Категории формы и содержания
Форма и содержание – парные, диалектические, соотносительные категории, во взаимосвязи которых выражается и осмысливается упорядоченность мира и его составляющих, углубляется наше представление о процессе развития всех сфер реальности.
Понятие формы в её соотнесении с материей занимает центральное место в античной философии, в частности, у Аристотеля. Форма понимается как организующий фактор бытия, – Аристотелю она представлялась активной силой, организующей пассивную материю, по аналогии с ситуациями человеческого творчества (воздействие гончара на глину, скульптора на мрамор и т.п.).
Понятие формы мыслилось и употреблялось в соотнесении с понятием материи, которая подлежит оформлению, упорядочению. Конкретная вещь есть единство формы и материи, т.е. одновременно и форма, и материя; различие же между ними относительно.
Эта диалектическая идея находит своё выражение в философии Гегеля. Он первым вводит категорию «содержание», которая включает форму и материю как снятые моменты. По Гегелю отношение между содержанием и формой есть взаимопроникновение диалектических противоположностей. Материя становится содержанием только будучи определённой, оформленной материей.
Идея Гегеля о единстве и взаимодействии формы и содержания была воспринята материалистической диалектикой. Под содержанием понимается единство всех составных элементов объекта, его свойств, противоречий, тенденций, т.е. всего, что определяет основной тип, характер объекта, явления, процесса. Форма – способ существования и выражения содержания.
Содержание и форма – категории диалектические. Их отношение характеризуется единством, доходящим до перехода друг в друга, но это единство – относительно. Во взаимоотношении формы и содержания последнее представляет подвижную, динамическую сторону объекта, а форма включает систему устойчивых, более консервативных связей этого объекта. Возникающее в ходе развития несоответствие формы и содержания разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развивающемуся содержанию.
Следует подчеркнуть, что форма выступает не просто как что-то внешнее, поверхностное в развивающемся объекте. Она активна, это фактор внутренней организации объекта или процесса. Форма закрепляет определённую ступень в развитии объекта, обеспечивая накопление изменений и возможность дальнейшего развития. Многообразие форм объектов и процессов создаёт многообразие мира. Практические начинания, научные открытия, технические изобретения, художественные новации, театральные и балетные постановки – всё это требует профессионального закрепления в адекватной форме, иначе они не могут претендовать на долговечность существования в определённой культуре.
В качестве упорядочивающего фактора форма более консервативна, чем содержание. Так, консервативность форм управления обществом, которые не соответствуют динамике его развития, приводит к застойным явлениям и кризисам в разных сферах социальной жизни. В процессе развития всех сфер реальности формы устаревают, становятся тормозом развития. Переход на новый этап требует перестройки формы, её обновления.
Для диалектики характерно рассматривать объект в единстве его содержания и формы. Одна из метафизических трактовок этих категорий – формализм, отдающий предпочтение форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. Например, в сфере управления это предпочтение проявляется как бюрократизм, т.е. преклонение перед буквой закона, инструкции, распоряжения при полном небрежении их смыслом и духом. В сфере нравственности – формальное соблюдение норм этикета вне зависимости от конкретных обстоятельств. В эстетике – концепция эстетизма – преобладание формы над содержанием в произведениях искусства, «искусство ради искусства». В сфере образования – стремление получить диплом, а не глубокие, содержательные знания
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 1718;