Современная хореографическая пантомима
Пантомима - это форма сценического зрелища, где при помощи телодвижений, жестов и мимики, телоположения актера раскрывается характер действующего лица, содержание и идея немой драмы.
Немота пантомимы роднит ее с балетом. Развитие сюжетной линии в балете выражаются обычно средствами пантомимы, которая, таким образом, становится неотъемлемой частью балетного представления. Тесная связь пантомимы с балетом проявляется еще в том, что балет учит пантомиму точности формы, тогда как пантомима учит балет драматической выразительности. В балете преимущественно танцуют, а в пантомиме исключительно играют. Прославленный танцовщик далеко не всегда бывает хорошим актером. Актер пантомимы может не танцевать, но обязательно должен обладать способностью к перевоплощению, к обрисовке характера, к созданию образа не только мимическими средствами, но и пластическими.
Специфическим признаком пантомимы является драматическое начало, положенное в основу действия, где основным является экспрессия движений и телоположений, выражающих действия, характеры, чувства, намерения и взаимоотношения изображаемых лиц. Пантомима может быть как большим многоактовым спектаклем, так и небольшой эстрадной миниатюрой – немой новеллой, рассказом, поэмой, сказкой, фарсом, басней, карикатурой и т.д. Пантомима встречается в драме, опере, балете, цирке, кино.
Жест в самом широком толковании – движение руки, ноги, туловища, улыбка, жест лица – является выразительным средством пантомимы. В основе каждого пантомимического выражения лежат обычное естественное движение. Характер движения, жеста, действия меняется, в зависимости от причин, его вызывающие, от характера, возраста, эмоционального состояния действующего лица. Эти факторы влияют на движение, темп и ритм, что придает каждому пластическому выражению свою индивидуальную окраску, свой смысл. Пластическая характеристика действующего лица слагается из последовательных действий и жестов, имеющих свою логику. Логика жизненного поведения диктует актеру логику поведения сценического, жизненный жест лежит в основе сценического жеста, который должен быть легко расшифрован и понят. Лишь осмысленный жест уместен в реалистической пантомиме.
Искусство пантомимы тесно связано с танцем, цирком, драмой, кино, поэтому затруднительно рассматривать ее изолированно от этих искусств. В зависимости от того, с каким искусством пантомима ближе всего сочетается, мы различаем три вида пантомимы:
1. пантомима танцевальная, ее характерный признак – условный, ритмически и пространственно организованный жест, мимика, движение;
2. пантомима акробатическая, жест доведен до максимальной условности, легко переходящий в акробатику;
3. пантомима драматическая, или естественная, которая уподобляется естественному жизненному поведению человека.
Нередко эти три вида пантомимы встречаются в смешанном виде. В классическом балете, например, мы видим наряду с танцевальной пантомимой и акробатическими элементами явно выраженную тенденцию к естественному жизненному жесту.
Язык жестов и движений понятен всем. Этим объясняется незаменимые качества пантомимы - ее демократичность и интернациональность, ее доступность и понятность для всех стран и народов мира.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 5171;