Противоречивость бытия и познания.
Объектом диалектики является процесс развития, взятый во всём многообразии его сторон, связей, тенденций. Механизм данного процесса в общефилософском плане раскрывается через основные законы диалектики.
Принципиальные положения о диалектической противоположности бытия и познания получили название закона единства и борьбы противоположностей. Три закона диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания) отражают различные стороны сложного и противоречивого механизма процесса развития.
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает наиболее сложный вопрос действия механизма развития, а именно вопрос об источнике развития. Что является источником развития бытия и познания?
В общефилософском плане ответ на этот вопрос был высказан уже в античной философии. Древнегреческий философ Гераклит первым сформулировал в общем виде закон противоречия, утверждая, что всеобщая изменчивость вещей, непрерывная смена явлений обусловлены борьбой противоположных сил. В самих вещах, по мнению Гераклита, коренятся дружба и вражда. В эпоху Возрождения Николай Кузанский выдвинул идею совпадения противоположностей в процессе бесконечного развития. «Противоречие движет миром», - утверждал великий диалектик Гегель. Закон противоречия у него – это закон развития разума, а в абсолютной идее все противоречия растворяются (т.е. идея приходит к состоянию тождества с самой собой) и таким образом заканчивается развитие.
В современном материализме закон противоречия рассматривается как закон объективного мира. Он имеет всеобщий характер, так как его действие проявляется во всех сферах бытия.
Суть этого закона состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путём раздвоения единого на взаимоисключающие и противоположные моменты, стороны и тенденции, взаимодействие которых, с одной стороны, характеризует систему как нечто целое и качественно определённое, а с другой – составляет внутреннюю пружину её изменения и развития в новое качество.
Содержание данного закона раскрывается через систему категорий, таких как единство, тождество, противоположности, противоречие. Источником развития является противоречие. Внутренне противоречив мир природы и общества, человека и познания. Что включается в содержание философской категории «противоречие»?
Противоречие – это отношение противоположности, т.е. таких сторон предмета, которые взаимно предполагают, обусловливают и вместе с тем отрицают, исключат друг друга. Противоречие – взаимодействие противоположностей, некий обменный процесс (процесс обмена энергией, веществом, информацией).
Необходимо отличать внешние противоположности от внутренних. Для внешних противоположностей характерна более или менее четкая разделенность, поляризация сторон отношения; для внутренних – свойственная пространственная совмещённость. Поэтому в предмете, в котором наиболее полно реализуется взаимопроникновение противоположностей, существует не противоречие сторон, а о противоречие свойств и тенденций.
внутреннее взаимодействие противоположностей выступает как самопротиворечивость объекта, его самоотрицательность. Все объекты содержат в себе «своё иное», свою противоположность, поэтому они самопротиворечивы. Самопротиворечивость объекта есть источник его самодвижения.
Развитие объекта есть процесс возникновения, развертывания и разрешения свойственных ему противоречий и прежде всего внутренних противоречий. Будучи источником всякого развития, противоречие характеризуется всеобщностью и необходимостью. Ведущей, определяющей стороной развития выступает борьба противоположностей (абсолютность борьбы) и относительность единства противоположностей. Противоречие – это диалектическая категория – процесс, взаимодействие противоположностей выражает саморазвитие объекта. Развитие – как саморазвитие, как взаимодействие противоположностей – присуще всем конкретным системам действительности. Как в области неживой, так и в области живой природы, в том числе обществе и познании, действуют внутренние и внешние противоречия.
Конкретные формы взаимодействия противоположностей бесконечно многообразны. С самого начала возникновения объекта и до его превращения в другой объект в нём действуют специфические противоречия: притяжение и отталкивание в форме приближения и удаления масс; положительные и отрицательные энергетические заряды; химическое соединение и разложение; ассимиляция диссимиляция в организмах; возбуждение и торможение нервного процесса; общественное сотрудничество и социальные конфликты. Для каждой из этих систем существуют свои противоречия, которые, в конце концов, ведут к появлению нового качества. Общим же для них является сама диалектическая форма: раздвоение единого на противоположности и взаимодействие между ними.
Это относится ко всем областям знания и ко всем сферам действительности, начиная от элементарных частиц и кончая человеком и отношением людей в обществе. Например, элементарные частицы материи могут быть поняты только как единства вещества и поля, во взаимосвязи и взаимодействии. Они закономерно превращаются друг в друга. Обладая конечными размерами, конкретная система создаёт поля, а последние имеют тенденцию к безграничному распространению в мироздании. Благодаря взаимодействию вещества и поля как противоположностей в конечном счёте оказывается возможным формирование материальных систем из элементарных частиц.
Биологическая форма движения также характеризуется своими особыми диалектическими противоречиями. Обмен веществ слагается из двух процессов, образующих противоречивое единство: ассимиляция, которая состоит в построении свойственных данному живому телу веществ из поступающей из внешней среды пищи, и диссимиляции, которая состоит в химическом расщеплении веществ живого тела с освобождением нужной для жизни энергии. Во внутривидовых и межвидовых отношениях противоречия выступают в форме борьбы между особями одного вида, если они ограничены в жизненных условиях, и особенно в форме межвидовой борьбы. Результатом действия противоречий между организмом и средой является естественный отбор.
В общественных явлениях возникают совершенно новые типы противоречий: между обществом и природой; производством и потребностями людей; между старым и новым во всех проявлениях.
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 1770;