Лекция 1 Риторика как наука и учебный предмет
План
1. Риторика – научная дисциплина. Общая и частная риторика.
2. Рождение риторики как дисциплины.
3. Учение о культуре речи – центральная часть отечественной риторики.
4. Изучение основ красноречия.
1. Риторика ‒ научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.
В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина — как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени.
Традиционная риторика была противопоставлена грамматике, поэтике и герменевтике - науке об интерпретации текста. Предметом традиционной риторики, в отличие от поэтики, являлись только прозаическая речь и прозаические тексты.
От герменевтики риторику отличал преимущественный интерес к убедительной силе текста и лишь слабо выраженный интерес к иным, не влияющим на убедительную силу компонентам его содержания.
В древности ценностный элемент включал и морально-этическую составляющую. Риторика считалась не только наукой и искусством хорошей ораторской речи, но и наукой и искусством приведения к добру, убеждения в хорошем посредством речи.
Было бы неправильным ограничить предмет риторики какими-либо конкретными разрядами словесных произведений — только ораторской речью, проповедью, публицистикой, массовой информацией, хотя риторика изучает по преимуществу произведения именно такого рода. Аргументация содержится и в научных, и в философских, и даже в художественных произведениях. Риторика изучает любые произведения слова, в которых содержится аргументация. Особенность риторики состоит в том, что изучение произведений слова для нее не самодовлеющая цель, но средство.
Предмет риторики ‒ произведение слова, которое еще не создано, но которое предстоит создать.
Риторика изучает закономерности культурных моделей построения прозаического целесообразного высказывания в условиях исторически сложившейся системы речевых отношений в обществе.
В науке о риторике ученые выделяют две области: общую риторику и частную.
Предметом общей риторики являются общие закономерности речевого поведения в различных ситуациях и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.
Общая риторика содержит следующие разделы:
1. риторический канон
2. публичное выступление, оратория
3. ведение спора
4. ведение беседы
5. риторика повседневного общения;
6. этнориторика.
Риторический канон — это система специальных знаков и правил. Риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и словесное выражение.
Оратория, или теория и практика публичной речи — особый раздел риторики. Ведь свободное владение словом обязательно для человека, который желает отстоять свою точку зрения публично, склонить аудиторию на свою сторону. Напомним, что риторика — дитя демократии. И большое внимание, которое уделяется ей сегодня, говорит о том, что наше общество ориентируется на демократические позиции.
Теория и искусство ведения спора ‒ это тоже область риторики. В демократическом обществе существует множество мнений по вопросам, которые касаются жизни отдельного человека и общества в целом. Научиться достойно вести себя в споре, уметь направить его так, чтобы он стал работой по достижению истины, а не пустым препирательством, важно всегда, а сегодня особенно.
Риторика повседневного общения дает знания о речевом поведении людей в их бытовой, повседневной, домашней жизни. Касаясь риторики повседневного общения, нужно сказать, что одни специалисты относят ее к частным риторикам, другие считают ее одной из областей общей риторики.
Этнориторика изучает национально-культурные различия речевого поведения людей. Риторические знания помогут избежать ситуаций непонимания между людьми разных национальностей и в сфере делового общения, и в областях, касающихся духовных ценностей. Законы эти действуют во всех сферах жизни человека.
Частная риторика содержит учение о конкретных родах и видах словесности. Специально в частной риторике изучаются те виды слова, которыми должен активно владеть всякий образованный человек: письма по предметам общежития и литературные; документы и деловая корреспонденция; диалоги, в основном литературные, но дающие представление о правилах построения и ведения дискуссии, повествовательная историческая проза; устное слово в виде политической, судебной, академической ораторики, проповеднической духовной, педагогической и пропагандистской речи; научно-философская проза.
К общей риторике относят принципы построения речи вообще, независимо от типа речи, цели выступления и сферы, в которой она произносится. Частные риторики рассматривают употребление этих принципов в тех или иных конкретных условиях общения.
Строение общей риторики отражает ход создания ритором высказывания от замысла к воплощению в тексте словесного произведения. Общая риторика содержит:
1. учение о риторе;
2. учение об аргументации, то есть об отношении аргументов к аудитории, к которой они обращены и которая принимает решение об их приемлемости;
3. учение о риторическом построении, то есть о словесном произведении в ходе его создания ритором.
Риторическое построение представляет собой учение о так называемом внутреннем слове, или внутреннем высказывании. Высказывание рассматривается на уровне общего замысла, на уровне словесной конструкции и на уровне словесного воплощения, что и проявляется в классическом разделении общей риторики на изобретение — инвенция, расположение ‒ диспозиция, словесное выражение ‒ элокуция, запоминание ‒ меморио и произнесение ‒ акцио.
Риторика — это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию.Задача риторики с древнейших времен и сегодня — обучать, радовать, вдохновлять. Воздействие может осуществляться как в устной, так и в письменной форме с помощью аргументов, доказательств для формирования новых или изменения старых стереотипов восприятия и поведения.
Красноречие, как отмечали античные философы, — это способ познания, толкования сложных явлений, оно должно нести людям знания. Оно оперирует фактами, событиями, цифрами, укладывая их в определенную систему. Риторика пользуется открытиями и достижениями многих наук. Она опирается на психологию, философию, логику, этику, эстетику и другие науки. Риторика — это наука, которая учит рассуждать, логически мыслить, обобщать. Многие ораторы были крупными учеными, политическими деятелями своего времени.
Риторика — это искусство построения и публичного произнесения речи, искусство владения живым словом. Как искусство она близка поэзии, актерскому и режиссерскому мастерству: изучает мимику и телодвижения, учит владеть голосом и чувствами. Условием появления и развития ораторского искусства является демократия, свободное участие граждан в общественно-политической жизни страны.
В современную эпоху риторика занимает прочное место в программе школ и университетов по всему миру. Риторика рассматривается как важная часть гуманитарного образования современного человека независимо от его основной специальности. Предмет риторики по-разному понимается в разных научных традициях новейшего времени. Риторику изучают как теорию культуры речи, как историю ораторского искусства, как технику устного публичного выступления, как стилистику текста, как методику обучения эффективному общению. Все эти аспекты имеют непосредственное отношение к риторике. Современная риторика - это теоретическая и прикладная филологическая наука о логических, эстетических и этических качествах нехудожественной речи (научной, деловой, публичной, разговорной). Качествами художественной речи занимается другая филологическая наука - поэтика. Риторика опирается на культуру речи, но предполагает более высокий уровень речевого мастерства говорящего.
2. Рождение риторики как дисциплины связано с периодом демократии в Афинах около V века до н.э. В Элладе были распространены города-государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. Верховным органом в таких государствах было народное собрание. Публично проходили и суды. Количество судей, например, в Афинах составляло 500 человек. Каждый гражданин мог выступить в качестве обвиняемого и защитника. Были приняты выступления на праздниках, юбилеях, поминках. Такое красноречие становилось необходимостью.
В это время появляются платные учителя-софисты, обучавшие красноречию желающих и составлявшие для них речи. Софисты прекрасно владели всеми формами ораторского искусства, законами логики, умением воздействовать на аудиторию. По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность. Задача софиста – научить сделать слабое мнение сильным, признать малое большим. Одно и то же уметь и порицать, и восхвалять. Риторика на первых этапах своего становления была не столько теорией, сколько практикой обучения речевому мастерству — риторической педагогикой. Древние греки хорошо понимали ценность слова как лучшего способа выражения разнообразных процессов, происходящих в душе человека, как мощного орудия подчинения своей воле других и как способа живого общения. Софисты постоянно подчеркивали силу слова. Горгий в речи «Похвала Елене» утверждал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить».
В Древней Греции человеку приходилось довольно часто выступать с публичными речами – в народном собрании, в суде, на многолюдных праздниках и дружеских встречах. При этом слушатели обращали внимание на красоту или неловкость речи. Поэтому софисты – представители школы философов-просветителей – обучали граждан искусству спора, законам логики, составлению речей. Софисты занимались не только практикой, но и теорией красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По их мнению, цель оратора – не раскрытие истины, а убеждение слушателей в правоте своего мнения. Отсюда их взгляд на предмет риторики как обучение убедительным речам, тому, чтобы слабое, необоснованное мнение делать сильным, убедительным в глазах аудитории. Софисты брались за соответствующую плату научить любого искусству спора и публичной речи.
Важно иметь в виду, что в Древней Греции понятия «искусство» и «мастерство» были неразрывно связаны, неотделимы друг от друга. Сложна, захватывающе интересна и даже драматична история риторики. Каких только суждений, нередко самых противоречивых, не вызывала эта область знания и практики! И всегда отношение к риторике было поразительно эмоционально, заряжено чувством ‒ от безудержного восхваления, почитания и прямого обожествления этой науки, этого мастерства до страстного, уничижительного осуждения, когда риторика объявлялась чуть ли не главной причиной падения общественных нравов, а то и вовсе запрещалась. Ведь, как мы уже знаем, владение словом дает человеку некую особую силу, а нередко и власть, что может сделать его опасным. Для эллинов способность к красноречию делала человека богоравным.
Риторическая педагогика, учительство красноречию возникли, расцвели в Афинах в связи с тем, что дар слова стал восприниматься там как признак и непременное условие полноценного, хорошего образования. Подлинно образованный человек, «наилучшим образом воспитанный для философии и словесности», «вдруг, в любом месте речи метнет <…>, точно могучий стрелок, какое-нибудь замечательное изречение, короткое и сжатое, и собеседник окажется ничуть не лучше ребенка»,— говорится в знаменитом диалоге Платона «Протагор».
Основателем софистической и вообще античной риторики считают знаменитого софиста Горгия. «Отцом софистики» (слова софистика и риторика в этот период могли употребляться как синонимы) называет Горгия греческий писатель, автор биографий софистов Филострат. Золотая статуя Горгия, которая была поставлена в Дельфах, подтверждает заслуги этого софиста перед греческой культурой, а также заметную роль, которую Горгий сыграл в исторической судьбе Афин: своей знаменитой Олимпийской речью ему удалось сплотить греков против мидян и персов.
Вот что пишет о риторической деятельности Горгия, опираясь на античные источники, А.Ф. Лосев: «Он первый ввел тот вид образования, который готовит ораторов, специальное обучение способности и искусству говорить и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное употребление слов в несобственном смысле, инверсии, вторичные удвоения, повторения, апострофы и парисосы (...) Берясь обучать всякого прекрасно говорить и будучи, между прочим, виртуозом краткости, Горгий обучал всех желающих риторике с тем, чтобы они умели покорять людей, «делать их своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Силою своего убеждения он заставлял больных пить такие горькие лекарства и претерпевать такие операции, принудить к которым их не могли даже врачи». Горгий определял риторику как искусство речей и специально занимался теорией судебного и политического красноречия.
Автором же первого античного учебника по риторике называют сицилийца Корака из Сиракуз, который вместе со своим учеником Тисием начал преподавание ораторского искусства в открытых им специальных школах. (Тисий впоследствии обучал красноречию и в Афинах.)
Под влиянием греческой культуры искусство красноречия стало развиваться и в Древнем Риме. Римляне также высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли. Государственные дела здесь также решались народным собранием, в сенате и суде, где мог выступать любой свободный гражданин. Владение словом было поэтому необходимым условием участия гражданина в политической жизни. В таких общественных условиях ораторское мастерство было широко распространенным явлением.
Крупным теоретиком и практиком ораторского искусства был Марк Тулий Цицерон. Он ставил перед оратором следующие задачи: доказать и одновременно продемонстрировать истинность приводимых фактов, доставить слушателям удовольствие, воздействовать на их волю и поведение, побуждать к действию. Оратор должен найти что сказать, расположить все по порядку, придать нужную словесную форму, утвердить все в памяти, произнести.
3. В русской филологической науке красноречие всегда занимало почетное место. В самый ранний период распространения книжности на Руси наши просветители, богословы, изучали античные риторики Аристотеля, Сократа, Платона и других авторов. Сочинения, посвященные красноречию, переводились на старославянский язык и привлекали внимание в первую очередь церковнослужителей, многие из которых прославились как замечательные проповедники, прекрасно владевшие ораторским искусством.
В XVII веке российскому читателю уже были известны учебные пособия по красноречию, самые популярные из них ‒ «Риторика» и «Поэтика» Феофана Прокоповича. В нашей отечественной филологии центральной частью риторики всегда было учение о культуре речи, о словесном выражении мысли. При этом большое внимание уделялось не только устной речи оратора, но и искусству «всех родов прозаических сочинений».
Серьезная научная разработка проблем культуры речи у нас в отечестве началась благодаря М.В. Ломоносову, написавшему «Краткое руководство к красноречию» и «Риторику». С тех пор было создано немало учебных пособий по этой дисциплине, занимавшей почетное место среди «изящных искусств». Проблемам красноречия посвящали свои сочинения философы, общественные деятели, ученые, адвокаты, но более всех об этом заботились писатели, которые в своем творчестве оттачивали русский язык и давали блестящие образцы художественной речи.
В основе красноречия лежит высокая культура речи, поэтому ее требования имеют первостепенное значение для ораторов и сочинителей, а также для всех, кто стремится говорить и писать правильно, красиво и убедительно. Современная наука четко формулирует требования к хорошей речи: ее содержательность; точность и ясность; богатство выразительных средств, образность и в то же время доступность, простота; стилистическое многообразие и соответствие жанрам, условиям общения; правильность, логичность.
Слово «красноречие» означает умение говорить и писать красиво, убедительно и увлекательно. Так этот термин объяснил В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка». Современные словари указывают еще и другое значение слова: красноречие ‒ это и «теория ораторского искусства». Действительно, чтобы научиться чему-то, и красноречию в частности, нужно изучать предмет, а для этого необходима теория.
Теория красноречия у нас еще именуется риторикой. Многие лингвисты не разграничивают понятия «красноречие» и «риторика», однако для нас важно уточнить эти термины. Современная риторика как учебная дисциплина охватывает слишком широкий круг вопросов ‒ от возникновения этой науки в античном мире и описания взглядов древнегреческих и римских философов до практических рекомендаций и советов ораторам, как завоевывать внимание слушателей. Предметом красноречия должно быть в первую очередь учение о красивой, правильной, действенной речи, причем не только в ее устной, но и в письменной форме.
4. Изучение основ красноречия подчинено практической цели ‒ научить молодых людей говорить и писать правильно и выразительно, используя разнообразные приемы создания эмоциональности и образности речи.
Умение говорить и писать красиво издавна считалось отличительной чертой культурного, образованного человека. Не случайно мы судим о людях по их речи: владеет словом ‒ значит, умен, не может правильно выразить мысль ‒ недалекий. Красноречивые люди вызывают к себе симпатию, с ними приятно вести беседу, их выступления охотно слушают, а те, кто не может связать и двух слов, неинтересны.
Проблемы красноречия всегда волновали филологов, ученых, общественных деятелей. Этот предмет преподавали известные русские литераторы и педагоги. Умнейшие люди прошлого века, писатели, поэты, учились красноречию по книге «Краткая риторика» А.Ф. Мерзлякова, русского поэта и переводчика, занимавшего кафедру российского красноречия и поэзии в Московском университетском пансионе. Его лекции слушали А. С. Грибоедов, Ф.И. Тютчев. Мерзляков давал домашние уроки М.Ю. Лермонтову и многим высокообразованным людям России.
На протяжении всего XIX века теория красноречия интересовала передовых наших педагогов, общественных деятелей. Один из любимейших учителей А.С. Пушкина в Царскосельском лицее А.И. Галич написал пособие «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений», которое, несомненно, изучали А.С. Пушкин и его лицейские товарищи, ставшие впоследствии известными литераторами.
Писатель и историк Н.М. Карамзин, оказавший значительное влияние на развитие русского литературного языка, призывал современников учиться «писать, как говорим, и говорить, как пишем», не засоряя речь устаревшими заимствованиями, грубым просторечием. Новый слог Карамзина стал образцом для литераторов пушкинской эпохи и всех образованных людей того времени.
Большое значение красноречию придавал известный русский историк B.C. Ключевский. Он справедливо замечал, что многие педагоги не умеют выразить свою мысль и подают ее так, «что она вянет и блекнет, как цветок, попавший под тяжелую жесткую подошву». В пример беспомощным ораторам Ключевский ставил историка С.М. Соловьева, у которого «слово всегда было по росту мысли». «Слушая Соловьева, мы чувствовали, — писал Ключевский, — что с нами беседует человек, много и очень много знающий и подумавший обо всем... и все свои знания сложивший в цельное миросозерцание». В этом отзыве — важнейший критерий красноречия — эрудиция оратора, глубокие знания в той области, которой посвящена речь.
Выдающиеся русские ученые конца XIX — начала XX столетия восхищали современников своим красноречием. Д.И. Менделеев запомнился ученикам не только как знаменитый химик, но и как прекрасный популяризатор научных идей, вносивший в свои лекции живую струю непосредственных наблюдений, создававший яркие, впечатляющие образы.
К.А. Тимирязев покорял аудиторию красноречием, выступая с публичными лекциями «Жизнь растений». Строгая научность его речи сочеталась с простотой и ясностью изложения. Слушателям казалось, что перед ними выступает вдохновенный художник, рисующий словесные образы растений. И сам Тимирязев утверждал, что в публичных выступлениях всегда важна форма яркая, увлекательная.
Самый большой вклад в развитие красноречия — и в теоретическом, и в практическом плане — внесли наши замечательные писатели. Они неустанно трудились над совершенствованием художественной речи, создавая прекрасные образцы слога; обогащали русский литературный язык, расширяя его пределы и показывая разнообразные приемы усиления эмоциональности, образности речи; они боролись за чистоту и правильность русского языка, оберегая его от порчи и засорения ненужными заимствованиями и неумелым словотворчеством. Русские писатели оставили нам множество рекомендаций и советов, как следует относиться к богатейшим языковым ресурсам языка, как умело использовать его выразительные возможности. Все это имеет первостепенное значение для разработки проблем красноречия.
Писатели-классики придавали важнейшее значение повышению культуры речи в обществе и обращали внимание на важность преподавания красноречия. А.П. Чехов назвал «хорошей новостью» известие о том, что в Московском университете ввели курс декламации — то есть, по словам писателя, стали «учить говорить красиво и выразительно». В заметке по этому поводу он писал, что обучение красноречию следовало бы сделать обязательным, подчеркнув: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким неприличием, как не уметь читать и писать».
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что представляет собой риторика как наука и учебный предмет?
2. Что является предметом общей риторики?
3. Какое учение о родах и видах словесности содержит частная риторика?
4. С чем связано рождение риторики как дисциплины?
5. Кто является основателем античной риторики?
6. Какое место занимало красноречие в русской филологической науке?
7. Чему посвящено изучение основ красноречия?
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 11442;