Лекция 3 Публичное выступление. Роды и виды публичных выступлений

 

План

1. Ораторское устное слово – важное и активное средство воспитания и обучения.

2. Роды и виды красноречия в сфере коммуникации.

3. Выбор и использование языковых средств в публичном выступлении.

 

1. Ораторское, устное слово люди ценили во все времена. Оно – важное и активное средство воспитания и обучения, распространения философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям прогресса.

Оратор обращается с людьми непосредственно, и это позволяет ему быстро реагировать на актуальные жизненные вопросы, активно распространять, пропагандировать передовые мысли, стремительно откликаться на события, учитывать многочисленные интересы слушателей, комментировать известные факты, разъяснять политику государства. Оратор обращается к совести людей, их памяти, их национальным, патриотическим, интернациональным чувствам. Он поднимает в человеке духовность, благородное движение разума, ставит на первый план общечеловеческие заботы, интересы, идеи. Благородные цели познания, проповедь гуманизма и милосердия, «открытие» правды возвышают речь, влияют на духовный мир слушателей. Подлинный оратор, вкладывая в речь всю глубину своего интеллекта и страсть своей души, действует на умы и сердца людей.

Демократия предполагает открытость, гласность, широкие ответственные дискуссии, публичные выступления, которые играют огромную роль в возможности высказывания самых разных точек зрения, в оздоровлении общественной атмосферы в умножении духовного богатства жизни, в объединении всех прогрессивных сил общества. Одна из главных особенностей демократии – возможность убеждать правдивым, свободным словом. Это требует от выступающего в разнообразных аудиториях, порой весьма сложных, высокого мастерства, основанного на хорошем знании материала и активном владении действительной речью – оружием оратора. Это требует колоссальной ответственности за сказанное слово и предельной взыскательности к своей речи.

Речь оратора передает его личность, его индивидуальность, его духовность, его связь с политической и культурной жизнью народа. Всесторонний анализ речей ярких ораторов показывает нам глубину и оригинальность их идей. Многообразие жанров и тематики, которая отражает круг их интересов, логику развития их мысли, языковые и композиционные особенности их выступлений.

Сейчас многие выступают с речами и докладами, читают лекции, проводят беседы. Речевая активность людей значительно возросла. И это радует. Но для повышения мастерства, конечно, необходимо изучать теорию ораторского искусства, глубоко анализировать речи выдающихся ораторов, переносить теоретические знания в собственную практику.

Живое словесное общение ‒ это наука и искусство. Они представляют собой две стороны медали. И только во взаимодействии, в соединении того и другого возможно процветание той части культуры, которая называется ораторским искусством. Богатый запас активной лексики, прекрасный голос, бойкая речь еще не означают, что человек владеет техникой выступления.

В основе действенной речи лежат ясные аргументы, выбор которых мотивирован ситуацией общения и составом аудитории. Эти аргументы должны действовать не только логически, но и эмоционально. Только тогда они могут быть убедительными.

Ораторская речь — речь подготовленная. И готовится, она, естественно, по книжно-письменным источникам, которые оказывают прямое и непосредственное влияние на структуру речи.

 

2. Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. К первой, например, можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй ‒ дипломатическую речь или выступление на съезде, к третьей ‒ военно-патриотическую речь или речь митинговую, к четвертой ‒ юбилейную (похвальную) речь или застольную речь (тост). Конечно, такое деление не имеет абсолютного характера. Например, выступление на социально-экономическую тему может обслуживать научную сферу (научный доклад), деловую сферу (доклад на съезде), информационно-пропагандистскую сферу (выступление пропагандиста в группе слушателей). По форме они также будут иметь общие черты.

В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия:

· социально-политическое

· академическое

· судебное

· социально-бытовое

· духовное (церковно-богословское).

Род красноречия ‒ это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Результатом дальнейшей дифференциации на основании более конкретных признаков, являются виды или жанры. Эта классификация носит ситуативно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель выступления.

К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи.

Политика (от греч. «искусство управлять государством») – весьма широкое понятие, но если говорить о политических речах, то они бывают информационные, осведомительные – это пропаганда, политпросвещение, наука; убеждающие и призывные, побуждающие к действию, - это агитация, например, предвыборная; дискуссионные, полемические, даже разоблачительные – это обсуждение спорных вопросов, споры внутри – и межпартийные.

В политике широко используются средства массовой информации – масс – медиа, радио- и телепередачи, но в моменты обострения политической борьбы возрастает роль живого слова, импровизации – это выступление на митингах, демонстрациях.

Диапазон тематики социально-политических речей широк: борьба за власть, международный и межнациональный вопросы; экономические, нравственно-воспитательные, правовые, научно-образовательные и религиозно-конфессиональные проблемы; сложнейшие вопросы жизни, быта, обеспечения людей.

Выступления на собрании, диспуте, митинге, отчетный доклад, научное сообщение, вузовская лекция – все это разновидности социально-политического красноречия, которое носит характер размышлений, сопоставлений; в ней рассматриваются, анализируются и оцениваются различные точки зрения, имеющиеся по данному вопросу, формулируется позиция оратора.

Каждая публичная речь имеет целью дать слушателям определенную информацию, объяснить, помочь осмыслить ее и оказать воздействие на слушателей, на формирование их мировоззрения или точки зрения.

Некоторые жанры социально-политического красноречия носят черты официально-делового и научного стиля, поскольку в основе их лежат официальные документы. В таких речах анализируются положение в стране, события в мире. Основная их цель ‒ дать слушателям конкретную информацию. В этих публичных выступлениях содержатся факты политического, экономического характера и т.п., оцениваются текущие события, даются рекомендации, делается отчет о проделанной работе. Эти речи могут быть посвящены актуальным проблемам или могут носить призывный, разъяснительный, программно-теоретический характер. Выбор и использование языковых средств зависит в первую очередь от темы и целевой установки выступления.

Кроме того, отдельным видам политических речей свойственны те стилевые черты, которые характеризуют официальный стиль: безличность или слабое проявление личности, книжная окраска, функционально окрашенная лексика, политическая лексика, политические, экономические термины. В других политических речах используются самые разнообразные изобразительные и эмоциональные средства для достижения нужного оратору эффекта. Скажем, в митинговых речах, имеющих призывную направленность, часто используется разговорная лексика и синтаксис.

Академическое красноречие ‒ род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой.

Это из древнейших полей языкового поиска – высокое мастерство общение с учениками. Это Сократ, Платон, Аристотель, а в России – С. Соловьев, В. Ключевский, Н. Бердяев, В. Виноградов, К. Тимерязев, А. Лосев, Д. Лихачев и многие другие. Как педагоги эти признанные мыслители и ученные формировали и оттачивали мастерство учебных диалогов, дискуссий, эвристических бесед на лекциях в университетах, на публичных выступлениях.

К этому роду относятся – вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция.

Основные принципы этого рода красноречия – научная глубина излагаемого материала, точность, логика (обоснованность, доказательность, поиск истины), знание и учет адресата, умение устанавливать контакт с аудиторией, находить уровень доступности, интереса, мотивации, достигать ответного развивающего эффекта.

Университетский профессор дает образцы культуры мышления, он ведет за собой студентов. Суть университетского образования не только в новизне излагаемого, но и в реализации методов исследования. Профессор будит мысль студентов, стимулирует их способности и одаренность, зажигает стремление.

Разновидностью академического мастерства является педагогическое общение в вузе, в семье. Главное в таком общении - создание атмосферы близости, доверия, благоприятного эмоционального климата, артистизма преподавателя, устранения психологических барьеров.

Преподавателю необходимо безупречно владеть собой и языком, механизмами речи, оперативно ориентироваться в меняющихся условиях, не упускать основную цель, видеть перед собой не объект воздействия, а живую, более того, - животрепещущую личность. Не подавить ее, а помочь!

Судебное красноречие ‒ это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

В силу ситуативно-тематических факторов судебно-монологическая речь стоит несколько обособленно: по тематике, а тем более по цели, смысловой направленности она отличается от других жанров публичной речи.

Прежде всего, судебная речь ограничена сферой применения: это узкопрофессиональная речь, произносимая только в суде; ее отправителями могут быть только прокурор и адвокат, позиция которых определяется их процессуальным положением.

Судебная речь – это речь полемическая убеждающая. Полемика – это борьба принципиально-противоположных мнений, которая ведется с целью опровергнуть точку зрения противной стороны и доказать правильность своей позиции. Судебной речи присущ оценочно-правовой характер. В языковом аспекте судебная речь характеризуется сочетанием стандартных и эмоционально-экспрессивных средств выражения, так как ее тематика предполагает употребление четких стандартных юридических формул и терминов; убеждающий же характер делает необходимым использование речевых средств воздействия, что создает экспрессивность.

Аргументированная, убедительная, эмоциональная речь помогает присутствующим в зале судебного заседания понять важность соблюдения требований закона и норм морали.

К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь, произносимая на официальных, например дипломатических, приемах, а также речь бытовая; надгробная речь, посвященная ушедшему из жизни.

Платон, Аристотель уделили существенное внимание дружеской беседе как предмету риторики. Аристотель считал наличие хорошего друга главным компонентом счастья: беседа облагораживает людей, обогащает их, приносит радость.

Но житейское общение далеко не исчерпывайся беседами друзей. Это деловые переговоры, застольные речи, праздничное веселье, нравственно-назидательные советы и требования в семье, шутки, остроумные рассказы и парадоксы, литературные, научные, политические споры, светские этикетные турниры в антракте.

Все это – элементы культуры. И каждый человек должен владеть ими и для самоутверждения, и для удовольствия.

Не смотря на разнообразие, удается выделить некоторые общие особенности в этой области, несвойственные или малоупотребительные в других.

1. Эти речи чаще всего спонтанны, неподготовлены, отражают сиюминутные настроения, чувства, порывы. В них отчетливо выражается индивидуальность каждого субъекта. В этих ситуациях говорящий часто сожалеет о сказанном, о своей поспешности.

2. Здесь господствует диалог и часто бывает полилог как общение нескольких собеседников или даже многих. Внутренняя связь устного текста очень высока, отдельные реплики могут оказаться непонятными вне текста. Здесь в высокой степени применим термин ситуативная речь.

3. Эмоциональный уровень в бытовом общении также может быть высок, в диапазоне от восторженного до злобного. Что может привести к сквернословию и оскорблению.

4. Здесь огромную роль играют невербальные средства общения, паралингвистические коды, весь тот «поток жизни», который учитывается в анализе дискурса. По этой же причине уместны умолчания, намеки, аллюзии, ссылки на события, которые известны только собеседникам.

5. Соблюдение литературной нормы наблюдается не всегда, стили – от литературно-разговорного с элементами патетики до разговорно-бытового с элементами просторечия, диалектизмами, арготизмами.

В общем бытовой речи часто бывает свойственен ролевой характер общения и даже артистизм, раскованность.

Разговорная, бытовая речь представляет собой пространство активного применения правил культуры речи. Бытовое общение на первый взгляд дело частное, однако нельзя отрицать его социальной природы: она выражается в личных контактах не только в семье, но и за ее пределами.

Общение в быту тончайшими нитями связывает, цементирует общество, оно формирует у каждого человека черты коммуникабельности, развивает гибкость языкопользования, чувства юмора, выразительности речи, умение непринужденно держаться в обществе, смягчать напряженность в отношениях, уступать во имя мира и дружбы.

Одним из видов социально-бытового красноречия было придворное красноречие. Для него характерно пристрастие к высокому слогу, пышным, искусственным метафорам и сравнениям. Для речей такого рода, как представляется, характерны не жесткий план изложения и освещение разных сторон личности, а только положительных качеств.

Духовное (церковно-богословское) красноречие ‒ древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием.

Духовным речам присущ интерес к внутреннему миру человека. Духовные речи осуждают пороки пьянства, гордыню, сребролюбие и т.д. Прославляются же в них любовь к Родине, милосердие, мужество, мудрость. Есть специальная наука, изучающая христианское церковное проповедничество и духовное красноречие – гомилетика.

Замечательные образцы духовного красноречия — «Слово о законе и благодати» Илариона (XI в.), проповеди Кирилла Туровского (XII в.), Симеона Полоцкого (XVII в.), Тихона Задонского (XVIII в.), митрополита Московского Платона (XIX в.), Митрополита Филарета (XIX в.), Патриарха Московского и всея Руси Пимена (XX в.), митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (XX в.).

 

3. Основу речей любого рода составляют общеязыковые и межстилевые средства. Однако каждый род красноречия имеет специфические языковые черты, которые образуют, микросистему с одинаковой стилистической окраской.

Форма выражения в ораторской речи может не отрабатываться с той степенью полноты и тщательности, как это бывает в речи письменной. Но нельзя согласиться и с тем, что ораторская речь спонтанна. Ораторы готовятся к выступлению, хотя и в разной степени. Это зависит от их опыта, мастерства, квалификации и, наконец, от темы выступления и ситуации, в которой произносится речь. Одно дело ‒ речь на форуме или конференции, а другое ‒ на митинге: разные формы речи, разное время произнесения, разная аудитория.

Ораторская речь содержит элементы книжно-письменных стилей. Это связано с тем, что она готовится по книжно-письменным источникам. Поскольку речь произносится вслух, то неизбежно использование в публичных выступлениях элементов разговорного стиля, который теснейшим образом связан с устной формой речи.

Чтобы выступление было убедительным, способствовало созданию особой атмосферы, дружелюбного доверительного настроя, необходимо использовать изобразительно-выразительные средства языка. В России ораторы традиционно использовали эмоциональную лексику, экспрессивные средства выражения мысли, богатый словарный запас русского языка.

К риторическим средствам выражения относятся: пример, сравнение, образ, рассказ, повтор, разъяснение, рафинирование (обобщающий повтор), призыв, цитирование, перекрещивание, повышение напряжения, антитеза (противопоставление), промедление, неожиданность, предуведомление, игра слов, намек, описание (парафраза), гипербола (преувеличение), парадокс, вставка, постановка возражения, риторический вопрос, синекдоха (переименование).

Так с помощью наглядных примеров и сравнений сложное становится простым и доступным. А рассказ о каком-либо точном событии или описание исторического факта запоминаются, как правило, надолго и служат ключом к речи. Промедление возбуждает любопытство слушателя так же , как и предуведомление. Сравнения позволяют точнее выразить мысль, сделать ее более доходчивой.

К лексическим средствам выразительности относятся тропы –употребление слов и словосочетаний в таких контекстах, которые обнаруживают у них неизвестные, новые смысловые оттенки. Наиболее распространенными тропами, использующимися в публичном выступлении, являются гипербола, олицетворение, эпитет, сравнение, метафора, перифраза, аллегория, аллюзия (ссылка на какой-либо мифологический, литературный, исторический факт), фразеологизмы.

К синтаксическим средствам выразительности относятся такие фигуры, как: риторический вопрос, повтор, антитеза, инверсия, градация, и др.

Кроме того, существуют фигуры, связанные с изменением объема текста. Среди них фигуры прибавления: анафора (единоначалие), эпифора (повтор в конце отрезков речи, фиксирующий следствие, неизбежность), стык (повтор слов на границах отрезков речи), кольцо (отрезок речи, который одинаково начинается и одинаково заканчивается), многосоюзие (повтор союза передает замедленность действия, торжественность), геминация (двукратный повтор), синтаксический параллелизм.

Фигуры убавления основаны на пропуске речевых единиц, что придает речи выразительность, энергичность. Наиболее часто встречающимися в публичном выступлении фигурами убавления являются эллипсис и инверсия.

Не следует забывать также о применении речевых клише, принятых в ораторской практике и необходимых для установления контакта со слушателями. Оратор должен обязательно представиться, поблагодарить за внимание. Вначале и в конце выступления следуют речевые формулы приветствия и прощания: «Господа, коллеги», «Позвольте начать выступление», «Закончить выступление», «Обратить ваше внимание» и др.

Таким образом, каждое выступление, даже самое малое, рассчитанное на небольшую аудиторию, должно быть тщательно подготовлено и продумано, ведь как сказал русский поэт, ученый, оратор М.В. Ломоносов: «Блаженство рода человеческого коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может».

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Почему во все времена ценили устное слово?

2. Что ставит на первый план оратор в своих выступлениях?

3. Какие условия необходимы для процветания ораторского искусства?

4. От чего зависит выделение родов и видов красноречия?

5. Какие сферы коммуникации вы знаете?

6. Расскажите о родах красноречия?

7. На основании чего классифицируются жанры красноречия?

8. Что составляет основу публичного выступления?

9. Какие элементы содержит ораторская речь?

10. Перечислите средства выразительности, использующиеся в публичном выступлении. Охарактеризуйте их.

 

Учебный словарь

Абзац – часть текста, ограниченная смыслом.

Акт речевой – речевое действие (высказывание), совершаемое одним говорящим с учетом другого.

Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном абзаце.

Апостроф – знак в виде запятой над строкой, заменяющий опущенную гласную.

Аргументация – приведение доводов с намерением изменить убеждения другой стороны.

Гармонизировать – согласовать, соответствовать.

Герменевтика – учение об истолковании тестов, преимущественно древних.

Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати.

Доходчивость – вразумительность, доступность, понятность.

Иерархия – расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Инверсия – нарушение принятого в разговорной речи порядка слов и, тем самым, обычной интонации.

Интеллект – качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта и использованию своих знаний для управления окружающей средой.

Интериоризация – переход извне внутрь, преобразование структуры деятельности.

Интерпретация – общенаучный метод с фиксированными правилами перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания.

Коммуникация – тип взаимодействий между людьми, предполагающий информационный обмен.

Компетенция – способность применять знания, умения, успешно действовать на основе опыта при решении задач общего рода.

Компонент – взаимопонимание собеседников в ходе речевого акта.

Конгломерат – соединение чего-нибудь разнородного.

Контраст – прием, привлекающий внимание к логической и качественной противоположности.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка.

Красноречие – умение говорить красиво и убедительно, ораторские способности.

Критерий искренности – соответствие высказываний действительности.

Литературный язык – обработанная часть общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закрепленными нормами.

Метафора – это троп, основанный на употреблении слов в переносном значении.

Мотивация – побуждение к действию.

Опыт коммуникативный – совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактах, ведущих или неведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий.

Ораторская речь – разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно разговорной.

Ораторское искусство – искусство публичного выступления с целью убеждения; гармоничное сочетание риторики, приемов актерского мастерства и психологических техник.

Поведение оратора – форма контакта с любым слушателем, путы выхода из непредвиденных ситуаций.

Поэтика – теория поэзии наука, изучающая поэтическую деятельность, ее происхождение, формы и значения, законы литературы вообще.

Риторика – наука об искусстве красноречия, умение говорить красиво, интересно, убедительно.

Ситуация – обстановка, положение, создавшееся в результате стечения каких-либо обстоятельств.

Сравнение – образное словесное выражение, в котором изображаемое явление употребляется другому по какому-либо общему для них признаку.

Структура ораторской речи – целостность ораторской речи, заключающаяся в единстве ее темы – главной мысли выступления, поставленной основной проблемы.

Уместность речи – это соответствие содержания речи, ее языковых средств целям и условиям общения.

Унификация – приведение к единообразию, к единой форме и системе.

Усиление – практический ход, направленный на лучший и более эффективный контроль за вниманием слушающего.

Этнориторика – область исследований, в которой изучаются национальные традиции красноречия и национальные особенности норм речевой культуры.

 

Литература к разделу IV

1. Александров Д.Н. Риторика: учебное пособие для вузов / Д.Н.Александров. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 534 с.

2. Апресян Г.З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 277 с.

3. Будильцева М.Б. Курс лекций по дисциплине «Русский язык и культура речи»: учебное пособие / М.Б. Будильцева, И.А. Пугачев, Н.Ю. Царева; под ред. проф. М.Б. Будильцевой. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 272с.

4. Введенская Л.А. Культура и искусство речи. Современная риторика/ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 556 с.

5. Дорогова Л.Н. Основы мастерства публичных выступлений / Л.Н. Дорогова. – М.: Искусство, 1999. ‒ 187 с.

6. Кохтев Н.Н. Риторика / Н.Н. Кохтев. – М.: Просвещение, 2004. – 208 с.

7. Кузнецов И.Н. Риторика: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. – 6-е изд. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2013. – 506 с.

8. Львов М.Р. Риторика. Культура речи / М.Р. Львов. – 2-е изд. – М., 2004. – 272 с.

9. Михайличенко Н.А. Риторика / Н.А. Михайличенко. – М.: новая школа, 2004.

10. Риторика: курс лекций / Л.А. Мурина, Т.В. Игнатович, Т.В. Мальцевич [и др.]. – Минск: БГУ, 2002.

11. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: курс лекций для студентов-нефилологов / Г.К. Трофимова. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 160 с.

 


 

Приложения

Приложение 1








Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 9977;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.051 сек.