Iстина як мета пiзнання
Проблема истины является ведущей в философии познания – гносеологии (эпистемологии). Основные вопросы философской теории познания касаются средств и путец достижения истины, форм существования истинного знания, структуры познавательных отношений.
Понятие истины относятся к важнейшим и в системе мировоззренческих проблем. Оно соотносятся с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «красота», «смысл жизни». От того, как понимается истина, как решается вопрос, достижима ли она, - зависит зачастую и жизненная позиция человека, понимания им своего назначения.
Существуют различные концепции, разное понимание истины. Первая из них: истина – это соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта. Так понимали истину Платон и Аристотель, Фома Аквинский, Гегель, Фейербах, Маркс; разделяют эту концепцию и многие философы ХХ столетия.
Одним из важнейших принципов познания является принцип объективности рассмотрения объекта. Истина фиксирует объективное содержание человеческого знания. Но процесс и акт этой фиксации возможны только на основе деятельности человеческого субъекта, поэтому в истине отражается также субъективная действительность, духовная реальность.
И само познание как процесс, и результат познания – истина – понимаются, как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой. Одновременно истина – это не только достигнутый результат познания, но и сам процесс ее достижения, т.е. истина не задается в готовом виде, истина есть процесс.
Из понимания истины как объективной следует ее конкретность. Конкретность истины – это зависимость знания от условий, места и времени, в которых оно развивается. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.
Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная. Вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины встал тогда, когда обнаружилась несостоятельность претензий на возможность абсолютного, полного, окончательного постижения объектов развивающегося мира.
Под абсолютной истиной в настоящие время понимается знание, тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Такие истины есть:
- результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов);
- окончательное знание определенных аспектов действительности;
- то содержание нашего знания, которое не изменится и будет сохранено в процессе дальнейшего познания;
- полное, законченное, не когда не достижимое знание о мире.
Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете. Относительная истина – это неполное знание о предмете. Относительная истина – это реальное состояние нашего знания на каждом определенном этапе.
Пример такого рода относительности истины – знание о мире в классической механике и в теории относительности. Классическая механика считалась истинной теорией без ограничений, поскольку описывала и предсказывала реальные процессы механического движения и вполне удовлетворяла запросам практики. С возникновением теории относительности оказалось, что классическую механику уже нельзя рассматривать как истинную без ограничений, т.е. она стала относительно истинной (истинной с ограничениями). Сейчас классическая механика (с внесёнными в неё ограничениями) и релятивистская механика связаны между собой как истина менее полная и истина более полная (но не абсолютная). Абсолютное же соответствие между нашим знанием (т.е. мысленным отражением действительности) и самой имеющейся действительностью, существующей независимо от нас, недостижимо ни на какой ступени познания.
Движение от менее полной истины к более полной (т.е. развитие нашего знания) имеет моменты устойчивости и моменты изменчивости. В своём диалектическом единстве оно обеспечивает рост истинностного содержания знания. При нарушении этого единства рост истины замедляется или прекращается вообще.
При абсолютизации момента устойчивости формируется фетишизм, догматизм, культовое отношение к авторитету.
Абсолютизация момента изменчивости, относительности знания порождает релятивизм, скептицизм и, в конце концов, агностицизм. Релятивизм обуславливает настроение смятения и пессимизма в области познания, мировоззренческие кризисы в науке (например ситуация на рубеже 19-го и 20-го столетий в связи с «новейшей революцией» в естествознании).
Диалектический подход противопоставляет односторонности догматизма и релятивизма такое понимание истины, в котором воедино связаны абсолютность и относительность, устойчивость и изменчивость.
Помимо традиционного классического понимания истины как соответствия знания действительности, существуют и другие, выраженные в таких утверждениях:
«Истина – это полезность знания, его эффективность» (утилитаризм и прагматизм); «истина – это соглашение» (конвенционализм); «истина – это свойство самосогласованности знаний» (неопозитивизм).
Истина – это проблема человека, проблема человеческого бытия. Она выявляет объективное содержание человеческих проблем и побуждает общественного человека совершенствовать теоретические и практические средства деятельности. Истина указывает не только на соответствие человеческих знаний реальности, но и на ограниченность человеческих средств познания, на перспективы изменения и перераспределения человеческих сил.
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 857;