НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Отождествление общества и природы, натурализация общественной жизни опирается на идеи социологического натурализма. Чаще всего он проводит прямую аналогиюмеждуприродойиобществом, объясняет специфику общественных процессов и отношений ссылками на закономерности природных явлений, апеллирует в науках об обществе к понятиям из области естественных и технических наук.
Современный натурализм в социологии переносит на общество схемы инженерно-технической деятельности, принципы устройства компьютеров и технических объектов, категории информатики и системотехники, принимая формы техноцентризма и информациоцентризма. В прежние времена натурсоциологизм апеллировал к идеям и образам, заимствованным из сферы ботаники, зоологии, анатомии, географии, геологии, физики, в частности, ньютоновской механики и термодинамики.
Общество как биологический организм (растение и животное) или биологическое сообщество (муравейник, улей, колония коралловых полипов, стадо), общество как часовой механизм или тепловая машина, общество как автомат или кибернетическая система — таков неполный перечень трактовок общественного целого социологическим натурализмом.
Корни натурализации социологического мышления уходят в прошлое. Первобытному мышлению присуще сближение корпоративных связей людей (племя, брачные фратрии, мужские союзы) с жизнью тотемных животных, которым поклонялся человек (орлов, соколов, волков, медведей, львов, крокодилов и т. д. и т. п.). Средневековые судьи выносили судебные вердикты в отношении грызунов и взбесившихся собак. Надоедливых насекомых и гадов считали карательными инструментами сил тьмы. Царь Ксеркс приказывал высечь море цепями как преступника, который разметал его флотилию. Античные мудрецы объясняли отличия в поведении человека и птиц разной длиной их кишечника. Птицей без перьев, но с ногтями назвал человека Платон, выясняя (в шутку) наш ближайший род и видовое отличие. Как правило, натурализация общественной жизни носила в те времена спорадический характер.
Были, однако, и примеры концептуального натурсоциологизма. Римский демагог Менений Агриппа рассказал плебсу басню о противоестественном конфликте рук и желудка одного организма, призывая недовольных плебеев (уклонявшихся от обороны города) при помощи этой аналогии к социально-гражданской солидарности с привилегированными патрициями. Отношения между сословиями патрициев и плебеев он отождествил с кризисом совместимости органов человеческого тела (corps), а норму физического благополучия организма — с гармоний общественных отношений. Исходя из органицистской аналогии, Менений Агриппа рекомендовал оппозиционным плебеям примириться с патрицианской верхушкой, пропагандировал натурсоциологическую схему решения социального конфликта.
Идеологи эпохи Просвещения активно пользовались понятиями «естественного общества», «естественного человека» и «естественного состояния». Просветители и романтики возвели естественное (дообщественное!) существование первобытных людей, их «жизнь в лесу» в идеал общественного устройства. Об этом писали Ж.-Ж. Руссо, Г.-Д. Торо и Г.-Л. Морган.
Г.-Ф. Гегель считал, вслед за Аристотелем, естественно-патриархальную семьюлюдей природной — тёмной основой общества, на смену которой в новое время пришло гражданское общество. Т. Мальтус выдал биологическую плодовитость человеческого рода за естественную и самую глубинную причину социальной нищеты английских низов и бед общества, которое шло по пути индустриализации и урбанизации.
Представители географического детерминизма главной причиной, которая вызывает отклонение социального поведения подданных от некоего («европейского») эталона и определяет специфику политических режимов, характер общественных кризисов, исторические перипетии цивилизаций и народов, направления политики конфликтующих стран, считают особенности климата, ландшафта, характер пищи, конфигурацию и размер территории государства, направление течения рек, удаление от морей и океанов, островное или континентальное положение страны и исторического региона.
Во влиянии воздуха, в специфике местности и климата видели причины социально-исторических событий Геродот и Гиппократ (Эллада). Остротой пищи жителей Азии, контрастом тамошних сезонных температур и ландшафтных впечатлений объяснил Ш. Монтескье (Франция) жесткость азиатского права и деспотизм восточных монархий в сравнении с умеренными формами правления европейских монархий. В факторах географической среды находил объяснение истории Европы Г. Бокль (Англия). От Л. И. Мечникова (Россия) и Э. Реклю (Франция) к Ф. Ратцелю (Германия), Р. Челлену (Швеция), Х. Маккиндеру (Великобритания) и А. Мэхэну (США) тянется геополитическая концепция аридных, континентальных, речных, морских и океанических цивилизаций, исторические судьбы которых обусловило их привилегированное географическое положение. Геополитическая концепция К. Хаусхофера (Германия) легла в основу программы агрессии Третьего Райха под лозунгом борьбы за «жизненное пространство». Как известно, она изложена в гитлеровской «Майн Кампф». Решающее влияние особенностей хозяйственного ландшафта на судьбы степных, лесных и горских этносов («ландшафтных цивилизаций») подчёркивали Г. В. Вернадский и Л. Н. Гумилёв (Россия – СССР). О воздействии «территориального инстинкта» человека на его социальные реакции пишет Т. Ардри (США).
Био-психо-физиологические реакции человека абсолютизировали З. Фрейд и его последователи. Они считали, что унаследованное нами от биологических предков подсознание формирует отношения агрессии, разрушения и социальных конфликтов. В работе «Тотем и табу» З. Фрейд наполняет регуляторы человеческого общения — мораль, право и религию — подсознательным чувством вины, которое преследует бесконечные поколения людей за акт каннибализма — убийство и ритуальное поедание сыновьями тела деспотического отца – патриарха первобытной дикой орды. Аналогичным образом трактуют фрейдисты поведение митингующих масс, которые обожествляли фюреров и «отцов народов» под влиянием древних инстинктов. Производственный травматизм на предприятих Запада неофрейдисты считают следствием подсознательного чувства вины рабочих перед хозяином.
Линию биологизации социального бытия людей и их общественных отношений продолжает социоэтология. Этология — наука о поведении животных в естественных условиях видит в человеческом обществе продолжение закономерностей зоологического типа. Такой подход иллюстрирует интерпретация К. Лоренцом полового, пищевого, «территориального» инстинкта человека и птицы. Н. Тинберген проводят прямые аналогии между поведенческими инстинктами животных и механизмами человеческого взаимодействия, которые люди, по его мнению, унаследовали от своих животных предков. Этологи отождествляют причины и механизмы социального и животнообразного доминирования, иерархические отношения, лидерство в объединениях обоих типов. Они сближают зоологические и социальные механизмы агрессии и начала, которые её сдерживают, типа заповедей «не убий». В животном мире социоэтологи видят реализацию принципов «не укради», «нетрудящийся да не ест», «люби ближнего как самого себя». Биологическая стадность признаётся эквивалентом сложных человеческих отношений. Социальный обмен, попрошайничество, отчуждение собственности (потребительских благ) — отношения, которые характеризуют общественную жизнь, выводятся ими из инстинктообразной психики предков человека в биологическом мире.
Идеи такого рода далеко не безобидны. Ведь авторитарные империи восточного типа и тоталитарные режимы ХХ века объявлены этологами продуктами инстинктивной «самосборки» «людей-муравьёв», а кровавые политические режимы — стихийно возникшими «социальными муравейниками». Ответственность за антигуманную практику тоталитаризма — ответственность, которую должны нести представители социальных групп и конкретные лица (инициирующие и возглавляющие террористические режимы), адресуется природе, которая, мол, заложила во всех живых существах, стоящих выше уровня червеобразных (но не ниже уровня насекомых: муравьёв и пчёл) инстинкт стадной субординации (доминирования) и агрессии. Человек лишен природных регуляторов, которые нейтрализуют естественную агрессию среди животных. И это делает отношения людей особенно опасными, считают этологи.
Да, человек вышел из животного мира. Однако поверхностные аналогии натурсоциологов не должны увести социальную философию от решения реальных проблем взаимодействия социального и природного начал в общественной жизни. Сближение же социальных и природных фактов по несущественным признакам не упрощает, а искажает механизмы действия социальных законов и затемняет пути социального анализа.
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 1058;