Сущность культуры. Типы культур. Субкультура и контркультура: сравнительный анализ.
В Древнем Риме, откуда к нам пришло это слово, под культурой понимали возделывание почвы, ее обрабатывание, позже – все изменения в природе, происходящие под воздействием человека. В дальнейшем (в XVIII-XIX вв.) понятие “культура” стало употребляться и по отношению к людям, и этим термином стали обозначать все созданное человеком. Культура стала пониматься как созданная человеком “вторая природа”, надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни.
Культура(от лат.cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В этом понятии фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох.
Выделяют два основных вида культуры: материальную и духовную. Разделение культуры на материальную и духовную соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному. Классификация культуры может проводиться и по особенностям поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная культура, политическая культура), по способу жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (культура класса) и т.д.
Материальная культурапредставлена материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д. Иначе говоря, это часть общей системы культуры, включающая всю сферу материальной деятельности и ее результаты.
Нематериальная (духовная) культуравключает в себя знания, верования, убеждения, ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.
Не всякие материальные или духовные продукты, созданные людьми, становятся частью культуры, а только те, которые приняты членами общества или его частью, и закреплены, укоренены в их сознании (например, с помощью записи на бумаге, фиксации в камне, в виде навыков, обрядов и т.п.). Усвоенный таким образом продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям как нечто для них ценное, почитаемое (культурное наследие).
Культура воплощается в практической деятельности людей – производственной, бытовой, политической, художественной, научной, учебной и т.д., поэтому культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятельности человека. Это многообразие проявлений культуры обусловливает многозначность ее определений. Понятие культура употребляется для характеристики исторических эпох (например, античная или средневековая культура), разных этнических общностей (культура ацтеков, викингов и т.п.), специфических сфер жизни или деятельности (культура труда, политическая культура и т.п.). Отсюда – различие концепций культуры, а значит, и ее определений, которые отражают конкретную сторону познания культуры.
В социологии культура рассматривается в ее социальном аспекте, т.е. с точки зрения процессов и результатов социальных взаимодействий. Под культурой в социологии понимается совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. Поэтому при социологическом анализе культура рассматривается в том ее аспекте, который связан с регулированием отношений между людьми, как система идеалов, ценностей, норм и образцов поведения. Любой предмет, действие или явление (будь то гаечный ключ или картина художника, корабль или рукопожатие, храм или лозунг и т.п.) обретают социокультурный смысл только тогда, когда они значат нечто для людей, т.е. направляют их действия, поведение, восприятие в определенное русло.
Типы культуры. Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура всегда первична.
В игре в хоккей, например, щитки, шайба, клюшки и форма хоккеистов являются элементами материальной культуры. Нематериальная культура в данном случае включает в себя правила и элементы стратегии игры, мастерство игроков, а также традиционно принятое поведение игроков, судей и зрителей. Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры и не может быть создана без нее. Если игра в хоккей будет забыта, то для наших потомков клюшка будет просто деревянной палкой. Разрушения, причиненные второй мировой войной, были самыми значительными в истории человечества, но, несмотря на это, мосты и города были быстро восстановлены, так как люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления.
Материальная культура отражает ценности общества, его технологию. Чем технология сложнее, тем в большей мере люди способны преобразовывать мир, удовлетворяя собственные нужды.
Материальные творения человеческих рук социологи именуют культурными артефактами(от лат. artefactum - искусственно созданное). Это такие произведенные человеком предметы, как орудия труда, одежда, хозяйственная утварь или жилище. Для того, что бы рукотворный объект считался артефактом, он должен нести в себе определенное символическое содержание. Таковым, например, обладают археологические раскопки, музейные экспонаты, предметы живописи и архитектуры. Они являются культурным свидетельством ушедших эпох, и позволяют новым поколениям людей лучше понять культуру и образ жизни предыдущих поколений.
Многочисленные образы жизни в мире и внутри отдельного общества называются культурным многообразием. Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой. Доминирующая культура - это сочетание основных элементов культуры, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.
В то же время в обществе существуютсубкультуры- определенные культурные комплексы, отличающие какую-либо социальную группу (например, социальную страту), то или иное сообщество (национальное, религиозное, профессиональное, молодежное).
Иммигрантские группы, например, развивают смешанную культуру, состоящую из культурных комплексов страны, где они живут в настоящее время, и культурных комплексов, принятых на их прежнем месте жительства.
Каждая из групп людей, стоящих на разных экономических ступенях в процессе распределения общественного продукта, обычно развивает способы поведения, отличающие данную группу от всего остального общества, а также свою культуру.
Например, юношество имеет свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда могут понять, - таким образом, создается молодежная культура.
В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Они составляют контркультуру общества. Контркультура -это совокупность символов, ценностей и норм поведения, противостоящих доминирующей культуре и порождающих культурные конфликты.
Особенно показательным было противопоставление культурным ценностям общества субкультуры в движении хиппи, популярном в 60-70-х годах на Западе. Хиппи проповедовали культуру, в которой труд представляется нежелательным, а воздержанность - ненужной и ограничивающей свободу праведностью, патриотизм - ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ - недостойностью.
Следовательно, если с помощью субкультур индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества.
Некоторые социологи выделяют такие виды культуры в современном обществе, как элитарная, народная и массовая. Главный критерий такого разделения - принадлежность к тому или иному социальному классу. Обычно под «культурой» подразумеваются такие виды искусства, как классическая литература, музыка, танец и живопись.
Мы называем тех, кто регулярно бывает в опере или драматическом театре, культурными, считая, что они способны оценить «тонкие жизненные материи». О простых же людях судим не столь благодушно, полагая повседневную культуру принадлежащей к низшему сорту.
Элитарная культура ориентирована на определенную подготовленную аудиторию. Ее элементы создаются профессионалами. Элитарная культура включает в себя изящное искусство, так называемую серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества.
Народная культура.Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы и т.д. Фольклор - еще одно название народного творчества.
Массовая культура(феномен общества XX века) создается профессионалами, однако общедоступна и ориентирована широкой аудитории. Потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Это кино, печать, поп-музыка и мода. Распространяется в основном с помощью электронных носителей.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 3140;