Основные законы драматургии в хореографии
Слово «драматургия» происходит от древнегреческого слова «драма», что означает «действие». Драматургом хореографического произведения является балетмейстер – сочинитель. Балетмейстер – сочинитель должен найти "словесное" хореографическое решение, основываясь на знании законов драматургии, иметь четкое представлений о специфике выразительных средств, возможностях хореографического жанра.
Сегодня при сочинении или анализе хореографического произведения мы различаем пять основных частей закона драматургии:
1. Экспозиция – знакомит зрителей с действующими лицами, помогает составить представление о характере героев. С помощью костюма, декораций, манеры исполнения выявляются приметы времени, создается образ эпохи, определяется место действия. Действие может развиваться неторопливо, постепенно, а может динамично, активно. Длительность экспозиции зависит от задачи, поставленной балетмейстером, от музыкального материала.
2. Завязка – здесь «завязывается», начинается действие: герои знакомятся друг с другом, между ними возникают конфликты, в развитии сюжета сделаны первые шаги. Длительность завязки не должна быть затянутой, но и краткость ее недопустима, т.к. завязка должна сфокусировать внимание зрителя и подготовить его к дальнейшему действию.
3. Ступени перед кульминацией или развитие действия – это та часть произведения, где развертывается действие. Конфликт, черты которого определились в завязке, обретает напряженность. Ступени действия могут быть выстроены из нескольких эпизодов. От ступени к ступени динамика действия должна нарастать, подводя его к кульминации. Ступени действия могут развиваться стремительно или, наоборот, имеют плавный, замедленный ход. Иногда для того, чтобы подчеркнуть силу кульминации, надо для контраста прибегнуть к снижению напряженности действия. В этой части раскрываются разные стороны личности героев, идет развитие их характеров, определяются линии их поведения. Сеть отношений, переживаний, конфликтов сплетается в единый драматургический узел, все более привлекая внимание зрителей к событиям, отношениям героев, к их переживаниям. Это самая длительная по времени часть, способствующая развитию сюжета, раскрытию характеров главных действующих лиц.
4. Кульминация – наивысшая точка развития драматургии хореографического произведения. Здесь достигается наивысшего эмоционального накала динамика развития сюжета, взаимоотношения героев. В бессюжетном хореографическом номере кульминация должна выявляться соответствующим пластическим решением, наиболее интересным рисунком танца, наиболее ярким хореографическим текстом и т.д. Кульминации обычно соответствует наибольшая эмоциональная наполненность исполнения.
5. Развязка – завершает действие. Она может быть мгновенной, резко обрывающей действие, превращающаяся в финал произведения, либо, наоборот постепенной. Это идейно- нравственный итог сочинения, который зритель должен осознать в процессе постижения всего происходящего на сцене.
Закон логики - Все части хореографического произведения органично связаны друг с другом, каждая последующая часть вытекает из предыдущей, дополняет и развивает ее.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 9570;