным знаниям и т.д.);
3) познавательные (интерес к новым знаниям в той или иной области);
4) эстетические (искусство, литература, музыка, природа и т.д.);
5) политические;
6) спортивные;
б) по цели:
1) непосредственный интерес – это интерес к самому процессу деятельности (процессу познания, овладения знаниями, творчества, труда и т.д.).
2) опосредованный – интерес к результатам деятельности (к приобретению профессии, служебного положения, материальным результатам труда и т.д.).
в) по объему:
1) широкие – распределены между многими объектами;
2) узкие – сконцентрированы на одной области;
3) глубокие – потребность основательно изучить объект во всех деталях;
4) поверхностные – человек скользит по поверхности объекта и не интересуется им по-настоящему.
г) по устойчивости:
1) устойчивые интересы длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека;
2) неустойчивые – они сравнительно кратковременны и быстро возникают и угасают. Человек с неустойчивыми интересами легко увлекается и быстро охладевает.
д) по уровню действенности:
1) активный – побуждающий человека к систематическим и целеустремленным действиям в определенном направлении, к активным инициативным поискам источников удовлетворения интересов;
2) пассивный – это интерес к той деятельности, в которой человек сам не принимает участия.
6. Склонности – стремление заниматься определенной деятельностью, которая не вызывает особого труда и человек испытывает чувство удовлетворения в процессе выполнения этой деятельности.
Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.
Нередко склонность, особенно если она проявляется в детстве, может свидетельствовать о таком свойстве личности как способности.
7. Убеждения–определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Эмоциональная сторона убеждений связана с глубоким их прочувствованием.
Убеждения – это то, что не только понятно, но и глубоко прочувствовано, пережито. Иногда человек знает, как следует поступать в тех или иных конфликтных ситуациях, но не переживает эти знания как потребность действовать согласно знаниям (дефект убеждений). Слово расходится с делом.
Убеждения характеризуются высокой осознанностью и теснейшей связью с миром чувств. Это система устойчивых принципов. Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека.
8. Мировоззрение– система (философских, эстетических, этических, естественно-научных, политических, экономических, психолого-педагогических и др.) сложившихся взглядов и убеждений на окружающий мир и свое место в нем.
9. Идеал – это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет перспективы самосовершенствования.
Существует два типа отношения к идеалу: созерцательное и деятельное.
Я-концепция
Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, Я-концепция – это «теория самого себя». Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка.
На формирование Я-концепции оказывает влияние социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность):
- семья оказывает фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем,с возрастом, когда все более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в формальных (школа, вуз) и в неформальных группах.
Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль в подростковом и юношеском возрасте.
В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концепции: реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, например, профессиональная Я-концепция личности или Я-профессиональное. В свою очередь, профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и идеальной.
Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь – представление личности о себе, о том, «какой я есть».
Идеальная же Я-концепция (идеальное Я) – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).
Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным, как к негативным, так и к позитивным, последствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 994;