ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Каждый человек живёт в обществе себе подобных, вступая в контакт с другими людьми, иначе говоря — живёт общественной жизнью. Воспроизводя свою жизнь, человек неизбежно взаимодействует с окружающими, оказывает влияние на жизнь других, а те — на его индивидуальное и социальное бытие.
Разнообразие общественных отношений иллюстрирует простой пример. Поставьте себя в центр взаимодействия с окружающими Вас различными носителями, представителями и «заместителями» общественного. Если Вы общительны, то взаимодействуете, прежде всего, с другими людьми: коллегой, родственником, другом, соседом, товарищем по интересам, с группой, наконец, идеально — с самим собой. Если Вы замкнуты, то контактируете с предметами, вещами, другими словами — с объектами, существующими вокруг Вас. Занимая эгоистическо-авторитарную позицию, вы отнесётесь к другому человеку как к вещи, к «винтику», к средству манипуляций для достижения преходящих выгод. Ситуация усложняется, когда мы взаимодействуем с другими людьми опосредованно, используя в качестве посредников человека или вещь. Тогда вещи или овеществлённые отношения, например — денежные знаки, становятся носителям, заместителями или представителями отношений людей.
По разному человек относится к косному объекту (естественного, природного или искусственного происхождения) и к живым существам, прежде всего — к людям (или к домашним и диким животным), в той или иной мере включённым в общественную жизнь. Свои отношения к человеку как субъекту и человеку как объекту Вы строите, как правило, с учётом информации об окружающих и фундаментальных социальных регулятивов: ценностей, законов, идеалов, правил, норм, традиций и привычек. Вас поддерживают, оказывают Вам помощь (или ставят препятствия) другие люди, большие и малые коллективы, общественные организации и институты. Иными словами, в процессе своей жизнедеятельности, социальных контактов и поведения человек постоянно находится внутри или под воздействием своеобразного «поля» меняющихся, «пульсирующих» разнообразных и многочисленных общественных связей и отношений. Человек в этом случае выступает полюсом или элементом означенных связей — того, что в повседневной речи и науке называют обществом.
Общественные связи разнообразны по форме и организуемому ими содержанию.
Непосредственное взаимодействие людей друг с другом осуществляется в виде общения.Общением называется непосредственное взаимодействие, личные отношения или контакт между людьми как субъектами социальной жизни. То есть, общением называют живые, межсубъектные отношения людей. В отношениях общения люди знают друг друга, узнают своего визави в лицо.
Структура общение людей диалогична. В общении люди встречаются «лицом к лицу» как взаимодействующие «Я» и «Ты». (О логике этого диалога рассказывают М. Бубер и М. М. Бахтин.) Ход общения предполагает социальное действие, постановку целей и определение средств их достижения, занятие (или смену) субъектом определённой социальной позиции, выполнение человеком определённой социальной роли, обмен информацией, опытом, непосредственную и опосредованную кооперацию людей, то есть соединение разделённых звеньев человеческой деятельности в единое целое. Меняя социальную позицию, человек реально или мысленно становится на место другого, действует за него. В ходе общения обнаруживаем социальная эквивалентность и взаимозаменяемость индивидов.
Структура отношений общения лежит в глубине всех форм общественных отношений и потому общение называют исходным отношением, прямо или косвенно составляющим архетипическое ядро всех других социальных отношений. В графическом виде отношение общающихся субъектов изображают в виде формулы « ... — S' — S'' — ... ». Открытость формулы во вне означает, что каждый общается с другим индивидуально или в составе группы, с группой или её представителем, прямо или косвенно, с участием посредников или без них.
В сложно организованном обществе непосредственное общение перерастает в социальную связь, которая называется общественным отношением. Общественные отношения характеризуют связи между социальными группами или внутри них. (В последнем случае основным является не межиндивидуальное общение отдельных людей, а их отношение друг к другу как к членам данной группы.) Именно общественные отношения делаютъихсубъектовобщественнымисубъектами, аобщество — обществом. Общественные отношения объединяют разрозненных индивидов в единое «многополярное» целое, придают их действиям определённое единообразие, стабильность и социальную эффективность. Последняя особенно важна: ведь для представителя (субъекта) группового социального отношения его деятельность или отношение в качестве представителя данной социальной группы к другим участникам социальных действий и отношений составляет коллективно умноженную силу. — Как член социальной группы Вы опираетесь на её мощь, на алгоритм её социального поведения, на её защитные механизмы и групповые инструменты в проведении собственных интересов.
Функционирование и переплетение отношения общения и социального отношения возникли исторически. Каждое из них сохраняет, однако, свою специфику и потому социальная философия продолжает различать отношения между людьми двух типов: отношения личного общения и социально-анонимные.
Личные отношения между людьми вырастают из жизнедеятельности каждого человека и потому их иногда называют «естественными» и «органическими». Они объединяют индивидов в сообщества, которые К. Маркс и Ф. Тённис назвали изначальной общиной или общностью (нем.: Gemeinschaft, Gemeinde, Gemeinwesen). Часто отношения в общине (гемайншафте) связывают людей узами родства, на которые накладываются отношения обоюдной или бескорыстной (взаимо)помощи. Они проявляются в отношениях отца, матери, детей, старших и младших братьев, в половозрастном разделении труда, в ролевых функциях членов семьи или в традиционной общине и воспроизводятся по привычке, велению души. В личные отношения включаются стихийно и нередко навсегда: нельзя перестать быть сыном своих родителей или стать старше своей сестры – близнеца.
Наиболее крепкие и всеохватывающие личные отношения существовали на ранних ступенях развития общества: в архаических родоплеменных общностях, в патриархальных общинах, в больших семьях. Присутствуют они в отношениях людей и сейчас, особенно в неурбанизированных районах, где преобладают допромышленные формы производства. Здесь не всё продаётся и не всё покупается: в ряде случаев традиционные ценности предполагают в отношениях людей личное бескорыстие. Личные отношения проникнуты человеческим теплом. В обществе личных отношений человека ценят самого по себе. Поэтому в жизненных невзгодах человек ищет своё последнее прибежище в семье, на своей «малой родине»: в места рождения и детства он нередко едет доживать жизнь и умирать.
В современном обществе личные отношения перестали быть всеобъемлющими, но не исчезли полностью. В «малых» семьях личные отношения воспроизводятся и сейчас. Такие семьи проникнуты, как правило, отношениями заботы и бескорыстной взаимопомощи. Деревенские родственники, живущие аграрным бытом, помогают семьям детей, живущим в городе, а дети помогают старикам – родителям во время трудоёмких сезонных работ, везут родителям традиционные подарки. Формой проявления (и перерождения) личных отношений являются отношения в «трудовых династиях», «блат», непотизм (покровительство по родственной линии), кумовство, землячество, иерархия личных связей в асоциальных (мафиозных) группах.
Основой воспроизводства личных отношений в допромышленном (традиционном) обществе являются аграрные технологии, традиции родства, отношения личной зависимости. Личные отношения были формой функционирования большесемейных, клановых, племенных, кастовых, ранговых, сословных структур. (Например, отношения личной службы сюзерену или вождю феодальной дружины с непременной клятвой в личной верности). Отношения такого рода не редкость и сегодня в развивающихся странах и в феодально-бюрократизированных фирмах и корпорациях (например, в Японии).
В ходе усложнения общественной жизни ещё в оболочке личных отношений начинают формироваться отношения более сложного типа. Личное приобретает превращённую (замещённую или отчуждённую) форму. Барщинный труд крестьянина на помещика замещается, например, его овеществлённой формой — трудом оброчным. Разбогатевший вольноотпущенник (или крепостной) приобретает раба (или собственного крепостного). Вместо личной военной службы в качестве рекрутов начинает практиковаться служба их «заместителей», оплаченная родственниками рекрута. В личные отношения людей здесь вклинивается посредник, чаще всего — звонкая монета. Она обусловливает переход к опосредованным (или собственно социальным) отношениям.
Собственносоциальными,общественными отношениями социология считает отношения, интегрирующие социально раздробленных или «атомизированных» индивидов. Отношения такого рода связывают людей опосредованно, без непосредственного контакта между ними и даже, иногда, без чёткого осознания человеком характера и даже наличия таких связей. В общественные ассоциации людей подталкивают объективные потребности, которые диктуют их носителям необходимо-принудительные формы связи, продиктованные чаще всего своекорыстным интересом и меркантильным рассчётом, в которых отражены фундаментальные потребности субъектов отношений. Личные отношения заменяются отношениями вещными (через вещи). В немецком языке социальные группы, связанные подобными отношениями, носят название собственно «общества» (Gesellschaft), то есть асоциации взаимно заинтересованных людей.
Массовые формы объединения людей в рамках социально-корыстных отношений возникают в обществах с рыночной экономикой. В частно-предпринимательском обществе индивиды взаимодействуют, входя в производственно-финансовые объединения, акционерные компании, принимая участие в деятельности транснациональных корпораций, фирм, являясь представителями деловых кругов и вообще объединений «людей своего круга». К такого рода объединениям относят различные политические группы: ассоциации, партии и фронты, административные институты (вплоть до государства). На фоне формального равенства людей, которые объединены социально-общественным видом отношений, никто не скрывает, что видит в своём контрагенте средство для достижения собственной выгоды. Общественные отношения этого рода выполняют роль средства торгово-экономического, социально-политического, межэтнического и межкультурного общения и в более широком смысле.
Вещно-эгоистическиеотношения «атомизированных» индивидов, проникают в современные структуры и ячейки социальной организации. В том числе — в связанные личными отношениями. При этом они деформируют или разрушают их. В крупнейших городах США (Нью-Йорке, Лос-Анжелесе и Сан-Франциско) около половины их обитателей живёт в неполных или «нестандартных» семьях (в семьях матерей-одиночек и однополых «семьях» лесбиянок и гомосексуалистов). Деформация личных отношений в семейных ячейках такого рода даёт основание некоторым идеологам-традиционалистам для утверждений о том, что в недалёком будущем общество западного (вещно–денежного) типа обезлюдеет, самоисчерпает себя и «обрушится вовнутрь» — то есть социально коллапсирует.
Противоречивое переплетение личных и социально-анонимных связей демонстрируют и наши крупные столичные и индустриальные центры. На беды западных мегаполисов в отечественных центрах урбанизации наложилась «шариковская» специфика отношений людей, испорченных пропиской и квартирным вопросом, писал М. А. Булгаков в «Собачьем сердце» и «Мастере и Маргарите».
Поскольку в основе собственно общественных отношений лежат опосредованно-вещные отношения, постольку фундаментальный механизм социальности описывается структурой отношений опредмечивания и распредмечивания, возникающих в ходе человеческой деятельности. Содержанием опредмечивающе-распредмечивающих функций человеческой деятельности являются разнообразные виды присвоения и формирования, то есть производства, обмена, распределения и потребления результатов деятельности (а через них и сущностных сил) социального субъекта — исторически конкретных людей, объединённых в социальные группы.
Подобные исходные, «первичные» отношения обрастают «вторичными», «третичными» и т. п. системами производных общественных отношений. Возникает сферная цепочка отношений: производственно-технологических, производственно-экономических, социальных (групповых), политических, юридических отношений, отношений, связанных с различного рода социальной практикой и духовным производством. Их организация и особенности изучаются в рамках знания организации производства, а также социологией, политологией, конституционным и другими формами правового знания, культурологией, социальной философией, религиоведением, социальной и инженерной психологией, этикой, эстетикой и другими дисциплинами.
Огюст Конт — автор термина «социология» называл науку об обществе «социальной физикой», в которую он включил два раздела: «социальную статику» и «социальную динамику». Контовская апелляция к физике и к её разделам — динамике и статике — осталась во многом метафорой. Однако она очертила контуры концепции социологического натурализма: попыток сведения многообразных общественных явлений к более простым формам физической, а позднее и биологической природы. Источником такого рода концепций были трудности решения крупных общественных проблем без уяснения их отличия от проблем и явлений досоциальной или несоциальной природы.
В обществоведении и ранее предпринимались попытки отождествить общественное и естественное, искусственное и натуральное. В притче «Голова и туловище» Г. С. Сковорода писал: «Чем бы ты жива была, — спросило Туловище Голову, — если бы от меня жизненных соков по частям в себя не вытягивало? — Сие есть правда, — отвечала Голова. — Но в вознаграждение того моё око тебе светом, а я вспомоществую советом». Далее следовала типичная для подобного сюжета сентенция: «Народ должен обладателям своим служить и кормить» их.
Итак, проблема соотношения общественного и естественного имеет давние корни. Но только к средине девятнадцатого века она стала в ряд актуальных и для социальной философии.
Обратимся к проблемам подобного рода и к концепциям, которые возникли в ходе их осмысления.
ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА
Ни в одну из эпох своего существования общество не было самодостаточным — люди не могут существовать без той или иной формы взаимодействия с окружающей природной средой. Общество выполняет роль оболочки и инструмента, в форме и с помощью которых человек присваивает полезные свойства природы и защищается от её разрушительного воздействия.
Общество взаимодействует с природой в нескольких измерениях.
Во-первых, природный субстрат, модифицированный целесообразной предметнойдеятельностью человека, служит «второй природой» — оболочкой, которая окружает людей, живущих общественной жизнью.
Во-вторых, телесная организация людей, их физико-биологическая природа, сформировалась в результате продолжительного процесса очеловечивания внутренней среды, организма наших предков.
В-третьих, состояние и характер природной среды до определённых пределов влияют на ход общественной жизни людей, стимулируют или тормозят процессы в системе «природа – общество». Природа не нейтральна. Она бывает агрессивной по отношению к очеловеченной, «второй природе». Морозы деформируют городской асфальт, вечная мерзлота вспучивает дороги, арматура железобетонных конструкций разрушается окислением быстрее, чем природные руды. Пробираясь в джунглях Индии начала девятнадцатого века, некий журналист писал в репортаже: «по этим местам ещё не ступала нога человека». Ни он, ни его спутники не заметили, как прошли улицами древнего города, покинутого людьми и заросшего до неузнаваемости глухим лесом.
В-четвёртых, природа является естественной платформой человеческой жизнедеятельности, рекреацией, в которой происходит восстановление физических и духовных сил человека, объектом эстетических и нравственных отношений, в которые включены люди, значимым фокусом философского и религиозного мировоззрения людей.
Природа воздействует на человека и его телесную и социальную организацию не только извне. Включение естественного в общественную жизнь оказывает влияние на биосоциальную логику поведения человека, разнообразит его отношение к другим людям, действует на его личность извне и изнутри: из глубин организма, данного человеку от рождения. Общественные отношения между людьми актуализируются инстанцией внутренних, биосоциальных стимулов и факторов человеческой жизнедеятельности. Голод, жажда, инстинкт самосохранения, тяга к общению с лицами противоположного пола — далеко не полный перечень естественных стимулов и побуждений, которые используются для включения человека в систему общественных связей и манипуляции его поведением. Об этом говорится в «Библия». Лишая человека «воды, света и тепла очага», римляне исключали изгоя не только из общественной, но и из физической жизни.
Наш организм, наша внутренняя природа и сейчас служит объектом кары при уголовном преследовании и наказании провинившегося человека, при содержании его в заключении. Во многих странах выысшей мерой наказания человека, преступившего закон, является деструкция организма обвинённого в формах, несовместимых с его жизнью: смертная казнь.
Главный смысл отношения общества и природы заключён, однако, в другом — в известном афоризме: «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Основной осью взаимодействия общества и природы являются хозяйственно-технологические или трудовые отношения, в рамках которых произошло формирование общества и человека. Культурное обособление человека от природной стихии прошло через этапы присваивающего и производящего хозяйствования людей, фазы пассивного подчинения природе и фазы технологического «господства» над ней в различных средах (оболочках) Земли.
Земная среда включает атмосферу, литосферу (твёрдую оболочку), гидросферу и биосферу. Важными для существования человека являются геокосмические факторы природы: силы земного притяжения, поток солнечных лучей, земная атмосфера, насыщенная кислородом, водная стихия, климатические условия и смена времён года. Для человека древности природа была естественной средой обитания и совокупностью стихийных условий его существования. Она включала естественно данные «дары природы» (плоды, ягоды, дичь и рыбу), которые человек присваивал готовыми. Формы и объемы взаимодействия человека с природным окружением лимитировались характером технологий присвоения естественно данного, составом природных ресурсов и объёмом человеческого желудка. В эпоху присваивающего хозяйства природа вела человека-собирателя на помочах, на более или менее «коротком поводке».
По мере усиления технологической экспансии человека в сферу его активности включаются новые естественные факторы, удалённые от непосредственных запросов людей. Расширяется и обогащается зона контакта общества и природы, которая называется географической средой: совокупностью природных факторов, составляющих необходимые условия существования и развития общества. Дары природы (естественно данные средства жизни) уступают место природным богатствам, которые обеспечивают технологическую активность производителя углём, нефтью, рудой, минералами, разнообразными источниками энергии (солнце, вода, ветер, гравитация). Поэтому на этапе производящего хозяйства географическая среда действует на человека не непосредственно, а через естественные условия его общественного существования. Человечество создаёт и всё более расширяет искусственную среду своего обитания: «вторую природу», «нейлоновый» или «пластмассовый мир».
В последнее столетие техногенное воздействие общества на вещество и процессы природы сопоставимо с действием природных стихий. Добывающая и перерабатывающая индустрия «перелопачивает» поверхность и недра Земли. Человечество превращается в новую геологическую силу, которая вызывает искусственные землетрясения, потопы, оползни, перегрев атмосферы и опустынивание огромных территорий. Искусственная среда обитания всё больше поглащает неокультуренную, естественную среду обитания человека, обостряя тем самым экологическую проблему, которая заключается в нарастании необратимого разрушения механизмов естественной среды обитания человека.
Сложное переплетение социальных и естественных закономерностей характеризует демографическую ситуациии. Анализ законов воспроизводства населения свидетельствует о том, что численность, половозрастной состав, география размещения, темпы прироста и смертности населения находятся в прямой или опосредованной зависимости от состояния экономических возможностей и стимулов функционирования общества, от механизмов воспроизводства его социальной структуры, от норм культурно-исторического бытия людей.
При возникновении общества требуется минимальная плотность населения, делающая возможными общение и кооперацию людей. Социальные институты (государство, право, культурные традиции) поэтому всегда регулировали ход воспроизводства новых поколений. Рабу запрещалось иметь семью и детей, рождённых в браке: купить пленённого невольника было дешевле, чем выращивать ребёнка-раба. В голодные годы Средневековья бедняки оставляли детей в лесу, чтобы не видеть, как те умирают от голода. По законам феодальной Японии уничтожался каждый пятый новорожденный, в первую очередь девочки — как нежелательные продолжательницы рода, что объяснялось угрозой перенаселения, которое грозило социальным взрывом бедному ресурсами и замкнутому японскому обществу.
Правда, примеры такого рода являются скорее исключением, чем правилом. В аграрных цивилизациях ребёнок обычно рассматривается не как лишний рот, а как будущий помощник в хозяйстве. Поэтому традиционные религиозно-этические нормы поощряют стихийно возникающую многодетность. Прогресс в деле охраны детства и земельная теснота привели традиционную Азию, Африку и Латинскую Америку к обострению демографической ситуации — к взрывному приросту населения в странах, которые не создали для молодёжи рабочих мест.
Высокие затраты на получение образования новыми членами семьи в постиндустриальной цивилизации легализуют иные нормы планирования семьи: сознательное ограничение числа детей в семьях двумя-тремя человеками. Здесь остаётся всё меньше места для неквалифицированного труда. Живой труд работников постепенно вытесняют промышленые автоматы. Механизация выталкивает живой труд и из сферы аграрного производства, а расширяющаяся сфера обслуживания не успевает вовремя поглощать образующийся избыток трудовых ресурсов. В демографическом плане поэтому постиндустриальное общество стремительно «стареет», а «третий мир» — «молодеет».
«Стареют» и многие страны СНГ, хотя по иным причинам. В них растёт число пенсионеров и падает процент работающих. Это свидетельствует о необходимости сознательной регуляции демографических процессов, в том числе — в Украине и в ближнем зарубежье.
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 1108;