Тема: Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями архитектуры.

План.

1. Архитектура, её виды. Стили архитектуры.

2. Специфика архитектуры, её художественный «язык».

3. Задачи ознакомления с архитектурой.

4. Принципы отбора произведений архитектуры.

5. Направления в работе.

6. Принципы отбора содержания знаний об архитектуре.

7. Особенности ознакомления с архитектурой.

8. Перспективное планирование.

 

Литература

1. Ознакомление дошкольников с архитектурой / Под ред. Грибовской А.А. – М., 2005.

2. Бологова С.Ю. Подготовка детей к изучению в школе предметов эстетического цикла (на материале ознакомления с архитектурой) / Сб.: Подготовка детей к школе: поиски, решения / Под ред. Г.И. Радвил. – Орёл, 1996.

Вопрос.

Осуществление работы по ознакомлению дошкольников с архитектурой требует от педагога знания специфика данного вида искусства, учёта особенностей восприятия объёмно-пространственных форм.

Архитектура (от лат. - строить, возводить), зодчество — искусство создавать здания, сооружения по законам красоты. В архитектуре главный принцип: польза, прочность, красота, которые взаимосвязаны.

Различают следующие типы сооружений:

объемные сооружения: жилые дома, общественные здания (детские сады, школы, кино-театры, театры, магазины, метро и пр.), промышленные сооружения (заво­ды, фабрики, электростанции и пр.), мосты, триумфаль­ные арки, культовые сооружения;

ландшафтная архитектура: скверы, бульвары, парки с «малой» архитектурой (беседки, мостики, фонтаны);

градостроительство: создание новых городов, райо­нов, ансамблей сооружений.

В зависимости от эпохи в архитектуре применяются разные материалы и технологии (камень, дерево, кирпич, металл, бетон, стекло и пр.).

В зависимости от архитектурного стиля появляются свои средства выразительности, которые, видоизменяясь, переходят в новый стиль, появляются новые признаки. Сравнивая стили, некоторые узнаем сразу, другие - через оставшиеся отдельные детали, через некоторые средства выразительности (колонны, арки, форма окон, дверей, украшения, цвет). До наших дней сохранились египетские пира­миды, развалины античных дворцов.

Каждая эпоха в Европе имела свой художественный стиль сооружений.

Романский (или римский) - X—XIII вв. - монастыри и рыцарские замки. Архитектура сурова, тяжеловесна, замкнута, конструкции массивные.

Готический (готика) - XI1—XI11 вв. культовый стиль — собор, возвышающийся над городом. Каркасная система позволила создавать небывалые по высоте гигантские ажурные башни, высокие стрельчатые окна, арки, многочисленные декоративные детали (башенки - «фиолы», завитки - «краббы»), круглые окна с переплетами — «розы».

Франция, Париж - Собор Парижской богоматери.

Англия, Лондон - Вестминстерское аббатство.

Германия, Кельн - Кельнский собор.

Эпоха Возрождения, или Ренессанс - XIV-XVI вв. - после средневековья возвращение к античному искусству. Это дворцовое и культовое строительство, харак­терные черты которого соразмерность, равновесие, гар­моничность композиций.

Барокко (от итал. - причудливый, странный) - XIV-XVIII вв. — одно из стилевых направлений в искусстве, для которого характерны пространственный размах, роскошные храмы, дворцы, нарочитая усложненность, изгибы, изломы формы, пышность, богатство; неумеренная декоративность, обилие скульптуры, насыщенность цве­та и позолоты, широкие парадные лестницы.

Италия, Рим - ансамбль Капитолийского холма.

Рококо - завершение барокко, самая утонченная стадия - узор из камня и раковин.

Классицизм- XVII-начало XIX в. Отличительные черты этого стиля - строгость, геометричность композиций зданий и дворцово-парковых ансамблей, опера на наследие античной культуры как на идеальный образец. Четкость объемов, ясно выражен центр, на глади стен выделяются портик, колоннады, статуи, рельефы.

Англия, Лондон - собор Св. Павла.

Франция, Париж - дворец в Версале.

В России архитектура тесно связана с определенным местом и временем, учитывает региональное, национальное, местное своеобразие. «Что не город, то норов»: су­ровые избы Севера, изящно-лиричные московские особ­няки, тяжелые палаты Пскова, сдержанность построек Новгорода, гармония архитектурных шедевров Петербурга — все это русская архитектура.

Дерево было основным строительным материалом на протяжении многих веков. Из него возводились избы, терема, хоромы, поселения, княжеские дворы, оборонительные крепости-кремли.

Избы — бревенчатые, окна маленькие, пол - высоко от земли, под ним — хранилище. Хоромы - дом с пристройками, у каждого из них разные окна, крылечки, кры­ша: двускатная, бочка, луковка, главка, шатер.

Украшением служила резьба по дереву: причелины, полотенца, подзоры, гребешок, дымник, наличник, ставни - названия резных досок, которые украшали крышу, трубу, окна и пр.

Каменные строения пришли на смену деревянным, но в основу их создания положены традиции деревянного зодчества. Каменные палаты состояли тоже из несколь­ких помещений, которые постепенно пристраивались: светелка для жены, для детей и пр. Все они были связаны между собой переходами - открытыми или закрытыми.

Хоромы украшали белокаменным узором по плоской кирпичной стене и изразцами, что придавало праздничный облик сооружению, поверхности окна и двери - «обе­регами», что пришло из народного искусства.

С тех времен сохранились деревянные и каменные храмы, каменные палаты.

Карелия, Кижи.

Москва, Кремль - Теремной дворец и др.

Западное искусство архитектуры широко проникает в Россию в период правления Петра I. Элементы разных стилей (с учетом русских традиций) находим в архитектуре, которая сохранилась до наших дней.

В петровский период были разработаны стандарты домов - для кого как строить: для «подлых людей» (ремесленников, мелких торговцев) - дом одноэтажный в три окна для зажиточных симметричный дом с 14 окнами, с сенями посередине и мезонином над входом, окна с простыми наличниками; для именитых - двухэтажный на «погребах», с мансардой.

Петербург - Летний дворец Петра I построен как дом для именитых.

К стилю барокко можно отнести: в Петербурге - Зимний дворец: яркие цвета стен - красный, зеленый; белые детали, позолота; в Москве - дом Апраксиных-Трубец­ких на ул. Покровка - прихотливые изгибы стен, пышные декоративные и архитектурно-пластические детали, изум­рудно- лазоревая окраска стен.

Классицизм, пришедший на смену барокко, в России также приобретал национальные черты. Если барокко — это дворец, то классицизм - это и дворец, и жилище для всех.

Фасад дома в стиле классицизма стал знаком принадлежности к дворянству. В основу этого стиля архитектуры положены принципы античной культуры: геометричность, двуцветие, белый классический выделялся на фоне ин­тенсивно окрашенных стен и т.п.

Классицизм стал официальным государственным стилем во времена Петра I.

Яркие примеры этого стиля: в Петербурге - Таврический дворец, Исаакиевский собор (стиль позднего класси­цизма): купол, восьмиколонный портик с фронтонами, ук­рашенными статуями по углам и горельефами; Казанский собор; Биржа; Михайловский дворец (Русский музей).

Москва - Большой Кремлевский дворец; Большой театр; дом Пашкова (Государственная библиотека); здание Голицынской больницы; дом Хрущевых-Селезневых (музей А.С.Пушкина); дом Лопухиных (музей Л.Н.Толстого).

Московский классицизм дополняется купеческим, городским фольклором, что хорошо демонстрируют старин­ные здания Замоскворечья.

Ампир— стиль трех первых десятилетий XIX в., завершивший развитие классицизма. Для него характерны массивные, монументальные формы и богатый декор: лав­ровые венки, орлы, военные эмблемы и т.п.

Эклектика (от греч. - выбирающий) - это свобода выбора художественных форм и свобода заимствования, использования разных стилей.

В творчестве русских архитекторов появляются и готические мотивы. Применение кирпича, двуцветия прида­вало готике русский характер, что постепенно стало ассо­циироваться с национальным искусством. Использование отдельных элементов готики называется псевдоготикой.

Москва — Царицыно: от готики здесь стрельчатые окна; сочетание естественного цвета кирпича с белым придает зданиям декоративность. Ансамбль Царицыно воспринимается как художественное целое: парапеты, смотровые башенки, гармония с ландшафтом.

Петровский дворец — здесь классицизм сочетается с псевдоготикой и древне-русским стилем. Здание увенчано куполом, охвачено арками, кокошниками, крыльцо со столбиками-кубышками, красный кирпич и белый для ук­рашения, узорные пояса. Здание окружено массивными стенами, готическими угловыми башенками и стрельча­тыми окнами.

Исторический музей и здание бывшей Государственной думы, Погодинская изба - псевдорусский стиль. Сти­лизация в духе деревянного зодчества, нарядные резные ставни, многочисленные декоративные детали.

Здание верхних торговых рядов (ГУМ) — декор покрывает фасад, стены галереи, подчинен по стилю Крем­лю, Историческому музею.

Постепенно «русский стиль», «эклектика» стали объединяться со стилем «русский модерн», «неорусский стиль»:

Третьяковская галерея - фасадная стена оформлена по эскизам В.М.Васнецова; Казанский вокзал — подобие сказочного городка, сочетание мотивов русских хором и собора в Казани, сочетание разных по форме, величине, цвету декоративных объемов, затейливые детали наличников, напоминает «теремной» комплекс.

«Модерн» (от франц. - новейший, современный) -стилевое направление в искусстве конца XIX - начала XX в., создание новых форм, своеобразный декор, элементы здания подчинены единому орнаментальному ритму. Форма здания произвольная, свободной планировки, отказ от симметричности фасадов, поиски рациональных реше­ний по увеличению этажности зданий, их размеров.

Москва, особняк Рябушинского, Ярославский вокзал — сочетание «модерна» и архитектуры русского севера: крыша, как кокошник, расположение и форма окон и пр.

В этот период появляются необычные здания - здания Московского телеграфа, Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) — здание с колоннадой по главному корпусу в греческом стиле.

В начале XX века ведутся поиски нового монументального стиля в архитектуре, при этом сохраняется самобытность Москвы - патриархальный уют переулков, задушевность За­москворечья, державность Кремлевских площадей...

Проводятся конкурсы, составляется генеральный план застройки Москвы. В конце 20-х годов строят клубы им. Н.В. Русакова, завода «Каучук», им. СМ. Зуева, завода им. Лихачева (ЗИЛ) - типичные здания конструктивизма. Конструктивизм - это направление в архитектуре 20-х годов XIX в., в основе которого - создание простых, логичных, функционально оправданных форм.

Рационализм - движение в архитектуре 20-х годов XX в.: поиски лаконичных динамичных современных архитектурных форм.

Северный речной вокзал - здание напоминает двухпалубный речной пароход: конструкция изящная, легкая, с колоннами и арками, с башней и шпилем, увенчанным золотисто-красной звездой, которая в 1935-1937 годах находилась на Спасской башне Кремля. Здание украшено барельефами, мозаикой, скульптурой - фонтанами, широкая гранитная лестница идет от центрального пор­тала к причалу.

В этот период создан идеал города-сада - экспериментальная площадка поселок Сокол. Главное - сохра­нить исторический центр и продолжать развивать город.

В 50-е годы строятся высотные здания - как символ победы, мощи и силы страны-победительницы в Великой Отечественной войне. Позднее появились новые пло­щади, районы: Песчаные улицы, Кузьминки, Черемушки, новые станции метро — настоящие подземные дворцы (колонны, барельефы, скульптуры, витражи, мозаика), го­рода-спутники — Зеленоград, Солнцево, Внуково.

Каждый район, город развиваются с учетом потребностей их населения. Используются новые, современные ма­териалы, технологии, смелые сочетания цветов; снова вошли в моду чугунные необычные ограды — чугунное кружево Москвы.

Рассматривая здания Москвы или любого другого города, видим знакомые элементы разных архитектурных стилей.

Фасад- внешний вид здания.

Интерьер - архитектура внутренних помещений здания.

Фронтон - треугольное завершение фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративным фронтоном украшают двери, окна здания.

Портик - галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Атланты - опора в виде мужской статуи.

Кариатиды - опора в виде женской фигуры.

Мозаика, витражи, фрески - виды техник при оформлении зданий.

Барельеф, горельеф, скульптуры - часть украшения здания.

 

Вопрос.

Архитектура как явление материальной и духовной культуры общества характеризуется рядом специфических особенностей:

1. Сочетает в себе прекрасное и полезное, утилитарное и эстетическое, отвечает на материальные потребности людей и высту­пает в роли искусства;

2. По отношению к другим видам искусства выполняет «ор­ганизующую» функцию, т. е. образует основу среды, в которой существуют их произведения;

3. По характеру восприятия художественных произведений относится к пространственным видам искусства, а по способу воспроизведения явлений действительности — к выразительным;

4. Архитектурный образ отличает связь с утилитарно-практической сущностью сооружений, умеренность экспрессивной ин­тенсивности, зависимость от национальных традиций, природно-географических условий, социально-исторической среды.

Художественный «язык» архитектуры составляют общие и ча­стные образно-выразительные средства. К общим относятся средства организации пространства: объемная композиция, сим­метрия, ритм, пропорции частей, масштабные соотношения, контраст и нюанс; к частным — элементы пластической конкретиза­ции образа: фактура материалов, цвет, рельеф, скульптурные детали и т. д.

 

Вопрос

В программах для детских дошкольных учреждений последних лет («Детство», «Красота. Радость. Творчество», «Истоки» и др.) выделен новый раздел — знакомство дошкольников с архитектурой.

Поставлены следующие задачи:

■ учить видеть облик своей улицы, района, города, поселка;

■ видеть особенности зданий, их назначение, форму зданий, окон, дверей, балконов, их расположение и укра­шения, цветовое решение (магазины - большие окна, кинотеатры - необычные конструкции);

■ учить сравнивать старинные и современные здания, видеть их различие;

■ выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрес­ки, барельефы, скульптуру и пр.;

■ выделять средства выразительности архитектуры (пластику объемов, масштабность, пропорциональность, фак­туру, цвет поверхности, освещенность);

■ выделять узорность оград домов, мостов (орнамент геометрический, растительный, символику);

■ знакомить с садово-парковой архитектурой: красота парков, подбор деревьев, кустов, цветников, их располо­жение, цветовая характеристика, «малая» архитектура (бе­седки, мостики, фонтаны);

■ выделять элементы сказочной архитектуры (избушки, терема, дворцы);

■ отражать в рисунке, аппликации здания современные, старинные, сказочные.

Вопрос.

Специфика восприятия объёмно-пространственных форм обусловливает необходимость организации ознакомления детей с архитектурой в форме непосредственного восприятия, исполь­зуя с этой целью произведения, находящиеся в ближайшем окружении. Достойные внимания объекты есть в любом городе и поселке. Это соборы и церкви, старинные постройки, дома, укра­шенные причудливой резьбой, современные здания. Именно с этими архитектурными сооружениями следует знакомить детей в первую очередь. Но было бы неверно ограничивать ознакомле­ние с архитектурой лишь памятниками местного значения. Дети не должны быть лишены общения с лучшими образцами архи­тектуры. Поэтому в процессе формирования представлений об архитектуре целесообразно использовать также фотографии и слайды, дающие возможность познакомить детей с выдающими­ся творениями зодчества.

При отборе произведений для ознакомления дошкольников с архитектурой необходимо руководствоваться следующими прин­ципами:

— высокая историческая и художественная ценность произ­ведений;

— яркая и убедительная трактовка художественного обра­за;

— доступность идейного содержания опыту детей.

В работе с детьми дошкольного возраста могут быть исполь­зованы следующие произведения: церковь Покрова на Нерли (1165), Дмитриевский собор во Владимире (1194—1197), цер­ковь Вознесения в Коломенском (1532), собор Василия Блажен­ного (1555—1560), церковь Преображения в Кижах (1714), ан­самбль Московского Кремля и т. д.

Вопрос.

Вся работа проводится в двух направлениях.

1. Знакомство с архитектурой:

1.1.Экскурсии, прогулки по улице города, поселка.

Цель: рассмотреть здания разного назначения: жилой дом, детский сад, школа, магазин, кинотеатр, метро и пр., определить общую форму здания, окон, дверей, их расположение, количество этажей, цвет здания, элементы украшения.

Проводя экскурсии, прогулки, воспитатель намечает одну из задач. После рассматривания всего здания определить, например, количество этажей и как расположены окна (одинаковой формы и величины или разной, рас­положены друг под другом или по-разному и пр. В ре­зультате дети начнут видеть средства выразительности в архитектуре.

Затем рассмотреть здание детского сада и здание жилого дома, школы и жилого дома, школы и детского сада, магазина и жилого дома и пр., чтобы определить харак­терные особенности этих зданий, которые зависят от их назначения.

Рассмотреть характерные средства выразительности определенного стиля, дать названия некоторых из них (фронтон, портик, колонны).

1.2. Рассмотреть здания на иллюстрациях, репродукциях картин, фотографиях, открытках, видеофильмах и пр.

Цель: показать разнообразие архитектурных стилей в городе.

Подобрать изображения зданий с учетом поставленных задач, например, где представлены разные крыши, окна разной формы, украшения зданий и т.д.

На изображениях показать сначала знакомые здания, которые рассматривали во время экскурсий, на прогулке, а затем сравнить их с новым зданием.

1.3. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных зданий.

Цель: показать необычность формы этих зданий, их крыш, окон, украшений. Определить элементы сказочности.

Это избушки разного типа - рукавичка, пряничная, лубяная, ледяная, теремки, дворцы положительных и отри­цательных героев (Снежной Королевы, Золушки, Весны, Змея-Горыноча и пр.).

Сравнить современные здания и сказочные, показать, как от героя сказки зависят цвет, украшения избушки, дворца ( добрый-яркие, злой-темные, холодные и пр.).

1.4. Использование художественного слова (рассказ, сказка, стихотворение), где дано описание зданий, домов, теремов, подбор образных сравнений.

1.5. Рассказ воспитателя.

1.6. Вопросы.

Варианты рассказов, отрывки из сказок, стихотворений даны в конспектах занятий, ответы детей на вопросы указаны в скобках.

1.7. Слушание музыки для создания определенного образа здания.

2. Изображение зданий разных конструкций и разного назначения, современные, старинные, сказочные, го­рода будущего в рисунках, аппликациях.

В каждом детском саду содержание работ будет разное и зависит от впечатлений детей, от того, какие зда­ния они рассматривали, какой наглядный материал был показан, какие сказки читали, что вызвало у них интерес.

Очень важно дать конкретные темы - «Наш детский сад», «Наша улица» (дать название); чем больше ребенку нравится сам объект - изба, теремок, дворец из сказ­ки или какое-то современное здание, тем лучше получит­ся его изображение.

Воспитателю необходимо изучить архитектурные особенности зданий, домов своего города, района, улицы, чтобы выбрать наиболее интересные объекты, которые бы были доступны для изображения их детьми дошколь­ного возраста.

Младшие дети изображают домик для собаки, кошки, медведя, для неваляшки, избушку, теремок.

Старшие дети изображают сказочные терема, дворцы, современные здания, создают образы города будущего.

 

Вопрос.

Определяя содержание знаний об архитектуре для детей до­школьного возраста, важно:

— учитывать доступность сообщаемых сведений об архитек­туре для детей дошкольного возраста. При этом ознакомление с архитектурой целесообразно начинать с близкого, знакомого детям, с того, что их непосредственно окружает. А затем, исполь­зуя метод сопоставления, формировать представления о некото­рых фактах истории архитектуры;

— опираться па теоретические положения эстетики и искус­ствознания о сущности архитектуры. Содержание должно отра­жать представление об архитектуре как системе зданий и сооружений, необходимых для жизни и деятельности людей, как ис­кусстве строить красиво;

—включать в содержание знаний краеведческий материал

 

Вопрос.

Архитектура

Виды Особенности Вопросы к детям при рассматривании произведений
младший дошкольный возраст старший дошкольный возраст
Объемные сооружения Ландшафтная архитектура (скверы, парки, площади, бульвары) Градострои- тельство (новые города, поселки) Здания разного назначения: жилые дома; общественные здания (магазины, кинотеатры, театры, музеи, библиотеки, школы, больницы и пр. здания), необходимые людям для жизни и отдыха; промышленные здания (заводы, фабрики, комбинаты и другие предприятия) по производству необходимых для жизни продуктов, изделий, вещей и оказания бытовых услуг. Мосты разные по назначению (пешеходные, железнодорожные, автомобильные)   Планировка и размещение на определенных площадях земли скверов, бульваров, парков с различными постройками, дорожками, фонтанами и разными украшениями   Планировка и размещение на определенных площадях земли зданий разного назначения, мостов, площадей, скверов, бульваров и прочих сооружений.     Рассматрива­ние иллюстра­ций деревянно­го зодчества (избушки, терема, церк­ви). Рассмат­ривание сельс­ких, дачных домиков (одно­этажных, двух-трехэтажных из дерева, кирпи­ча, блоков). Из чего построе­ны? Как украшены? Покажи узоры на окошках, ставнях, столбиках. Зачем люди украшают постройки? Сколько этажей, веранд? Рассматривание многоэтажных современных зданий. Из чего построены? Сколько этажей, подъездов? Сколько в них живет людей? Как поднимаются они на верхние этажи? Как украшены дома? Рассматривание мостов разного назначения. Для чего их строят? Из чего? Как украшают, какие части есть у мостов (устои, перекрытия, спуски) Рассматривание построек деревянного зодчества. Изба — русский срубный дом с крышей и фасадом, украшенным резьбой. Как строились избы? Как придавался избе праздничный, наряд­ный вид? (резные лобовые доски, конек на крыше, ажурная резьба на ставнях). Хоромы — красивый, деревянный дом. Деревянное зодчество в городах Древней Руси: Кижи (Карелия), Хохлов­ка (Пермская область). Благодаря каким художественным особенностям крестьянских построек мы можем говорить о единстве жилья с приро­дой? Рассматривание церквей. Из каких материалов делали купола? Как их украшали? (из дерева, металла, красили, расписывали, золотили, делали из чешуек — осиновых лемешин). Как украшали шатры, окна, наличники и прочие части сооружений? Образ древней русской крепости — Кремля: стены с бойницами, воротами, башнями (Боровицкая, Водовзводная, Благовещенская и др.). Колокольня Ивана Великого. Терема — высокие здания в виде башен с жилыми помещениями в верхней части дома. Рассматривание старинных зданий. Из чего строили, как оформляли? (Арки, порталы, башни, колокольни, карнизы.) Украшение сложным, причудливым орнаментом, фризы, шпили, фронтоны, ажурные решетки и пр. Мосты старинные и современные (их виды, материалы, из которых строятся, особенности строения, оформления). Составь словесное определение строения, расскажи о нем (стройное, величественное, могучее, массивное, легкое, тяжеловесное, угрюмое, воздушное, светлое, страшное, дикое). Строгая красота, простота форм, многообразие диковинных украшений и пр. Рассматривание иллюстраций ландшафтной архитектуры (старинной и современной). Расскажи об этом парке, сквере. В чем красота и гармония оформления? Градостроительство. Рассматривание архитектурных макетов. Расскажи о макете. Какие на нем постройки? Какое имеют назначение? Удобно ли размещены? В чем красота сооружений и окружающих их оформлений?

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ГОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С АРХИТЕКТУРОЙ

 

№. Старшая группа Подготовительная к школе группа
Выставка художника-иллюстратора А. Воробьева Экскурсия в парк
Занятие. Элементы декора деревянных строений и декоративная лепка на пластине — «Солнце и цветы» Занятие. Парковая архитектура и рисование - «Беседка».
Занятие. Деревянное зодчество и рисование - «Теремок» Экскурсия по Ивановской улице
Выставка художника-иллюстратора В. Конашевича Занятие. Различные архитектурные стили и рисование - «Дворец для Змея Горыныча»
Занятие. Архитектура и аппликация - «Сказочный город» Выставка иллюстраций и фоторабот - «Замки» (готика)
Конкурс ледяных построек на участке Занятие. Готический стиль в архитектуре и рисование - «Витраж»
Занятие. Архитектура и рисование - «Хрустальный дом для белки» Конкурс ледяных построек
Занятие. Элементы декора окон и аппликация - «Окошко» Занятие. Готический стиль в архитектуре и аппликация - «Замок Снежной Королевы»
Выставка «Наша древняя столица» Занятие. Архитектура и рисование - «Особняк»
Занятие. Архитектура и рисование - «Башни Кремля» (по итогам экскурсии в Кремль) Выставка «Москва XIX века в рисунках современников»
Занятие. Русское зодчество XIV в. и рисование - «Ворота» Занятие. Архитектурный ансамбль и рисование - «Дворцы»
Занятие. Элементы классицизма в архитектуре и аппликация – «Большой театр» Экскурсия к Храму в парк «Дубки»
  Занятие. Храмовая архитектура и рисование - «Древние памятники»
  Досуг – «И нам теперь видна, как на карте, вся страна» (составление коллажа сказочной страны из детских рисунков здании различных архитектурных стилей)

 

 








Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 9977;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.038 сек.