Лекция 2 Оратор и его аудитория
План
1. Эффективность ораторской речи.
2. Ораторское искусство.
3. Личные качества оратора.
4. Основные навыки и умения оратора.
5. Пять основных этапов подготовки публичной речи.
6. Структура устного публичного выступления.
7. Написание и овладение текстом выступления.
1. Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями.По определению психологов, контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателем. В результате чего возникает эта общность? Прежде всего, на основе совместной мыслительной деятельности, т.е. оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы – оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакта нет. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием. Не случайно в народе говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает». Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию.
Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению. Возникает вопрос: как определить, удалось установить контакт или нет? Внешне контакт проявляется в поведении аудитории, а также в поведении самого оратора. Нередко во время выступления оратора в зале царит тишина. Но как различна, бывает эта тишина! Одних ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. Эта тишина регулируется самим оратором. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают движение в зале, улыбку, смех слушателей, но этот смех прекращается сразу же, как только оратор вновь начнет излагать свои мысли. Во время выступления других ораторов тоже сидят молча, но не потому, что ловят каждое его слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Это так называемая «вежливая» тишина. Сидеть-то сидят, не нарушая порядка, не разговаривая, но не слушают, не работают вместе с оратором, а думают о своем, мысленно занимаются другими делами. Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией.
Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушателями положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головы, улыбок, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале.
О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющей установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, он не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение. Оратору порой удается установить контакт только с частью слушателей, а не со всей аудиторией. Можно сказать, что контакт – это величина переменная. Он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления оратора. Конечно, каждый выступающий должен стремиться установить со своими слушателями полный контакт, устойчивый от начала до конца речи. А для этого необходимо учитывать целый ряд факторов. На установление контакта оратора со слушателями влияют, прежде всего, актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления. Именно интересное содержание в значительной степени определяется успехом ораторской речи, является залогом установления контакта между оратором и аудиторий.
Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, как человек, у которого слово с делом не расходится, человек, не бросающий слов на ветер, выступающий «не ради красного словца», то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору.
Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступить. Рассмотрим основные особенности аудитории. Прежде всего, важно знать, однородна или неоднородна аудитория. По каким же признакам можно судить об однородности аудитории? К ним относятся такие характеристики слушателей, как возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т.п. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями. Оратору нужно учиться управлять настроением аудитории, уметь, если надо, изменить его.
На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые особенности психологии слушателей. Слушатели предъявляют оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе. Само появление оратора оказывает психологическое воздействие на аудиторию – оно должно настроить слушателей на успех ораторской речи, ни у кого не должно возникнуть даже тени сомнения в удаче. Но оратор ‒ такой же человек, как и все остальные. Перед выступлением у него могут возникнуть неприятности, непредвиденные осложнения, наконец, он может вдруг почувствовать недомогание. Однако аудитории нет дела до личных переживаний оратора. Значит, ему надо уметь скрывать свое настроение, на время отключиться от всего, что не связано с выступлением в аудитории. А.С. Макаренко учил педагогов-воспитателей: «Настроение, у вас может быть каким угодно, а голос у вас должен быть настоящим, хорошим, твердым голосом. Никакого отношения к вашему голосу настроение не имеет… Нужно сделать так, чтобы ваша физиономия, ваши глаза, ваш голос были в некоторых случаях автономными». Рекомендации А.С. Макаренко, несомненно, полезны и для ораторов.
Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели – это одновременно и зрители. Оратор только появляется на трибуне, а слушатели уже оценивают его, обмениваются друг с другом критическими замечаниями. Что же привлекает в ораторе зрительное внимание слушателей? Конечно, в первую очередь его внешний вид.
Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. А.Ф. Кони советовал лекторам: «Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой».
Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения выступающего отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Обращают внимание слушатели и на позу лектора. Иные ораторы, добравшись до трибуны, ложатся на нее, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте. Все это отрицательно действует на слушателей, не способствует установлению контакта с оратором.
Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит оратор. Нередко можно наблюдать такую картину: делает начальник доклад, выступает на собрании и время от времени посматривает в окно, окидывает взглядом стены, опускает глаза на пол, поднимает их к потолку, рассматривает свои руки, т.е. смотрит куда угодно, только не на слушателей. Форма преподнесения материала существенно влияет на взаимоотношения оратора и аудитории.
2. Термин ораторское искусство латинского происхождения (oratora от лат. говорить), его синонимом является слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Ораторским искусством владеют, прежде всего, профессионалы публичной деятельности: политики, адвокаты, прокуроры, лекторы. Их называют ораторами (от лат. orator ‒ orare ‒ говорить).
Слово «оратор» применяется в двух значениях: 1) выступающий с публичной речью; 2) человек, умеющий говорить публично, обладающий даром красноречия. Из этого следует, что ораторское искусство не должно быть только достоянием профессионалов. Этим искусством обязан овладеть каждый, кто по роду своей деятельности так или иначе связан с устной публичной речью: государственный и общественный деятель, руководитель коллектива, преподаватель школы или вуза и т. д.
Ораторское искусство нужно там, где существует необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих общественную значимость, где необходимо убедить, определенным образом настроить аудиторию, сформировать у нее политические, нравственные, коммерческие установки и т. д. Ораторское искусство ‒ это умение обосновать ту или иную точку зрения, отстоять позицию, доказать правильность выдвигаемых идей и положений и др. Навык владения этим искусством ‒ это важный фактор профессиональной компетенции, залог карьерного роста в узкопрофессиональной и общественной сферах жизнедеятельности. Известный политический деятель и оратор Марк Туллий Цицерон писал: «Есть два вида искусства, которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно ‒ это искусство хорошего полководца, другое ‒ искусство хорошего оратора». В наше время существуют и другие виды искусства, которые способны обеспечить почет и уважение в обществе. Но искусство хорошего оратора по-прежнему помогает человеку добиваться высоких целей и занять высокое место в социальной иерархии.
Как отмечалось выше, в понятие «оратор» вкладывается два смысла. Первый ‒ оратором называется любой человек, выступающий с публичной речью. Второй ‒ человек, обладающий даром красноречия, т.е. умеющий говорить красиво, образно, выразительно, иными словами, человек, обладающий ораторским искусством. Эти два смысла термина «оратор» находятся в тесной взаимосвязи. Второй смысл термина «оратор» предполагает его качественную характеристику. Исходя из этого смысла, можно предположить, что есть плохие ораторы, не владеющие ораторским искусством, и есть хорошие и даже выдающиеся ораторы, которые прекрасно или в совершенстве владеют этим искусством.
Из чего складывается ораторское искусство? Какими качествами должен обладать оратор, чтобы эффективно воздействовать на аудиторию?
Первое, несомненное качество ‒ это высокая культура речи. Ораторское искусство ‒ это, прежде всего, искусство владения словом. Оратор воздействует на слушателей своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством. Хороший оратор в своем публичном выступлении использует все требования культуры речи: правильность, точность, чистоту, доходчивость, логичность, богатство, разнообразие, выразительность, уместность.
3. Наряду с этим основным качеством оратор для эффективного речевого воздействия должен обладать еще целым набором личных качеств. Специалисты по риторике называют следующие личностные качества оратора: обаяние, естественность, артистизм, уверенность в себе, объективность, неподдельная заинтересованность в теме выступлений.
Обаяние— это умение расположить к себе, вызывать чувство симпатии и доверия к своей личности. Обаяние достигается многими личностными характеристиками оратора. Значительную роль здесь играют высокие интеллектуальные и нравственные качества оратора. Если оратор известен как человек рассудительный, способный объективно оценивать реальность, если он отличается принципиальностью, если его слова не расходятся с делом, если он искренен и доброжелателен по отношению к аудитории, то и аудитория будет испытывать к нему чувства симпатии и доверия.
Немаловажное значение для завоевания расположения аудитории имеет и умение держаться перед аудиторией. Оратор должен стремиться всегда быть самим собой, быть естественным,гармонизировать со своей речью. Речь человека должна соответствовать его возрасту, полу, национальности, темпераменту.
С этими двумя качествами неразрывно связан и артистизм. Оставаясь самим собой, сохраняя чувство меры, оратор, вместе с тем, должен обладать умением «подать себя», искусно представить аудитории свою личность и те идеи, которые он хотел бы донести до слушателей. Определенная игровая установка является необходимым компонентом хорошей ораторской речи.
Оратор также должен уметь вести за собой слушателей. У него должна быть выработана психологическая волевая установка на воздействие. Если ты выступаешь, то выступай так, чтобы люди тебе поверили, пошли за тобой в твоих поисках нужных решений. Этого невозможно достичь без чувства уверенности в себе: трудно доверять человеку, который сам в себе сомневается. Уверенность оратору помимо волевой установки придают также хорошее знание предмета речи, убежденность в правоте своей позиции, основательная подготовительная работа над текстом перед началом выступления.
Доверие к речи оратора, ее эффективность, в значительной мере зависит от того, насколько аудитория уверена в объективности позиции оратора. Объективность проявляется в непредвзятом, всестороннем рассмотрении вопроса, аргументированном изложении не только своей точки зрения по нему, но и мнения своих оппонентов.
Существенным условием успеха выступления является также неравнодушие оратора, его неподдельная заинтересованность в том, чтобы избранная тема была правильно осмыслена и доказательно раскрыта перед аудиторией.
Для успеха ораторской деятельности личностные качества оратора должны быть дополнены специальными знаниями, навыками и умениями.
Знания образуют фундамент публичной речи. Оратор обязан хорошо знать предмет своей речи, разбираться во всех тонкостях рассматриваемой проблемы, глубоко понимать теоретические основы и располагать необходимой фактологической базой. Иными словами, быть профессионалом в этой сфере знания.
Однако для того, чтобы быть хорошим оратором, одних профессиональных знаний недостаточно. Ораторское искусство неотделимо от общей культуры человека. Оратор должен быть высоко эрудированным человеком, т.е. начитанным, осведомленным в области литературы и искусства, науки и техники, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в своей стране и за рубежом, и т. д.
4. Успешная ораторская деятельность невозможна без специальных навыков и умений. С точки зрения психологии, навык ‒ это хорошо освоенный способ действия, способ действия, доведенный до автоматизма, позволяющий выполнять его наилучшим образом, с наибольшей эффективностью. По мнению специалистов к основным навыкам оратора относятся следующие:
- навык отбора литературы;
- навык изучения литературы;
- навык составления плана выступления;
- навык написания текста речи;
- навык самообладания перед аудиторией;
- навык ориентации во времени.
Навык отбора литературытрадиционно был связан с умением пользоваться каталогами (алфавитным, систематическим, предметным), библиографическими изданиями, справочной литературой. Систематический просмотр каталогов в библиотеке, библиографических изданий, библиографических указателей в последних номерах журналов, справочников, систематическое пополнение личной библиотеки позволял выработать у оратора навык отбора литературы, который, в конечном счете, позволял ускорить процесс подготовки к выступлению и сделать это выступление эффективным.
Традиционные формы отбора литературы применяются и внаше время. Однако в связи с широким распространением компьютеров появились большие возможности использования для отбора литературы всемирной информационной системы ‒ Интернет. Грамотное использование этого богатейшего источника информации существенно расширило информационные ресурсы оратора.
Навыки изучения литературы складываются из умения определить из отобранной литературы те источники, которые подлежат наиболее внимательному изучению, сделать нужные выписки (конспект), осмыслить и систематизировать изученный материал.
Навык составления плана выступления предполагает умение его структурирования, композиционного расчленения. План ‒ это взаимное расположение частей, краткая программа выступления. Выработка навыков составления плана предполагает различные уровни подготовки плана: предварительный план, рабочий план, основной план. Основной план в четкой форме содержит основные композиционные элементы текста.
Навык написания текста речи формируется в результате систематического, кропотливого труда по составлению письменного текста своих выступлений. Создание письменного текста речи является необходимым условием становления начинающего оратора. Работа над письменным текстом активизирует мыслительную деятельность оратора, позволяет ему глубже вникнуть в суть проблемы и точнее выразить свои мысли. Работая над письменным текстом, оратор имеет возможность литературно обработать его, подобрать наиболее удачные слова и выражения, исключить стилистические ошибки. К готовому письменному тексту можно вернуться через некоторое время, чтобы улучшить его содержание и форму. Написанный текст можно показать своим коллегам, специалистам, родным, знакомым, обсудить его и внести коррективы в соответствии с высказанными замечаниями и мнениями.
Полный текст затем может быть переработан в подробный конспект речи, подробный план речи или просто план речи.
Навык самообладания перед аудиторией сводится к умению преодолевать стартовое волнение, «взять себя в руки» в начале выступления, не поддаваться на провокации и не терять контроля над самим собой, если кто-то в аудитории путем постановки провокационных вопросов, реплик или иных действий попытается вывести оратора из эмоционального равновесия с целью снижения эффекта или полного срыва выступления. Обретению этого навыка способствует регулярная практика публичных выступлений, а также серия психологических тренингов, с которыми можно ознакомиться в специальной литературе.
Навык ориентации во времени предполагает контроль оратора над временными параметрами выступления, а также за настроением аудитории. Оратор должен уметь уложиться в отведенное для выступления время, высказать за этот период основные положения речи, дать возможность аудитории задать интересующие ее вопросы и ответить на эти вопросы. Если время выступления заранее не установлено, то оратор должен по реакции аудитории уметь определить, готова ли аудитория слушать выступление дальше или она устала, не воспринимает высказываемых положений и пора «закругляться».
Из приобретенных знаний и навыков складываются умения оратора. Оратор должен уметь:
- самостоятельно подготовить выступление;
- доходчиво и убедительно излагать материал;
- отвечать на вопросы слушателей;
- устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией.
Самостоятельная подготовка выступлениязалог успеха оратора. Подготовленный другими людьми текст, даже лучшими, чем оратор, специалистами в этой области знания или сфере общественной жизни, остается чужим. Чтобы текст хорошо звучал, чтобы он оказывал эффективное воздействие на аудиторию, он должен быть «своим», лично выстраданным, пропущенным через твои разум и чувства. Лучше всего самому готовить текст своего выступления. Если же по роду своей деятельности для этого нет необходимого времени, то следует все же провести некоторую подготовительную работу по интериоризации текста выступления, перевода его в личностный план, личные мысли, положения, выводы.
Умение доходчиво и убедительно излагать материал базируется на хорошем знании предмета речи, владение таким требованием культуры речи, как понятность и логичность, способность использовать различные виды аргументации.
Умение отвечать на вопросы слушателей — одна из характеристик хорошего оратора. Оратор не должен избегать отвечать на неудобные для него вопросы. Ответы на вопросы должны быть точными в соответствии с тем содержанием, которое вкладывает в них автор вопроса. Они также должны быть краткими, но достаточно аргументированными. Следует также заботиться о корректной форме ответа на вопросы. Ответ не должен оскорблять чувства автора вопроса.
Умение устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией является одним из главных качеств оратора. Специалисты считают, что постоянный контакт с аудиторией — это ключевая проблема ораторского выступления. Если контакта с аудиторией нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность. Установление контакта с аудиторией зависит от ряда факторов, оратор должен учитывать эти факторы и целенаправленно работать в этом направлении. Повседневная подготовка оратора создает фундамент ораторской деятельности. Однако каждое выступление по тематике, цели, характеру аудитории и т.д. имеет свои особенности и требует специальной подготовки.
5. В риторике выработаны общие методические установки, которыми должен руководствоваться оратор при подготовке публичной речи. Классическая риторика выделяет в этом процессе пять основных этапов:
1) нахождение, изобретение мысли (инвенция) ‒ формирование темы и цели выступления;
2) расположение изобретенного (диспозиция) ‒ деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение;
3) словесное выражение (элокуция) ‒ отбор языковых средств;
4) запоминание;
5) произнесение.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 10301;