СТРУКТУРНАЯ СХЕМА МИКРОПРОЦЕССОРА

Огромное количество микропроцессоров (МП) не позволяет рассмотреть их особенности, поэтому выбор пал на родоначальника семейства 80x86 : МП К1810ВМ86/88 (8086/8088). Такой выбор оправдан, во-первых преобладающим парком ЭВМ с этим МП, во-вторых тем, что все МП этого семейства при включении начинают работу в реальном режиме МП 8086, и в-третьих - программной совместимостью их ассемблеров снизу вверх. На рис 1. приведена структурная схема МП8086 и внешний вид типового микропроцессора.

 

Устройство управления декодирует байты программы и управляет работой операционного устройства и шинного интерфейса. Операционное устройство МП состоит из 4-х шестнадцатиразрядных регистров общего назначения: РОН (AX,BX,CX,DX), из 4-х регистров указателей (адресных регистров SP,BP,SI, DI) и арифметико-логического устройства (АЛУ) с регистром признаков операций (флагов F).

РОН служат для хранения промежуточных результатов операций, т.е. операндов. Помимо общих, каждый из этих регистров имеет и некоторые специальные функции, о которых будет сказано далее. Каждый РОН может раcсматриваться, как состоящий из двух независимых 8-ми разрядных регистров AH, AL, BH, BL, CH, CL и DH, DL.

Адресные регистры хранят 16-ти битовые указатели (адреса) на области памяти. В SP (StackPointer) находится текущий адрес "вершины стека" - специально организованной области памяти, которая будет описана далее. Регистр BP(Base Pointer) хранит любой базовый адрес в области стека. Два регистра SI и DI (Source и Destination Index) адресуют области памяти, называемые источником и приемником данных.

Шинный интерфейс, на рис.1 его узлы отмечены двойной чертой, выполняет операции обмена между МП и памятью или внешними устройствами. В сегментных регистрах CS,SS,DS,ES хранятся указатели на 64-х килобайтные области памяти называемые сегментами. Значения этих указателей могут перекрываться. Адрес байта в ячейке памяти получается суммированием содержимого одного из сегментных регистров и одного из регистров (SP,SI,DI,IP). Например адрес текущего байта программы, извлекаемого из памяти определяется суммой адресов, хранящихся в регистре кодового сегмента (CS) и указателе команд (IP). В регистре IP хранится 16-битовый адрес байта в кодовом сегменте к которому микропроцессор дожен обратиться. Подробнее об этом будет сказано далее.Связь с внешними устройствами осуществляется через специальные тристабильные схемы с повышенной нагрузочной способностью и называемые буферами.

Текущий байт программы направляется в очередь команд: шесть однобайтовых регистров расположенных конвейером (по принципу "первым вошел - первым вышел" или FIFO ). Конвейер позволяет одновременно выполнять команду из очереди и загружать следующую, повышая производительность МП. Буферные тристабильные элементы увеличивают мощность сигналов до стандартных значений ТТЛ.

РЕГИСТР ФЛАГОВ

По результатам операций АЛУ устанавливает либо сбрасывает отдельные биты в регистре флагов F.

x обозначает, что содержимое этого бита не имеет значения. Некоторые операции влияют только на отдельные флаги, а другие совсем на них не воздействуют, поэтому при описании флагов подразумевается выполнение тех команд (операций), которые влияют на эти флаги. В дальнейшем, в тексте, фраза "содержимое XX" будет обозначаться круглыми скобками - (XX).

  • ZF - флаг/признак нулевого результата (Zero), устанавливается в 1, если получен нулевой результат, иначе (ZF)=0.
  • CF - флаг переноса (Carry) устанавливается, если в результате выполнения операции из старшего бита переносится или занимается 1 при сложении или вычитании, иначе (CF)=0. На CF влияют также команды сдвига и умножения.
  • SF - флаг знака результата (Sign) равен единице, если результат отрицательный, т.е. он дублирует старший знаковый бит результата.
  • PF - флаг четности (Parity). (PF)=1, если сумма по модулю два всех битов результата равна нулю (число единичных битов - четное).
  • AF - флаг дополнительного переноса (Auxiliary) устанавливается, если есть перенос из старшего бита младшей тетрады (бит D3) в младший бит старшей тетрады (бит D4). Используется в операциях над упакованными BCD числами.
  • OF - флаг переполнения (Overflow) устанавливается, когда результат операции превысит одно- или двухбайтовый диапазон чисел со ЗНАКОМ, а также в некоторых других случаях. Другое определение: (OF)=1, если перенос/заем в старший бит результата не равен переносу/заему из старшего бита.

Рассмотрим в качестве примера сложение двух однобайтовых чисел: 125 + 4 = 129 выходит за пределы -128.. ..+127 чисел со знаком (для беззнаковых чисел 129 - корректный результат).

0 1 1 1 1 1 0 1 = +125 0 0 0 0 0 1 0 0 = +4 1 0 0 0 0 0 0 1 = +129 > +128 (или -127 ???) / / : 0 1 :

Перенос в бит D7 равен 1, а из бита D7 = 0, в результате сложения чисел (OF) = 1, (CF) = 0, (ZF) = 0, (SF) = 1, (PF) = 0, (AF) = 1. Остальные три флага будут рассмотрены далее. Содержимое регистра признаков называется такжесловом состояния процессора(программы) и обозначается PSW.








Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1056;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.