Основные тенденции мирового рынка первичных энергоносителей
Развитие мировых рынков энергоресурсов представляет огромный практический интерес для всех стран мира; к началу XXI в. не осталось практически ни одной страны, не вовлеченной в мировую торговлю ими. Не случайно в связи с этим, что сегодня множество организаций регулярно разрабатывают кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы развития данных рынков, в их числе Международное энергетическое агентство (МЭА), Министерство энергетики США, Мировой банк, специальные службы ОПЕК, Всемирный совет по энергетике, HIS Energy. Постоянный интерес самого широкого круга представителей деловых кругов международного бизнеса к оценке наиболее вероятных перспектив развития мировых рынков энергоносителей, и в первую очередь рынка нефти, вполне логичен и объясним. Именно от состояния мирового рынка нефти, динамики и уровня цен на нем в решающей степени зависят мировые цены на другие энергоносители, а опосредованно и на многие другие сырьевые товары международной торговли. Это в свою очередь является важнейшим фактором формирования и всей общехозяйственной конъюнктуры в мире, а вместе с ней средне- и долгосрочных тенденций развития мировой экономики в целом.
Изучение проблем мирового ТЭК исключительно важно и для России, поскольку она, являясь одним из крупнейших экспортеров энергетического сырья, в первую очередь нефти и газа, оказывает весьма существенное влияние на формирование тенденции развития данных рынков. В свою очередь топливно-энергетический комплекс традиционно является базовой бюджетообразующей отраслью нашей страны.
По расчетам Мирового энергетического совета (МЭС), энергоемкость мирового хозяйства в обозримой перспективе будет постепенно снижаться, но тесная зависимость между приростом ВВП и увеличением энергопотребления по-прежнему сохранится, хотя расходы энергии на единицу производимой продукции и единицу прироста ВВП будут в целом иметь понижающую тенденцию (табл. 16.1).
Потребление энергии в расчете на душу населения существенно отличается по странам. Так, в последние годы чуть более 20% населения мира в основном из промышленных стран, включая Россию, потребляет около 60% всей производимой первичной энергии, тогда как оставшиеся примерно 5 млрд человек довольствуются 40%. При этом 2 млрд человек в беднейших странах (душевой доход — порядка 1 тыс. дол. в год) используют лишь 0,2 т условного топлива в год на I жителя, тогда как 1 млрд человек из промышленно развитых стран (доход — более 22 тыс. дол.) потребляют в 25 раз больше — примерно 5 т условного топлива в год1.
В абсолютном выражении мировое энергопотребление с 1996-го по 2003 г. выросло с 12 млрд до 15,2 млрд т условного топлива, т.е. на 26,7%. В целом же следует отметить неуклонное снижение темпов прироста энергопотребления: за 1970—1980 гг. они составили 29,4%, за 1980— 1990 гг.— 26,4%, за 1990—2003 гг. — 24%. Среднегодовые темпы роста энергопотребления с 1980 г. составили 1,7%, причем наибольшие темпы трироста наблюдались в новых индустриальных странах Азии (Таиланд — 3,6%, Малайзия — 8,4%, Китай — 4,1%), наименьшие (в некоторых слу-шях даже отрицательные) в развитых странах Европы и странах с пере-содной экономикой.
Ожидается, однако, что уже через два десятилетия около г1ъ прироста 1ирового потребления энергии будет приходиться именно на разви-1аюшиеся страны, в первую очередь на КНР и Индию (табл. 16.2), что ущественно изменит и всю структуру мирового энергетического баланса. Сегодня эти страны уже являются основными мировыми потребителями тля.
Начиная с 1970 г., несмотря на коренные изменения в экономической и социальной структуре общества, суммарная доля трех главных природных энергоносителей — нефти, угля и природного газа изменилась незначительно. Несмотря на политические инициативы, различные экономические усилия по экономии энергии, а также интенсивное развитие атомной энергетики и непрекращающиеся попытки ускоренного развития нетрадиционных, новых источников получения энергии, доля нефти, угля и природного газа с 84,8% в 1970 г. к настоящему времени уменьшилась лишь до 82% (табл. 16.3).
Предположительно доля ископаемых энергоносителей будет снижаться и далее — до 76% к 2020 г. и до 69% — к 2050 г. Однако предполагается существенный рост доли природного газа, который, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), может выйти на первое место среди энергоносителей при условии, что он все-таки станет полноправным автомобильным топливом.
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 967;