Чуттеве та рацiональне пiзнання

 

 

Достижение истинного знания включает в себя использование всех познавательных способностей человека и прежде всего данных, которые дают для мышления органы чувств. Вопрос о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в процессе познания в истории философии был поставлен давно.

Одни философы считали, что источником нашего знания, формы непосредственной связи человека с внешним миром являются ощущения и восприятия. Такое решение проблемы об источниках знания стало называться сенсуализмом (от лат. Sensus – чувство). Сенсуалистическая концепция была выдвинута еще древнегреческими философами (Демокритом, Эпикуром, отчасти Аристотелем), однако свою классическую форму сенсуализм приобрел в философии Нового времени (Локк, Кондильяк, французские материалисты, Л. Фейербах). Основное положение сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах» - выражает убеждение в чувственном происхождении человеческих знаний.

Ощущения непосредственно связывают человека с явлениями и процессами, происходящими во внешнем мире. В силу этого ощущения (субъективная реальность) достоверны. Эта достоверность является результатом эволюции. Поэтому об ощущениях как таковых нельзя ставить вопрос, истинны они или ложны, поскольку истина и заблуждение – это характеристики знания, а ощущения являются источником знания, его фундаментом, но ещё не самим знанием. Так, зрение не обманывает человека: когда мы видим «надломленный» карандаш в воде, те зрительные ощущения отражают определённую объективную реальность – явление преломления света.

В истории философии было выдвинуто деление качеств вещей, постигаемых ощущениями, на первичные и вторичные. Одни (формы, непроницаемость тела) первичны, объективны, и наши ощущения их отражают такими, какими они существуют в действительности; другие же (цвет, вкус, запах) вторичны, субъективны и отражают не сам предмет, а его восприятие субъектом и отношение субъекта к нему. Но такое деление качеств или свойств может привести к сенсуализму, к идеалистическому сенсуализму и агностицизму: «Реальность – это комплексы ощущений».

Материалистическая теория познания утверждает, что ощущение является результатом взаимодействия двух форм материи – раздражителя, находящегося вне органов чувств, и материи, организованной в виде нервной системы, анализаторов.

В связи с этим в истории философии был поднят вопрос: не является ли ограниченное самой природой количество рецепторов (нервных окончаний) и сила их чувствительности естественными границами для познания человека? Но ощущения не исчерпывают познавательных возможностей человека. Его мышление, основываясь на практике, может постичь то, что не отражается ощущениями.

Познание представляет собой общественно-исторический процесс, а органы чувств со своими ощущениями – это только некоторый необходимый природный минимум, обеспечивающий выход человеческого сознания к объекту. В процессе познания и практики создаются искусственные орудия познания, научные приборы, раздвигающие естественные границы органов и усиливающие их.

С развитием теоретического мышления в теории познания появилось течение рационализма, считающее именно разум основой познания и практической деятельности.

Анализирую опыт развития науки, особенно математики, в области которой плодотворно работали сами философы-рационалисты (Декарт, Лейбниц), они не могли не заметить, что роль мышления несводима к простому суммированию данных опыта. В мышлении человек выходит за пределы опыта, создаёт общие и абстрактные понятия. Рационализм абсолютизирует эту теоретическую функцию человеческого мышления и превращает самостоятельную обособленную от чувственного опыта и практической деятельности человека сущность.

В действительности же познание является органическим единством противоположных моментов - чувственного и рационального, оно невозможно без одного из них. Даже в самом простом эмпирическом суждении происходит синтез данных чувственности на основе определённых логических форм. Превращение чувственного и рационального познания в обособленные, самостоятельные и качественно отличные друг от друга.

Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.

Ощущение – это элементарное психическое явление, отражение отдельных свойств предметов объективного мира, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

Восприятие – целостный образ предмета, данного посредством наблюдения; это «чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств»* Субстратом восприятия является система ощущений, отражающих непрерывный пространственно-временной (или только временной) комплекс.

Представление– чувственно наглядный обобщённый образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия этих предметов и явлений на органы чувств.

В представлении на основе памяти у человека закрепляется и сохраняется то, что объективно становится его достоянием благодаря практике.

Хотя представление является формой индивидуального чувственного отражения, у человека оно неразрывно связано (общественно выработанными значениями, опосредовано языком, наполнено общественным содержанием и всегда осмысленно и осознанно). Представление – необходимый элемент сознания, т.к. оно постоянно связывает значение и смысл понятий с образом вещей и в то же время даёт возможность сознанию свободно оперировать чувственными образами предметов.

Формами рационального, логического познания-мышления, - являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это форма мышления, отражающая общие, существенные в определённом отношении свойства предметов, явлений, процессов действительности.

В понятии фиксируется и выражается качественная, количественная и структурная определённость предметов и явлений объективной реальности.

Понятия не существуют изолированно от других форм мысли. Как самый полный словарь – это ещё не собственно язык, так и сумма всех понятий и их определение, классификация, сопоставление, анализ и синтез. Эти процессы осуществляются в форме суждений.

Суждение – мысль, выраженная как высказывание, в форме предложения, в котором нечто утверждается или отрицается об объектах и являющаяся объективно либо истинной, либо ложной.

Суждение состоит из трёх элементов. Во-первых, в нём имеется субъект суждения, т.е. мысль, выделяющая предмет суждения. Во-вторых, во всяком суждении имеется предикат, т.е. мысль о характере субъекта суждения, его сторонах, свойствах, особенностях. В-третьих, органической составной чистого суждения является мысль, характеризующая связь субъекта и предиката, которая называется отношением. Если в мысли присутствует обособленно субъект и обособленно предикат, то собственно суждения ещё не существует. Только когда они поставлены в определённое отношение друг к другу, возникает суждение. Отношение – это тот элемент, который определяет логические типы суждений.

В ходе мыслительной деятельности человек оперирует суждениями, соединяя их в соответствующие комбинации с целью получения нового знания и таким образом переходит к новой форме мышления – умозаключению.

Умозаключение – это форма мышления, рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений (называемых посылками) выводится новое суждение (логический вывод или следствие), которое логически вытекает из посылок на основании определенных правил вывода.

Как и суждение, умозаключения могут быть классифицированы в зависимости от типа отношений. Умозаключения подразделяются на дедуктивные и индуктивные.

Дедукция (от лат. Deductio – выведение) – это метод и процесс движения мысли от общего к частному.

Индукция (от лат. Induktio – наведение) – это метод и процесс движения мысли от частного к общему.

 








Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 622;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.