Девиантное и преступное поведение.

Девиантное поведение –поведенческое отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью общества как предосудительное и недопустимое.

Необходимо разделять два понятия: «конформное поведение» и «конформизм». Конформное поведение– поведение человека соответствующее ожиданиям окружающих. Конформизм – подчинение мнению большинства.

Специфика социологического подхода к рассмотрению девиантного поведения состоит в том, что одни и те же поступки одобряются в одних обществах, и считаются недопустимыми в других. (Примеры: отношение к многоженству в мусульманских и немусульманских странах; археологи и грабители могил). Отклонения от норм не могут быть объективной характеристикой человеческого поведения. Общество само решает, считать ли какое-либо поведение девиантным или нет. Социальная норма – это не линия, а определенная зона, описывающая диапазон определенных стилей поведения. Ни один стиль поведения не является девиантным сам по себе. Девиантность – предмет социальных определений. Девиантное и нормативное поведения – две стороны одной медали – две составляющие социально-ролевого поведения. Девиация направлена на преодоление фрустрации– препятствия на пути к цели.

Основной вопрос социологии девиантного поведения: почему люди нарушают социальные нормы? – На этот вопрос в социологии даны 4 ответа – четыре основных концепции девиантного поведения – (I) теория аномии, (II) теория «культурного переноса», (III) теория конфликта (IV) теория стигматизации. Рассмотрим их.

(I) Теория аномии (Э, Дюркгейм). Девиантное поведение в обществе необходимо; многие выдающиеся открытия и изобретения рассматривались вначале как девиации, а их авторы – как девианты. Более того, Девиантное поведение играет функциональную роль. Наказание девианта способствует осознанию границ того, что считается допустимым. Громадную роль в росте девиаций играет состояние «аномии» - ценностной неопределенности, как об этом свидетельствует пример современной России.

(II) Теория культурного переноса.Ее автором является выдающийся французский юрист и социологГабриэль Тард (1843-1904). Он говорил, что в основе девиантного поведения лежит процесс подражания, малолетние преступники всегда подражают взрослым. «Попал в дурную компанию» говорят про того, кто попал под влияние взрослых преступников.

(III) Теория конфликта (К.Маркс). Согласно марксистской социологии, в основе девиантного поведения лежит феномен «отчуждения». Нарушая лицемерные нормы буржуазного общества, девиант бросает вызов буржуазным ценностям.

(IV) Теория стигматизации (Гоффман). Этот подход основывается на тезисе о том, что девианты выполняют «стигматизированные социальные роли» (по гречески слово stigma означает «ярлык», «клеймо»). Девиантное поведение индивида является девиантным потому, что другиелюди считают его отклоняющимся от нормального. Подобное объяснение девиантности связано с теорией «наклеивания ярлыков»: девианты подвергаются «типичной стигматизации, и их стигма действует в качестве основного статуса, определяющего характер их взаимодействия с другими людьми». Поэтому девиантность, в значительной мере, создается реакцией общества. Когда индивиды характеризуются как «девиантные», общественная реакция на этот ярлык непременно закрепит и усилит для них самих стигматизированный образ самого себя как непохожего на всех остальных, как «человека с отклонениями». В этом случае девиантность может принять устойчивый, долговременный характер: «если с кем-то постоянно обращаются как с опасным человеком, как с отщепенцем, крайне велики шансы, что он будет таким же образом рассматривать сам себя и поступать соответствующим образом».

Концепция «стигмы» основана на социально-философских идеях Чарльза Кули и Джорджа Мида. Чарльз Кули (1864-1929) – американский социолог, известный благодаря его оригинальной теории «зеркального Я». Как известно, эта теория легла в основу концепции символического интеракционизма Дж. Г. Мида – американского философа и социолога, работавшего в Чикагском университете. Под влиянием Джеймса Дьюи и Чарльза Кули, в концепции Мида различались сознательное мышление, а также самосознание и саморегулирование ролей социальных акторов. Согласно Миду, «Я» возникает из социальной интеракции, благодаря которой человек, «приняв роль другого», делает своими внутренними позиции реальных и предполагаемых других. Опираясь на выдвинутое Кули понятие зеркального «Я», он включил «Я» в непрерывное взаимодействие с «Мы» (Я, каким меня видят другие). «Мы» представляет позиции социальной группы, «обобщенного другого». Через восприятие роли в игре и воображаемые репетиции мы внутренне усваиваем ценности группы в качестве своих собственных.

Согласно мнению большинства социологов, ни одна из теорий (I) – (IV) не способна дать полное описание и исчерпывающее объяснение девиантного поведения. У каждой – свой источник отклоняющегося поведения. Отклоняющее поведение бывает трех типов:

(1) собственно девиантное поведение (поведение, несовпадающее со стандартным, но не являющееся криминальным – например, нестандартная сексуальная ориентация;

(2) делинквентное поведение (небольшие отклонения);

(3) криминальное поведение.

Специфика социологического рассмотрения преступности – в его многомерности. Рассматриваются не только юридические преступники, но и фактические (например, Гитлер и Сталин). Социология права рассматривает преступное поведение как разновидность профессионального поведения, характеризуемое тем, что:

(1) преступность обеспечивает средства к существованию;

(2) необходимы профессиональные навыки;

(3) технические приспособления;

(4) иерархия в преступном мире – воры в законе, блатные, мужики и опущенные;

(5) особый воровской жаргон – «феня»;

(6) свои воровские традиции;

(7) налаженная система передачи опыта, обучения профессии;

(8) престиж.

3. Теории девиантного поведения.

В настоящее время, согласно Уголовному Кодексу РФ, суд обязан учитывать не только характер преступления, но и личность преступника. В российской юриспреденции к настоящему моменту разработаны три основных подхода к пониманию природы криминальной личности – (I) антропологический, (II) психологический и (III) социологический.

(I) Основателем антропологического подхода является итальянский криминалист Чезаре Ломброзо (1835-1909), долгое время работавший начальником тюрьмы в г. Турине и собравший колоссальную картотеку на уголовником, насчитывавшую несколько десятков тысяч карточек. Каждая карточка содержала не только фотографию преступника, но и данные о его возрасте, семейном положении, социальном происхождении, но и его антропометрические данные – рост, вес и т.д. Именно Ломброзо заметил и обосновал на большом фактическом материале, что существуют определенные корреляции между внешним видом преступника и характером совершенного преступления. Чем тяжелее преступление, тем больше преступник похож на гориллу: малый рост, длинные руки, звериный взгляд и т.д.

Основываясь на этих данных, Ломброзо выдвинул теорию «врожденного преступника», для которого характерно следующее:

(1) нарушение равновесия между инстинктом и интеллектом;

(2) повышенная агрессивность;

(3) низкая степень развития личности;

(4) звероподобный внешний облик.

Тем не менее, критики Ломброзо указали ему на следующее обстоятельство: в своих рассуждениях он игнорировал социальные измерения преступности, и то, что преступники происходили, как правило, из неблагополучных семей, принадлежащих к самым бедным и обездоленным общественным классам.

(II) Одним из основателей психологического подхода является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Этот подход оказывается особенно эффективным для понимания природы серийных убийц – маньяков типа Чикатило, - которые внешне выглядят весьма благопристойно (Чикатило был завучем в средней школе). Согласно Фрейду, маньяками движет изначально присущий человеку инстинкт разрушения и агрессии на почве фрустрации. Грубо говоря, если сексуальные потребности не могут найти положенный выход, они прорываются в виде особо зверских поступков.

(III) Французский социолог и криминалист Габриэль Тард (1843-1904) показал важность учета влияния социальных факторов – и прежде всего, той среды, в которой вырастает преступник, - на его поведение. Именно самые близкие, как правило, формируют направленность поступков человека на добро или зло.

В итоге можно резюмировать, что человек – существо биосоциальное. Поэтому подлинной причиной формирования преступных наклонностей в нем выступает именно определенное сочетание биологических и социальных факторов.

Лекция 10. Социология семьи

1. Определение семьи

2. Структура и функции семьи

3. Проблемы развития семьи в современном обществе

Определение семьи

В современном обществе функционирует множество социальных общностей. Одни из них объединяют большинство граждан данной страны, например, государство. Другие включают в свой состав вполне определенное количество людей, профессионально занимающихся определенным видом деятельности, например, полиция или суд. Но есть в обществе любого типа такой социальный институт, с которым так или иначе, связана жизнь каждого человека – это семья. Практика жизни постоянно показывает, какую роль играет этот социальный институт в жизни общества, государства. И если в этом социальном институте имеются проблемы, то напрямую имеются

проблемы и в обществе, и в государстве.

Семья – это социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении и объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью

Следует подчеркнуть, что одна из важнейших отличительных особенностей этой системы заключается в том, что семья одновременно характерными чертами социального института и малой социальной группы.

Как социальный институт семья обладает моральным и правовым узаконением, общественной и государственной поддержкой, характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, а также другими родственниками (например, меду прародителями и внуками, братьями и сестрами и т.д.).

При анализе семьи как социального института обычно рассматриваются не конкретные семьи, а образцы семейного поведения, специфические для определенного типа культуры или социальных групп, характерные роли и распределение власти в семье.

В качестве малой социальной группы семья функционирует как основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении) социальная общность, члены которой связаны единством быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

При анализе семьи как социальной группы основное внимание уделяется специфике формальных и неформальных санкций в сфере семейно-бытовых отношений, выяснению причин и мотивов, вследствие которых люди женятся, любят или ненавидят, мстят друг другу, стремятся иметь детей или не иметь их, а их брачный союз оказывается устойчивым или неустойчивым, счастливым или нет.








Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 2208;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.181 сек.