Понятие, специфика, основные характеристики общественного мнения
Словосочетание «общественное мнение» или pablic opinion у нас постоянно на слуху. Но интерес к этому феномену проявлялся с давних времен. Еще Н.Макиавелли в своем труде «Государь» особо указывал на исключительную важность этого феномена. Происхождение данного словосочетания имеет англосаксонское происхождение и появилось оно в Англии во второй половине XII века, а точнее в речи в парламенте английского государственного деятеля лорда Джона Солсбери в 1159 году. Из Англии этот термин пришел в другие страны и в XVIII веке стал общепринятым в Европе, в том числе и в России. Еще А.С. Пушкин писал: «И вот общественное мнение, пружина чести, наш кумир, и вот на чем вертится мир»
В настоящее время теория общественного мнения (ОМ) представляет собой совокупность концепций, в которых анализируется природа, сущность, роль и значение в обществе оценочных суждений различных групп людей относительно проблем, событий и фактов социальной практики.
Проблема изучения ОМ с целью его использования в практике социального управления, организации деятельности социальных институтов и организаций во всех сферах общественной жизни является чрезвычайно актуальной для всех обществ. Сегодня, во время информационного общества также чрезвычайно актуальна проблема формирования нужного для власти общественного мнения, которое достигается системным воздействием СМИ на массовое сознание населения страны.
Общественное мнение возникает там и тогда, где выдвигается вопрос, имеющий большое практическое значение или вопрос, носящий дискуссионный характер.
Социология общественного мнения – это специальная социологическая дисциплина, теория среднего уровня, предметом которой является установление закономерностей и механизмов формирования и функционирования оценочного отношения больших социальных общностей (классов, групп, народа в целом) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.
Существенные признаки ОМ состоят в следующем:
1) ОМ включает в себя не все точки зрения, а только связанные с вопросом или ситуацией, в отношении которых данная совокупность людей выступает как общность;
2) ОМ по конкретному вопросу и в конкретной ситуации может коренным образом отличаться от ОМ по другому вопросу и в другой ситуации, то есть не существует и не может существовать абстрактного и внеисторического ОМ;
3) ОМ должно быть публично выражено и доведено до сведения общества или какой-либо общности людей, ибо в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных лиц, хотя этих лиц может быть множество;
4) ОМ дает о себе знать тогда, когда оно высказывается по проблемам интересующим конкретное общество или конкретное общность людей;
5) ОМ складывается только при условии доступа общественности к информации, касающейся конкретного вопроса или группы вопросов;
6) не являясь чем-то неизменным, оно, тем не менее, обладает достаточной интенсивностью и определенностью, что позволяет ему сохраняться некоторое время, что дает возможность его зафиксировать, оценить состояние.
Характеристики ОМ: 1) распространенность; 2) интенсивность; 3) стабильность.
Татаринова Г.Н. выделяет следующие сущностные черты ОМ:
1) внутренняя противоречивость, несбалансированность;
2) зависимость от динамики политических и других изменений;
3) относительная устойчивость основных сформированных позиций;
4) упрощенность оценок.
Субъект общественного мнения – это народное большинство (масса), которое обладает внутренней структурой, учет которой очень важен для социологических исследований. Это классы, отдельные слои населения, группы, другие общности, отдельные личности. В рамках этих общностей и формируется ОМ.
Объект общественного мнения – это то, по поводу чего складывается (формируется) ОМ. Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем рельефнее проявляется ОМ. Так, например, в условиях переходного периода 90-х годов в России очень важно было переориентировать (переформатировать) ОМ в направлении рынка, рыночных отношений, демократии.
Становление социологического подхода исследования и формирования общественного мнения началось во второй половине Х1Х века. Значительный вклад в разработку теории ОМ внесли Г. Тард, А.Л. Лоуэлл, У. Липман и др.
В работе Г. Тарда «Общественное мнение и толпа» утверждалось, что общественное мнение порождается «публикой» и основой для его возникновения являются чисто духовные процессы, общение.
В политологическом плане примечательно работа А.Л. Лоуэлла «Общественное мнение и народное правительство», в которой рассматривались проблемы границ компетентности ОМ при принятии решений, соотношение мнения большинства и меньшинства, форм выражения ОМ.
Американский ученый и политик У. Липман, анализируя проблему ограниченности ОМ, в 1922 году ввел в научный оборот понятие «стереотип» для обозначения упрощенных представлений и форм выражения ОМ (стереотип социальный – упрощенный, систематизированный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью; в более широком смысле – традиционный, привычный канон мысли, восприятия и поведения).
Термин был введен в работе «Общественное мнение» в 1922 году. В обыденной действительности люди часто действуют шаблонно в соответствии со сложившимися шаблонами. По мнению Липмана, стереотипы внутренне присущи человеческому общению и поэтому они являются атрибутом «ходячего мнения». В создании и насаждении стереотипов большой вклад вносит пропаганда.
В нашей стране начало исследований в сфере ОМ приходится на 20-е годы прошлого столетия. В этот период была проделана большая работа по изучению не столько теоретических основ проблемы, сколько прикладных ее аспектов, включая анализ динамики ОМ, возможностей СМИ по его формированию, разработке методики изучения. Новый рост внимания к ОМ обозначился в середине 60-х годов, Появился ряд ученых, которые достаточно глубоко изучали общественное мнение – В.С. Коробейников, Б.А. Грушин, Ю.М. Левада и др. результаты этой работы дали обширный эмпирический материал для последующего развития теории и методологии изучения ОМ в нашей стране.
При всем разнообразии литературы посвященной общественному мнению, сама степень его научного осмысления оценивается по-разному. Так, например, А.К. Уледов, одни из крупнейших отечественных специалистов в сфере духовной жизни общества полагал, что «общественное мнение за последние годы являлось предметом интенсивного изучения, и многие его особенности довольно подробно выяснены». В представлении В.С. Коробейникова «общественное мнение – одно из интереснейших и сравнительно еще малоисследованных проявлений человеческого духа».
В настоящее время в российской литературе насчитывается около пятидесяти различных определений общественного мнения. И такое обилие определений данного феномена можно объяснить двумя причинами:
1) сущность общественного мнения, его природа, механизм формирования и проявления очень сложны, так детерминированы многочисленными, разнообразными и равнодействующими, быстро меняющимися социально-экономическими, политическими и духовными факторами, что особенно характерно для современного состояния российского общества;
2) многообразие в оценках и понимании природы ОМ, механизмов его функционирования и проявления можно объяснить тем обстоятельством, что каждый стремится его использовать и сформировать свое собственное понимание этого духовного явления, выделить в его содержании именно ту его часть, которую он считает главной
Так или иначе, сегодня ОМ рассматривается как:
1) своеобразный способ существования общественного сознания в виде неофициального массового сознания социальных групп, объединений людей, связанных общностью интересов, в которых формируются их отношение к событиям, процессам, явлениям общественной жизни;
2) составная часть общественного сознания, включающая в себя отношение людей к событиям и фактам действительности, имеющим собственный интерес;
3) коллективное суждение, в котором в форме оценки (одобрения или осуждения) выражается отношение к чему-либо на основе общего интереса и воли;
4) это не только и столько суждение о чем-то, а это конкретно-исторический механизм связи суждений с действиями людей, механизм воплощения мнения на практике.
Понятие ОМ состоит из двух слов: «общественное» и «мнение». Первое достаточно хорошо изучается в ряде дисциплин: философия, история, политология, управление, психология и т.д. Второе же слово малоисследованно. Принято считать, что мнение – это есть суждение людей. Логика под суждением понимает связь между понятиями (субъектом и предикатом), психология изучает развитие суждений как формы абстрактного, логического мышления.
Суждения могут быть дескриптивными (описательные), которые выражают внешние признаки предмета, нормативными (суждения предписания) широко применяемые в морали и праве, оценочными, выражающими конкретное мнение субъекта об объекте (одобрение или порицание, предпочтение или отклонение).
В основе оценки лежит определенный уровень знаний, но для изучения ОМ важно знать не просто мнение-факт, а мнение-оценку, посредством которой проявляется личностное отношение человека к тому или иному событию.
Оценка придает мнению, выступающему в виде суждения содержательную направленность, так как высказывание подобного мнения проходит с оценкой кого-либо и чего-либо. Ценностно-оценочные суждения возникают у людей по поводу интересующих их событий, явлений и фактов, которые вызывают у них потребность личностного определения относительно интересующих их предметов.
Накопленный опыт в изучении ОМ стал широко использоваться в деятельности специально создаваемых научных и научно-методических организаций. Так, в 1987 году был создан ВЦИОМ (всесоюзный центр по изучению общественного мнения). В ряде республик были организованы РЦИОМы (республиканские центры по изучению общественного мнения). Наряду с традиционными методами сбора социологической информации (анкетирование, интервью) стали широко использоваться новые – контент-анализ прессы, прессовый опрос, опросы по телефону, почтовые опросы, что позволило существенно расширить количество респондентов, получать более оперативную и достоверную информацию.
Расширился и диапазон возможностей воздействия на ОМ – многочисленные тематические передачи, передачи дискуссионного характера на каналах телевидения, которые способствуют более быстрому формированию оценочных суждений как основы возникновения общего мнения) до приемов прямого манипулирования ОМ, давление на массовое сознание.
Все это приводит к дифференциации и поляризации мнений в обществе в рамках той или иной социальной общности и группы, снижает целостность ОМ, его компетентность, устойчивость, действенность функций и, в целом, значительно уменьшает ту социальную роль, которую оно призвано играть – роль социального механизма регуляции.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1148;