Бессознательное_______________________________
Сектор I является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире и о своём организме.
Сектор II включает логико-понятийные компоненты сознания. С помощью мышления человек выходит за пределы чувственно воспринимаемого в сущностные уровни; это сфера общих понятий, мыслительных операция анализа и синтеза и логических доказательств.
Сектор III можно связать с эмоциональной компонентной сознания. Это сфера личностных, субъективно – психологических перепсиваний, памяти, предчувствий. Сюда относятся: 1) инстинктивно – аффектные состояния (неотчётливые перепсивания, предчувствия, галлюцинации, стрессы); 2) эмоции (гнев, страх, восторг и т.п.); 3) чувства, отличающиеся большой отчетливостью, осознанностью и наличием образно – визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.п.)
Сектор IV может быть соотнесён с ценностной компонентности нашего сознания. Здесь присутствуют высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, творческие способности в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции.
Как замечает А.В. Иванов, предложенную схему сознания можно соотнести с межполушарной асимметрией мозга, где внешнепозновательной составляющей сознания (секторы I и II) будет соответствовать деятельность левого, «языкового», аналитико-дискурсивного полушария, а ценностно-эмоциональной компоненте сознания (секторы III и IV) – интегративно-интуитивно работа правого полушария.
В поле сознания (в круге) могут быть выделены также нижний и верхний сегменты: нижнему соответствует бессознательное, а верхнему – сверхсознание.
С помощью сверхсознательных способностей мы выходим на универсальное информационное поле мироздания, которое является всеобщей формой связи, формой универсального взаимодействия и тем самым единства мира.
Во многих философских идеалистических системах доказывается, что высшее знание открывается сознанию лишь в актах сверхсознательного озарения, когда человек «сливается» с божественным или космическим Разумом.
2.СВIДОМIСТЬ ТА МОВА
Развитие и функционирование сознания тесно связано с языком. «Язык – это знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности»* Посредством языка переживания, мысли отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство общества. Язык является материальной формой конденсации и хранения идеальных моментов человеческого сознания и в этом качестве играет роль механизма социальной наследственности.
Внутренне противоречивое – диалектическое – единство мышления и языка проявляется в том, что своё адекватное выражение мысль получает в языке. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как её основа и орудие. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений (чувственного познания) к понятиям (логическому познанию).
Язык влияет на сознание, исторически сложившиеся нормы языка специальны у разных народов. Стиль мышления, например, в немецкой философской культуре иной, чем во французской, что в известной мере зависит от особенностей национальных языков этих народов. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной; мышление определяется главным образом своими связями с действительностью, язык же лишь отчасти видоизменяет форму и стиль мышления.
3. СВIДОМIСТЬ ТА САМОСВIДОМIСТЬ
Проблема сознания тесно связана с вопросом о самосознании. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
Первая форма самосознания – самочувствие, т.е. осознание своего тела и его включенности в мир окружающих вещей и людей.
Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к той или иной социальной группе, этносу, той или иной культуре.
Наконец, самый высокий уровень развития самосознания – возникновение осознания своего личностного «Я». Познавая себя, человек развивается. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, сам осознающий человек берёт на себя ответственность за них.
Таким образом, самосознание – это не только разнообразные формы и уровни самосознания, но это также всегда самооценка и самоконтроль.
Отношение человека к самому себе необходимо опосредовано его отношением к другому человеку. Самосознание возникает не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, но в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. Формирование самосознания невозможно без социального фактора; оно происходит в результате общения, при отграничении себя от других людей и в тоже время при соотнесении себя с позиции других людей и общества.
В процессе формирования самосознания человек становится личностью и начинает осознавать себя как личность и как субъекта практической деятельности.
4. ВИТОКИ СВIДОМОСТI
В философской и научной литературе сформировались разные стратегии исследования этого вопроса: объективно-идеалистическая натуралистическая (вульгарно-материалистическая), реалистическая и др.
Объективно-идеалистический подход утверждает наличие структур и компонентов сознания, не зависимых от мозга и определяемых высшим духовным началом мира.
Натуралистическое направление сосредоточено на выявлении связи сознания с материально-вещным субстратом.
Некоторые его представители указывают, что мышление «вырабатывается» мозгом, подобно тому, как желчь вырабатывается печенью; характер мышления для них определяется пищей, влияющей через химизм крови на мозг и его работу.
Философско-реалистическое направление выделяет следующие факторы, обуславливающие содержание сознания:
1. Внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления, которые отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов.
2. Социокультурная среда – этические и эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, знания, накопленные человечеством. Часть норм и запретов социокультурного характера переходит индивидуальное сознание в качестве «Сверх-Я» этого сознания. Благодаря этому сознание индивида способно «подниматься» над непосредственно данной ситуацией на уровень общественного осознания и осмысления.
3. Собственный духовный мир человека, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний.
4. Мозг человека как микроструктурная природная система, обеспечивающая на клеточно-тканевом уровне организации материи осуществление общих функций сознания. На состояние сознания влияют и условно-рефлекторная деятельность мозга, и его биохимическая организация. Но в противоположность натурализму соотношение мозга и сознания понимается не как отношение причины и следствия, а как отношение органа, материального субстрата и его функции.
5. Вероятно, источником сознания выступает и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание человека. Исследователи в области биоэнерго-информатики приходят к выводам: «…мозг представляет собой космическую систему, которая берет для своей работы энергию непосредственно из Вселенной»…«мозг связан с биосферой планеты и, следовательно, со всей Вселенной двумя каналами связи – энергетическим и информационным».*
В заключение следует отметить, что при формировании актуального содержания все указанные факторы взаимосвязаны. Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе над личностных форм общественного сознания.
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 726;