Книга: Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М : Скрипторий, 2003.
В данном пособии представлен опыт работы практикующего педагога ДОУ.
Предлагается цикл занятий по знакомству детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами. Цикл рассчитан на 4-5 недель. Занятия организованы по принципу тематического планирования. Суть его состоит в том, что выбирается тема, которой посвящаются все занятия недели и по ознакомлению с окружающим миром, и занятия познавательного и эстетического цикла. Таким образом, вся первая неделя посвящается дымковскому промыслу, вся вторая – гжельскому, третья – хохломскому, четвёртая – городецкому, пятая – русской народной игрушке. Такая организация занятий позволяет сформировать у детей начала системных знаний, помогает лучше освоить подаваемый материал, значительно экономить время, так как одна и та же тема проходит через все виды детской деятельности.
Примерное планирование занятий см. в Приложении 1.
Интересна программа Шпикаловой Т.Я. «Обучение детей изобразительному искусству на материале народного искусства».
Главная цель данной программы – духовное развитие личности.
В основу своей методики авторы вводят ряд понятий из искусствоведения:
- «вещь-тип»;
- «школа народного мастерства»;
- «народный мастер»;
- «историческая память»;
- «принципы народного творчества: повтор, вариации, импровизация».
Как же эти понятия, очень важные для восприятия народного искусства, интерпретируются авторами в педагогическом процессе?
Вещь-тип – произведение народного мастера, в котором с наибольшей полнотой отражены стилистические (художественные) и технические особенности художественной системы определенной локальной школы народного мастерства. Знакомство детей с таким произведением обеспечивает эстетическое познание школы народного мастерства как главного звена в народном искусстве, формирует эстетическое отношение к действительности. На всех этапах эстетического видения и запоминания признаков вещей – типов организующую функцию несет образец – художественная вещь, принадлежащая локальной школе народного мастерства.
Именно наличие образца художественного изделия способствует формированию такой «хорошей памяти», которая поможет детям лучше усвоить художественные приемы и средства выразительности, присущие народному искусству как особому виду творчества.
Хорошая память – это память историческая (или культурная), присущая народному мастеру, так как определяется самой сутью коллективного творчества в народном искусстве, передачей традиций из поколения в поколение. Историческая память в аспекте данной программы – это утверждение в сознании и деятельности ребенка представления о художественном явлении (вещи, звуке, явлении) как об образе-типе, реализованном в рамках традиции школ народного мастерства на региональном, национальном уровне. В образах-типах народного искусства материализована народная память, которая проносит через века представления народа о красоте, добре и т.д.
При знакомстве с народным искусством дети должны сознательно овладеть приемами художественной деятельности на основе коллективного создания образов, мотивов, сюжетов народного искусства, его основных творческих принципов – повтора, вариации, импровизации. Овладение необходимыми навыками и изучение вещей – типов разных школ народного мастерства должно привести к умению создавать художественный образ вещи на основе этих принципов.
Развитие декоративного творчества обеспечивается решением художественно-творческих задач разного типа.
Повтор. Задача простая, направлена на повтор главных отличительных элементов орнаментов, характерных для конкретной школы народного мастерства.
Вариации. Задача усложненного типа направлена на повтор главных отличительных элементов определенной школы народного мастерства с вариациями. Рисование кистью главных элементов предполагает варианты их декоративной трактовки, привлечение разных композиционных схем, включение новых элементов.
Импровизация. Наиболее сложная задача направлена на импровизацию по мотивам народного орнамента и эстетического восприятия природы с целью создания нового образа декоративного мотива или художественной вещи (они могут исполняться как по мотивам народного искусства, так и на основе ассоциации, выходящей за пределы традиций).
Задачи всех 3 типов решаются в каждом изучаемом виде народного орнамента.
Авторы выделяют важные условия освоения народного искусства:
1.Эстетическое восприятие (видение).
2.Художественная творческая деятельность.
Методика эстетического восприятия и познания. Каждая встреча ребенка с вещью должна быть необычной, наполненной радостью. Здесь используют разные методы и приемы: беседа, диалог, сказка, игра и игровые приемы. Это и игра в «опознание» вещи, конкурс – «разобрать» вещи по промыслам, «путешествие» по местам народных промыслов с целью показать народную архитектуру, старинную одежду, вещи, созданные давно-давно (для такого путешествия хорошо использовать слайды). Также полезны игровые приемы «вживания» в образы родной природы, в которых дети мимикой, жестами, позой обыгрывают какие-либо образы (в пантомиме дети уподобляются деревьям, качающимся под ветром).
В методике организации эстетического восприятия и познания произведений народного и художественно-профессионального искусства педагогу следует:
- создавать условия для погружения детей в мир художественных образов с помощью бесед, диалогов, сказок, игры;
- вести ознакомление с произведениями искусства от общего к частному и наоборот;
- помнить, что эстетическое восприятие и познание состоялись, если удалось вызвать чувство сопереживания увиденному.
Методика художественно-творческой деятельности. Здесь необходимо отметить решение 3 типов задач, которые были описаны выше (повтор, вариации, импровизации).
Обобщая все вышесказанное, нужно отметить, что освоение народного искусства связано с практической деятельностью детей в этой области. Так как народное искусство – это отражение окружающей действительности в мировоззрении народа, то только цепочка действий «вещь-тип - слово - природа – изображение» поможет сохранить особенности национального языка (при ознакомлении с народным творчеством надо использовать фольклорные жанры).
Авторы определяют следующие этапы работы:
- Выделение главных отличительных особенностей орнаментальной системы той или иной локальной школы народного мастерства:
- форма;
- цвет;
- ритм;
- символика;
- приемы декоративного обобщения.
2. Выделение важных моментов в образе художественного предмета, обеспечивающие его связь с жизнью, бытом (традиционные мотивы).
3. Воспроизведение главных элементов народной орнаментальной росписи.
Хотя данная программа ориентирована на работу с младшими школьниками, ее основные положения можно использовать и в работе с дошкольниками.
Вывод: Подводя итоги, следует отметить, что народное искусство в силу своих особенностей близко, понятно и доступно дошкольнику; оно обладает большими воспитательными возможностями в области нравственного и эстетического воспитания. Главный смысл применения народного и декоративно-прикладного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности. Сложное, глубокое чувство любви к Родине, народу формируются гораздо позднее, но только при условии, если родничок первых чувств забил в период дошкольного детства. Собственно художественную деятельность в сфере декоративного искусства следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развитие основ личности ребенка. Присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства Родины, имеет огромное значение и для будущего становления личности, осознания себя как частица своего народа, своей страны.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 5692;