Рекомендации по написанию вторичных текстов.
В. Н. Мещеряков и Е. А. Охомуш приводят конкретные рекомендации, которыми можно воспользоваться для написания вторичных текстов:
1. Выделим в каждом абзаце тематическое или центральное предложение. Исключив из абзацев в целом все блоки обеспечения (примеры, детализацию, пояснения, авторские отступления, ссылки, цитаты), получаем тезисы текста.
2. Перечислив тезисы текста и обеспечив их минимум примеров, получаем конспект текста.
3. Определив область знания, к которой относится текст, сформулировав тему текста, цель автора, выяснив структуру текста и содержание каждого из фрагментов текста, относительно самостоятельных в смысловом отношении, прояснив ход мысли автора, получаем реферат.
4. Выделив в тезисах опорные слова и словосочетания, получаем план текста.
5. Характеризуя содержание текста пунктами плана, получаем аннотацию текста.
Несмотря на некоторый схематизм данных рекомендаций, ими, несомненно, можно пользоваться, особенно при написании аннотаций и рефератов. Кроме того, авторами показана не только внутренняя общность, но и внешнее сходство между разными видами вторичных текстов.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Дайте общую характеристику первичных и вторичных жанров научной речи.
2. Расскажите о композиции научных текстов.
3. Каковы функциональные и структурные особенности плана, тезисов и аннотации?
4. Каковы функциональные и структурные особенности конспекта?
5. Каковы функциональные и структурные особенности реферата?
6. Расскажите об отличительных особенностях рецензии и отзыва.
Учебный словарь
Аннотация (лат. заметка) ‒ краткая характеристика произведения печати с точки зрения его содержания, проблематики, структуры, читательского адресата и т.д.
Библиографическое описание ‒ совокупность сведений о тексте первоисточника, оформленных в соответствии с установленными правилами.
Идиома(греч. idioma – своеобразное выражение) – то же, что фразеологическая единица.
Инверсия– (лат. inversion – перестановка, переворачивание). Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. Инверсия относится к числу стилистических фигур. Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь...
Кодификация – фиксация в словарях и грамматике тех норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов кодифицированных функциональных разновидностей.
Компрессия (речевая)(от лат. compressio ‒ сжатие) ‒ уменьшение слоговой величины исходного текста за счет избавления от единиц речи, несущих второстепенную информацию, а также за счет лексических и грамматических трансформаций.
Конспект ‒ сжатое, дословное изложение содержания оригинального текста.
Некодифицированная речь – к некодифицированным формам существования языка относятся диалекты, просторечные формы, жаргоны и др. Противопоставляется книжной речи как кодифицированной форме литературного языка.
Пиктограмма(от лат. pictus ‒ нарисованный и греч. γράμμα ‒ запись) ‒ знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Подстиль научно-информативный – функции этого стиля – концентрация и обработка научной информации для повышения эффективности научных исследований
Подстиль научно-популярный – разновидность научного стиля, предназначенная для распространения научных знаний среди широких общественных кругов.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 2049;