Вызов формы из программы

Работая с несколькими формами, вы должны принимать во внимание, что после загрузки приложения отображается только главная форма. Остальные формы хотя и создаются вслед за ней автоматически, на экране сразу не показываются, а ждут пока их вызовут. Форму можно вызвать для работы двумя разными способами:

  • вызвать для работы в обычном режиме с помощью метода Show. В этом режиме пользователь может работать одновременно с несколькими формами, переключаясь между ними;
  • вызвать для работы в монопольном режиме с помощью метода ShowModal. В этом режиме пользователь не может переключиться на другую форму, пока не завершит работу с данной формой;

Покажем, как реализуются эти способы на примере вызова формы SecondaryForm из формы MainForm.

Чтобы форма SecondaryForm была доступна для использования формой MainForm, необходимо подключить модуль формы SecondaryForm к модулю формы MainForm. Это делается очень просто.

1. Активизируйте форму MainForm и выберите в главном меню команду File | Use Unit... . В появившемся диалоговом окне выберите модуль Second (так называется модуль формы SecondaryForm) и нажмите кнопку OK (рисунок 7.34).


Рисунок 7.34. Окно для выбора подключаемого модуля

На экране не произойдет видимых изменений, но в секции implementation программного модуля Main добавится строка

uses Second;

Теперь обеспечим вызов формы SecondaryForm из формы MainForm. В большинстве случаев формы вызываются при нажатии некоторой кнопки. Добавим такую кнопку на форму MainForm.

2. Отыщите в палитре компонентов на вкладке Standard значок с подсказкой Button, щелкните по нему, а затем щелкните по форме MainForm. На форме будет создана кнопка Button1 и в окне свойств отобразится список ее свойств. Перейдите к свойству Caption и замените текст Button1 на текст Secondary (рисунок 7.35).


Рисунок 7.35. Текст на кнопке записывается в свойстве Caption

Чтобы при нажатии кнопки отображалась форма SecondaryForm, необходимо для этой кнопки определить обработчик события OnClick. Это делается очень просто.

3. Активизируйте в окне свойств вкладку Events и сделайте двойной щелчок в поле события OnClick. Среда Delphi определит для кнопки обработчик события, поместив программную заготовку в исходный текст модуля Main. Вставьте в тело обработчика оператор SecondaryForm.Show, в результате метод обработки события примет следующий вид:

procedure TMainForm.Button1Click(Sender: TObject);begin SecondaryForm.Show;end;

4. Выполните компиляцию и запустите приложение. Когда на экране покажется форма MainForm, нажмите кнопку Secondary. На экране покажется еще одна форма — SecondaryForm. Вы можете произвольно активизировать любую из двух форм (рисунок 7.36).


Рисунок 7.36. Приложение с двумя формами на экране

Таким образом, при использовании метода Show пользователь может работать одновременно с несколькими формами, переключаясь между ними.

Внимание! Переключаясь между формами MainForm и SecondaryForm, вы можете предположить, что они равноправны. Однако на самом деле это не так. Форма MainForm является главной, а форма SecondaryForm — второстепенной. В чем это проявляется? Да хотя бы в том, что если вы закроете форму MainForm, то форма SecondaryForm тоже закроется, и приложение завершится. Если же вы закроете формуSecondaryForm, то форма MainForm на экране останется.

Ситуация, когда пользователю предлагается для работы сразу несколько доступных форм, встречается редко. Поэтому для показа формы в основном применяется метод ShowModal. Он обеспечивает работу формы в монопольном режиме, не возвращая управление до тех пор, пока пользователь не закроет форму.

5. Посмотрим, что произойдет, если в предыдущем примере заменить вызов метода Show на ShowModal.

procedure TMainForm.Button1Click(Sender: TObject);begin SecondaryForm.ShowModal;end;

6. После компиляции и запуска приложения нажмите на форме MainForm кнопку Secondary. После появления формы SecondaryForm попробуйте активизировать форму MainForm. У вас ничего не выйдет, поскольку на этот раз форма SecondaryForm отображается в монопольном режиме (рисунок 7.37).


Рисунок 7.37. Вторая форма работает в монопольном режиме

Только закрыв форму SecondaryForm, вы вернетесь к форме MainForm. Теперь понятно и назначение метода ShowModal. С его помощью организуется пошаговый (диалоговый) режим взаимодействия с пользователем, который подробно рассмотрен в главе 9.

На этом мы закончим разговор о формах и перейдем к их содержимому — компонентам.

Компоненты

Понятие компонента

Понятие компонента является фундаментальным для среды Delphi. Без компонентов все преимущества визуальной разработки приложений исчезают и говорить становится не о чем. Поэтому соберите все силы и внимательно прочитайте этот параграф, пытаясь усвоить не только технику использования компонентов, но и саму их суть.

Существует два взгляда на компоненты.

  • Взгляд снаружи, точнее из среды визуальной разработки приложений. С этой точки зрения компоненты — это самодостаточные строительные блоки, которые вы берете из палитры компонентов и переносите на форму для создания собственно приложения. Примеры компонентов вам известны: это кнопки, списки, надписи и др.
  • Существует еще и взгляд изнутри, т.е. взгляд из программы на языке Delphi. С этой точки зрения компоненты — это классы, порожденные прямо или косвенно от класса TComponent и имеющие published-свойства. Экземпляры компонентов — это объекты этих классов, существующие в качестве полей формы. Среди опубликованных свойств компонентов обязательно присутствует имя (Name), под которым экземпляр компонента представляется в окне свойств.

Объединение этих двух точек зрения дает цельное представление о том, что такое компоненты. При работе с компонентами из среды визуальной разработки приложений вы всегда видите их лицевую сторону. Однако как только вы начинаете писать обработчики событий, и управлять компонентами программно, вы соприкасаетесь с программной стороной компонентов, суть которой — объекты. Таким образом, среда Delphi обеспечивает симбиоз визуального и объектно-ориентированного программирования.

При анализе структуры компонента обнаруживается, что его природа троична и лучше всего описывается формулой:

Компонент = состояние (свойства) + поведение (методы) + обратная реакция (события).

  • Состояние компонента определяется его свойствами. Свойства бывают изменяемые (для чтения и записи) и неизменяемые (только для чтения). Помимо этого, свойства могут получать значения либо на этапе проектирования (design-time), либо только во время выполнения программы (run-time). Первые устанавливаются для каждого компонента в окне свойств и определяют начальное состояние компонента. Во время выполнения приложения эти свойства могут быть изменены программно, соответственно изменится внешний вид и поведение компонента. Вторая группа — это свойства, которые не видны в окне свойств, и управлять которыми можно только программно. С точки зрения языка Delphi различие между этими группами свойств состоит в том, что первые объявлены в секции published, а вторые — в секции public.
  • Поведение компонента описывается с помощью его процедур и функций(методов). Вызовы методов компонента помещаются в исходный код программы и происходят только во время выполнения приложения. Методы не имеют под собой визуальной основы.
  • Обратная реакция компонента — это его события. События позволяют, например, связать нажатие кнопки с вызовом метода формы. События реализуются с помощью свойств, содержащих указатели на методы (см. гл. 3).







Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 909;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.